Пятилетие MOOC: бурный рост, но низкая результативность
Термин МООС (Massive open online courses) появился в 2011 году по предложению профессоров Стэнфорда. За пять лет оборот компаний-провайдеров МООC (организаторов подобных курсов) превысил 400 миллионов долларов, а численность их персонала достигла более 1000 человек. С каждым годом росло и количество самих курсов: если два года назад в мире появилось 1800 новых MOОС, то уже в 2016 году — свыше 2500. Сегодня на различных платформах слушателям доступны почти 7000 MOOC от 700 университетов мира, свидетельствуют данные компании Class Central. Недавно присоединился к системе MOOC известный своим консервативным настроем Оксфордский университет. В прошлом году впервые зарегистрировались на какой-либо онлайн курс 23 миллиона человек. Таким образом, общее число студентов, подписавшихся хотя бы на один курс, достигло 58 миллионов, отмечают в Class Central.
Однако одной из актуальных проблем в онлайн-образовании остается низкая результативность MOOC. Ранее аналитики MIT и Гарвардского университета в совместном исследовании подсчитали, что только 5% слушателей, которые регистрируются для прохождения MOOC, доводят обучение до конца. Специалисты проанализировали 17 курсов, размещенных на онлайн-платформе edX, и результаты более чем 800 тысяч слушателей этих курсов. При этом, несмотря на малое количество закончивших обучение, две трети студентов все же «вынесли из курсов определенный опыт», отмечает один из авторов исследования, профессор MIT Исаак Чуанг (Isaac Chuang).
В чем причина низкой результативности MOOC?
По словам заведующей кафедрой компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО, профессора Любови Лисицыной, на результативность MOOC влияют как минимум следующие три основных фактора.
Первый — потенциальная неготовность слушателей к электронному обучению. Иными словами, многие слушатели не справляются с работой на онлайн-платформах (не умеют оперативно работать с быстро меняющимися пользовательскими интерфейсами, своевременно реагировать на смену заданий, шкал, подсказок и прочих элементов курса). Именно поэтому перед началом обучения у слушателей, регистрирующихся на MOOC, уже должна быть сформирована ситуационная осведомленность по работе с различными электронными формами, а также должны быть хорошо развиты базовые когнитивные функции — внимательность, скорость мышления, объем памяти.
Второй фактор, который, как отмечает Любовь Лисицына, влияет на результативность прохождения онлайн-курса, связан с возникновением у слушателей трудностей при выполнении различных интерактивных практических упражнений, реализованных с использованием разных информационных технологий. И наконец, третья проблема современных онлайн-курсов — снижение заинтересованности пользователей по мере прохождения курса, а также отсутствие мотивации двигаться до конца и выполнять все усложняющиеся практические упражнения.
Как решить эти проблемы?
В своей статье Любовь Лисицына и Евгений Ефимчик предложили собственные пути решения этой проблемы, подкрепив выводы экспериментальными данными, полученными при разработке и практическом использовании МООС Университета ИТМО на Национальной платформе открытого образования РФ (к настоящему моменту на ней размещены 22 онлайн-курса Университета ИТМО).
В качестве решения проблемы, связанной с первым фактором — неготовности пользователей к онлайн-обучению, авторы исследования предлагают специальную методику, призванную повысить когнитивные способности зарегистрировавшегося на курс.
«Не секрет, что в электронном обучении пользовательские интерфейсы содержат очень много информации, которая постоянно обновляется, есть шкалы, которые показывают, сколько времени вы затратили на выполнение задания, постоянно обновляются различные поля. Человек, который не имел до этого опыта электронного обучения, зачастую не справляется, у него попросту не хватает способностей — внимательности, скорости мышления, быстродействия. Поэтому мы предложили ввести в качестве подготовки к электронному обучению онлайн-тренинги ситуационной осведомленности, которые позволяют, с одной стороны, повысить базовые когнитивные функции, прежде всего, внимательность, скорость мышления, с другой стороны, положительно влияют на результаты обучения в предметной области», — рассказывает Любовь Лисицына.
