Iversity — европейская образовательная платформа, основанная в 2011 году Джонасом Лимпманном и Ханнес Клеппер. С появлением массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) в 2012 году она стала первой европейской платформой, специализирующейся на их размещении. Курсы бесплатны и открыты для всех. В основном они доступны на английском и немецком, однако есть курсы и на других языках.
Сегодня платформа насчитывает более 750 000 зарегистрированных пользователей, отмечают в компании. Кроме того, Iversity является одной из немногих платформ, предлагающих онлайн-курсы, предоставляющие ECTS-кредиты. ECTS — European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода зачетных единиц, которая позволяет оценивать уровень освоения дисциплин и полученные квалификации по единой шкале, несмотря на отличия в образовательных стандартах в разных странах Европы или странах, которые сотрудничают с европейскими вузами в рамках межгосударственных соглашений.
В этом году партнером платформы стал Университет ИТМО. В начале июня на Iversity появился первый курс вуза — «Введение в теорию графов» (Einführung in die Graphentheorie), опубликованный на немецком языке. Его автор — заведующая кафедрой компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО, профессор Любовь Лисицына. Цель курса — помочь учащимся сформировать теоретический базис и применять ряд наиболее популярных и востребованных на практике алгоритмических методов решения задач на графах. В состав курса входят видеолекции, компьютерные тесты и интернет-экзамен. Длительность курса составляет пять недель.
«Эту платформу можно рассматривать как некий плацдарм для нашего университета в Европе. Благодаря такому опыту мы сможем сравнить, насколько европейские подходы отличаются от американских. Впервые в практике Университета ИТМО курс записан на немецком языке, и нам интересно узнать прежде всего мнение немецких студентов, — комментирует директор Центра дистанционного обучения, профессор кафедры компьютерных образовательных технологий Андрей Лямин. — В соответствии со стратегией, которая принята в Университете ИТМО, мы ставим перед собой цель создавать на международных платформах курсы, которые интересны максимальному количеству людей. Прежде всего, это курсы IT-направленности, поскольку сейчас на международной арене, на различных онлайн-платформах наиболее востребованы именно курсы, связанные с информационными технологиями. Это широкий спектр тем — все, что связано с языками программирования, базами данных, компьютерными сетями и так далее. И этот курс, уже опубликованный на платформе Iversity, объединяет лучшие практики, которые есть в Университете ИТМО».
За 2016 год в мире было опубликовано свыше 2500 курсов. В настоящее время на различных площадках массового онлайн-образования доступны уже почти 7000 курсов от 700 университетов. Университет ИТМО развивает проекты открытого образования уже несколько лет, преподаватели вуза ведут массовые открытые онлайн-курсы на площадках разного уровня. Среди партнеров Университета ИТМО — всемирная платформа edX, крупнейшая международная образовательная платформа Stepik, национальная платформа «Открытое образование», проект «Лекториум». Так, на платформе edX представлен один из самых популярных курсов под названием «Как побеждать на чемпионатах мира по программированию: секреты чемпионов», на который уже записалось свыше 50 тысяч человек. Также более 20 MOOC преподавателей Университета ИТМО доступны на российской платформе «Открытое образование», и их число постоянно растет, размещаются курсы и на собственной площадке ITMOcourses.
Как отмечает Андрей Лямин, ежегодно в Университете ИТМО записывается свыше десяти новых онлайн-курсов. Уже по итогам этого года при поддержке европейской образовательной программы Erasmus+ будет подготовлен еще один новый курс, посвященный Интернету вещей (IoT). Он создается в рамках международного проекта с участием Университета ИТМО, польского координатора — Силезского технического университета, а также специалистов Технического университета Риги, Таллинского технического университета (Эстония), Университета Мессины (Италия) и эстонской IT-компании ITT Group. Проект IOT-OPEN.EU включает классические образовательные курсы, которыми бесплатно могут пользоваться бакалавры, магистранты и аспиранты, модуль MOOC — для тех, кто захочет изучить курс дистанционно, а также дает возможность пользоваться удаленными лабораториями с поддержкой различных платформ, включая Arduino, Intel, Raspberry и другие. В следующем году онлайн-курс также планируется разместить на крупнейшей международной платформе edX.
Кроме того, уже сейчас вуз активно сотрудничает с индустриальными партнерами. Один из них — «Российская венчурная компания» (РВК), в партнерстве с которой специалисты вуза готовят курс, посвященный инновационному менеджменту. В этом году его планируют разместить на национальной платформе «Открытое образование». Еще один курс по наноматериалам вуз подготовит с компанией «Роснано», добавляет директор Центра дистанционного обучения Университета ИТМО.
При этом в отличие от международных платформ, где размещаются курсы, ориентированные на максимальное количество слушателей, на национальном уровне вуз создает курсы, интегрированные в российскую систему образования.
«На национальном уровне наша стратегия немного отличается. Здесь мы создаем курсы, которые находят применение именно в российской системе образования, то есть они должны быть фактически встроены в образовательную программу. Курсы же, размещаемые на международных платформах, должны быть интересны, полезны максимальному количеству людей. И наконец, еще одна их цель — выделять Университет ИТМО среди других вузов, успешно позиционируя его на международной арене, — говорит директор центра дистанционного обучения Университета ИТМО Андрей Лямин. — В целом же активное развитие MOOC мотивирует вузы менять свои подходы в образовании, внедрять онлайн-образование в традиционные формы обучения. И при этом вуз ничего не теряет. Напротив, у него появляется целый ряд преимуществ — прежде всего, привлекательность образовательных программ, в которые интегрируются онлайн-курсы, кроме того, это в целом повышает интерес к вузу и дает возможность привлечь в университет талантливых студентов».