Дмитрий Статовский, CEO компании 1Reality

Сейчас огромный спрос на услуги дополненной реальности исходит из таких сфер, как реклама, образование, туризм, ивент-менеджмент. О перспективах отрасли можно судить по различным факторам — например, по тому, сколько специалистов туда уходят. Так, около 70% людей, работающих в сфере AR (additional reality) и VR, задействованы в этой области меньше года, и только 8% разработчиков имеют опыт больше 5 лет. Что касается инвестиционной привлекательности, ее можно оценить по количеству профильных инвестфондов. Если еще лет восемь назад во всем мире действовали несколько фондов, которые инвестировали в виртуальную реальность, то сейчас этих организаций порядка трехсот. Россия — некий базис этой отрасли, так как много наших разработчиков поставляет VR-контент на зарубежные рынки.

За последние пять лет около пяти миллиардов долларов были вложены в VR-технологии. Более того, в России появился отраслевой фонд VR-Tech, который скупает проектные команды. Среди коллег очень много команд, которые постоянно участвуют и побеждают в конкурсах. Каких-то ярких входов в проекты на территории РФ пока нет, не говоря уже о продажах, однако ждать бума осталось недолго.

Сейчас можно констатировать тот факт, что крупные форумы не проходят без VR. В Петербурге много таких площадок, в том числе с государственной поддержкой. Так, 3 сентября мы намерены собрать всех участников этого рынка на Unreal Fest, который пройдет при поддержке комитета по промышленности и инновациям. Это попытка консолидировать игроков отрасли, спрогнозировать будущее. Мы также ставим перед собой задачу познакомить с технологией потенциальных пользователей. Отрасль, кстати, благодарна в связи с этим Pokemon Go: медиафон сильно сказывается на индустрии. Дайте производителям год-два, и эти технологии будут не только на слуху у бизнеса, но и у обычных пользователей.

Университет ИТМО. Пресс-конференция по виртуальной реальности
Университет ИТМО. Пресс-конференция по виртуальной реальности

Что касается возникшего двойственного отношения к технологиям виртуальной и дополненной реальности после шумихи с Pokemon Go, мы видим немало корреляций с запретами компьютерных игр. Так или иначе, вопрос безопасности использования детьми технологий VR и тех же игр должен быть обращен не к производителям, а к родителям.

Дмитрий Кириллов, генеральный директор компании VRARlab

Как применять эти технологии эффективно? Как их можно использовать не только для развлечения людей? Мы разработали тренажер когнитивных функций в виртуальной реальности, который улучшает различные аспекты памяти и образного мышления. В рамках проекта мы проводили большое исследование в начале года при участии 125 добровольцев. При этом у нас было три группы — контрольная группа, группа, которая использовала VR, и группа, которая использовала наш продукт без VR.

Согласно результатам, VR действительно эффективен: он эффективнее классических способов восприятия информации. Посредством VR намного легче развивать интеллект человека, его отдельные аспекты. Так, в августе мы запустим большую образовательную платформу, с помощью которой мы проверим ряд своих гипотез и посмотрим на то, какие аспекты знаний можно туда подключать. Эта платформа будет обеспечивать распределенную коммуникацию людей по всему миру, перемещать их в те места, о которых они говорят, визуализировать предметы их разговоров. Это невероятно эффективная вещь, когда эти технологии применяешь в образовании: дети видят суть вещей, могут заглянуть внутрь атома, понять принцип устройства кристаллической решетки. Мы можем использовать VR в классах, для дистанционного обучения, перемещая людей в виртуальное пространство для взаимодействия с реальными людьми. Есть возможность также тренировать пользователей для публичных выступлений, моделируя нужную ситуацию.