Тренинги созданы на основе коллекций психологических тестов на непрерывную деятельность, разработанных американскими исследователями (Continuous Performance Test, CPT и Psychology Experiment Building Language (PEBL) Test Battery, Version 0.14, доступных по адресу), и представляют собой специальные программные средства. Комплекс включает несколько типов заданий, призванных тренировать внимание, память и скорость реакции.
Разработка уже была включена в состав системы электронного обучения Университета ИТМО AcademicNT и использована на практике для SAT (Situation awareness trainings) у студентов первых-вторых курсов. Как подчеркивает Любовь Лисицына, ее эффективность уже удалось подтвердить экспериментально.
Первыми систему опробовали студенты, сдававшие информатику и дискретную математику. Эксперимент сводился к следующему: в начале сессии студенты сдавали интернет-экзамен по предмету, затем они были разбиты на две группы — активную и контрольную. В течение месяца активная группа проходила по определенному плану тренинги ситуационной осведомленности, тогда как контрольная группа такие тренинги не проходила. Во время эксперимента для обеих групп не проводилось каких-либо дополнительных занятий по предмету. Через месяц студенты сдавали повторный интернет-экзамен. Его результаты показали 14%-ный прирост по баллам в активной группе после проведения тренингов ситуационной осведомленности, отмечается в исследовании ученых Университета ИТМО.
«Эксперимент показал не только значимый эффект этих тренингов для базовых когнитивных функций, но и их трансфер в результативность электронного обучения: у студентов из активной группы в отличие от студентов контрольной группы наблюдался 14%-ный прирост баллов в повторном интернет-экзамене, — комментирует Любовь Лисицына. — Эффекты, связанные с повышением когнитивных функций у человека, со временем угасают. Поэтому такие тренинги можно рекомендовать каждый раз, когда мы наблюдаем динамику снижения когнитивных функций у человека. Кроме того, если человек впервые записывается на онлайн-курс, можно предложить ему пройти такой тренинг, чтобы он был готов к технологиям электронного обучения».
Но как решить проблему, когда по мере усложнения заданий в практических упражнениях курса пользователь не справляется с ними? По мнению авторов исследования, причиной такой ситуации является многообразие форм пользовательских интерфейсов, которые используют разработчики онлайн-курсов. Каждый раз при переходе к новому практическому упражнению курса слушатель теряет много времени на то, чтобы разобраться в предложенном варианте навигации и формах для заполнения промежуточных решений и ответа, что существенно снижает его усилия на решение самой задачи. При этом время, отводимое на решение, и количество попыток остается фиксированным в курсе.
Именно поэтому решением данной проблемы может стать ситуационная осведомленность слушателя за счет типизации форм пользовательских интерфейсов в реализации интерактивных практических заданий не только в одном онлайн-курсе, но и в ряде онлайн-курсов из различных предметных областей обучения. Сегодня каждый второй онлайн-курс Университета ИТМО на Национальной платформе открытого образования РФ использует технологию RLCP-совместимых виртуальных лабораторий для реализации практических упражнений. Для них был разработан и внедрен единый стиль оформления следующих типовых интерфейсных форм: форма страницы индивидуального задания, форма виртуального стенда с фиксированным количеством шагов решения, форма виртуального стенда с переменным количеством шагов решения. Эффект от внедрения такого подхода приводит к повышению результативности онлайн-курсов.
Чтобы проверить этот вывод, авторы статьи проанализировали временные затраты на выполнение практических упражнений в курсе «Методы и алгоритмы теории графов», размещенном на платформе «Открытое образование». Для сбора статистики было отобрано 1656 протоколов для 152 студентов, выполнявших 11 упражнений курса.
«Проанализировав статистику, мы увидели, что при введении типовых шаблонов время между первой и успешной попыткой сокращается, несмотря на то, что практические упражнения становятся все сложнее и сложнее. Это показывает, что основное время обучаемый тратит на содержательную часть практического упражнения, при этом он уже знает, как работает навигация и не тратит лишнее время, — говорит Любовь Лисицына. — Набор шаблонов, с одной стороны, позволяет разработчикам курсов “не изобретать велосипед” каждый раз, создавая новый интерфейс для задания, а с другой, создать набор упражнений в концептуальном единстве, когда слушатель курса, выполнив первое практическое упражнение, уже не тратит время на освоение пользовательских интерфейсов в каждом последующем упражнении курса».
Как правило, на многих онлайн-платформах можно увидеть рейтинги слушателей, наиболее успешно выполнивших задания. Но можно ли усилить эту простую игровую механику, дав пользователям возможность не только сравнивать результаты стандартных заданий, но попробовать себя в решении более сложных задач «со звездочкой»? Именно такую задачу должна взять на себя игровая механика перфекционизма, направленная на повышение мотивации у слушателей, всегда привыкших достигать лучшие результаты. Как это работает?
«Перфекционизм — это игровая механика, которая говорит о том, что, если вы прошли практическое упражнение и набрали максимальное количество баллов, вы можете упражняться и дальше, усложняя задачу. И даже с учетом того, что вы получили за основное задание высший балл. Что-то похожее мы видели в школах, где в контрольных есть задания “на тройку”, “на четверку” и так называемые “задачи со звездочкой”. Мы увидели, что очень многие из тех, кто в итоге завершают онлайн-курс, откликаются на эту механику. Если говорить об экспериментах, которые проводились у нас на курсе по веб-программированию, было показано, что только за счет перфекционизма на 13% повышается его результативность», — объясняет Любовь Лисицына.
Таким образом, слушатели курса, включившиеся в такую игру, мотивированы не только на то, что от них требуется в курсе и за что они уже, условно говоря, получили «пятерку», но и могли тренироваться дальше, достигая новых высот, получая за более высокие результаты дополнительные бонусы за пределами основной шкалы оценок по курсу. При этом механика перфекционизма гораздо эффективнее, чем механика рейтингования, так как она обеспечивает большую вовлеченность наиболее заинтересованных слушателей в обучение, уточняет Любовь Лисицына.
Конференция в Португалии
Результаты исследования ученых Университета ИТМО были представлены в рамках международной конференции, посвященной проблемам современного онлайн-образования, Smart Education and e-Learning (SEEL-2017), проходившей с 21 по 23 июня в городе Вилламура (Португалия). SEEL-2017 является частью крупнейшей мультиконференции Smart Digital Futures 2017, собирающей исследователей из США, Европы, Азии и Австралии. Мероприятие ежегодно проводится организаторами из Великобритании (Bournemouth University) и США (Bradley University).
Исследование Любови Лисицыной и Евгения Ефимчика в числе четырех работ было номинировано на звание лучшей научной статьи в рамках SEEL-2017. За номинантов голосовали 18 экспертов — исследователей из США, Австралии, Франции, Великобритании, Румынии, Польши и других стран. В итоге лучшей была признана работа ученых Университета ИТМО. Жюри отметило актуальность исследуемой проблемы, а также эффективность предложенного в статье подхода. Всего в рамках мультиконференции было представлено семь научных статей ученых из Университета ИТМО.
«В своей работе мы проанализировали факторы, которые влияют на повышение результативности МООС, предложили пути решения проблемы с учетом этих факторов, а также подтвердили свои выводы экспериментальными данными. При этом хотелось бы отметить, что те факторы, которые были проанализированы в нашей статье, далеки от полного перечня. Мы своей статьей открыли “новую страничку” в этой конференции. Очень надеюсь, что на следующий год (5-ая конференция будет проходить в Австралии в июне 2018 года) нашу тему подхватят ученые из других университетов мира, и мы получим более четкую картину по анализу низкой результативности МООС. Во всяком случае, об этом говорили участники конференции на заключительном заседании», — резюмирует заведующая кафедрой компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО Любовь Лисицына.