Если говорить о том, насколько эти технологии монетизируемы, тут есть два аспекта: во-первых, бизнес, а во-вторых, пользователи. Если мы говорим о b2b, то монетизация происходит уже сейчас: мы работаем с различными корпорациями, заинтересованными в том, чтобы свой персонал тренировать. Очень удобно в больших корпорациях проводить ознакомление с работой — не надо тратить время на хождение по коридорам. Человек просто надевает шлем и изучает свое место работы безо всякой посторонней помощи.

Университет ИТМО. Денис Столяров
Университет ИТМО. Денис Столяров

Что касается рынка b2c, то это более «долгие» деньги, более длительная история. Динамика очень большая ввиду распространения Samsung GearVR — продажи растут в два раза чуть ли не каждый месяц. Как только выйдут на рынок Google Daydream и специализированный шлем Huavei, ситуация может в корне поменяться. Ведь производители телефонов сейчас сами очень сильно заинтересованы в продаже смартфонов, поддерживающих виртуальную реальность, и шлемы дарят вместе с ними. Это касается и России в том числе.

Денис Столяров, ведущий инженер Центра дизайна и мультимедиа ФТМИ Университета ИТМО

В ближайшие 5−10 лет мы с вами станем свидетелями некой новой эры и застанем время развития виртуальной реальности. У нас уже сейчас складывается отличный опыт работы с государственными учреждениями, даже с такими консервативными, на первый взгляд, как музеи. Сейчас у нас стартует большой проект в сотрудничестве с Эрмитажем: человек, надев VR-шлем, может оказаться там, где обычно посетителям Эрмитажа вход воспрещен. Это касается и эрмитажных котов: с помощью технологий виртуальной реальности можно познакомиться с их бытом в музее. Также с помощью шлема можно посмотреть на запуск часов «Павлин», которые в свое время в Россию привез Петр I. Кроме того, у нас запущен совместный проект с Соловецким монастырем. Надо сказать, что местные монахи охотно пользуются VR-гаджетами.

Процесс роста технологий VR необратим: подрастает поколение людей, которые буквально с рождения имеют айпад и начинают интуитивно понимать эти технологии. Виртуальная реальность — это технологии даже не завтрашнего, а сегодняшнего дня, сейчас людям нужно решить, как жить с ними дальше.

Виртуальная реальность: прогнозы и острые вопросы
Виртуальная реальность: прогнозы и острые вопросы

Максим Никонов, технический директор и режиссер киностудии LenVR

Мы с вами живем в эпоху, когда появляется нечто совершенно новое, очень сильно отличающееся от всего того, что существовало раньше. Кино, как и все остальные индустрии, не осталось в стороне, и режиссеры стали использовать эту новую среду для съемок фильмов в новом формате. Фильмы эти очень сильно меняют восприятие художественного замысла. Зритель может полностью погрузиться в фильм, чувствовать себя главным героем, смотреть по сторонам и чувствовать все происходящее вокруг.

Наша студия делает разные фильмы — от художественных и интерактивных до музыкальных клипов и документалистики. Сейчас в мире очень мало таких фильмов, хотя в Голливуде уже интересуются этой технологией. Пока полнометражных картин нет, но процесс уже запущен. Это здорово, потому что данная сфера представляет собой огромное поле для исследований.

VR телепортирует человека в некую другую среду, и зритель, который смотрит такой фильм, ощущает себя полностью погруженным, поэтому у нас возникла идея перенести человека в некое труднодоступное пространство. К сожалению, один из таких проектов, фильм о Чернобыле, не смог собрать нужное количество денег на Boomstarter, и был заморожен. Сейчас мы переключились на съемки документального фильма «Эльбрус», которые стартуют буквально на днях. Мы хотим погрузить зрителя в яркие, живописные и труднодоступные места, куда далеко не у всех людей получится поехать. Также мы работаем над полнометражной картиной, проект которой ждет одобрения в Министерстве культуры.

Что касается безопасности технологий VR, думаю, если пытаться все запрещать, особенно передовые разработки, мы просто не будем развиваться. Все это зависит от воспитания и отношения не только к технологиям, но и к миру вокруг себя.