Почему вы приехали именно в Университет ИТМО?

С 2016 года Познаньский технический университет участвует в программе Erasmus+, которая позволяет наладить академическую мобильность со странами-партнерами. Для того, чтобы получить финансирование на оплату проезда и пребывания в поездке, работники должны подать заявку с описанием программы их визита, причем содержание этой программы должно быть тесно связано с их должностными обязанностями. Часть моей работы состоит в помощи сотрудникам вуза подавать заявки на финансирование международных и национальных исследовательских программ. Выбирая место для поездки, я просматривала информацию о том, как университеты в разных странах управляют исследовательскими проектами. Узнав о проектах Университета ИТМО, я заинтересовалась и из всех вузов-партнеров Познаньского технического университета выбрала именно его.   

Чем петербургский вуз отличается от вашего университета в плане организации научного процесса?

В целом, структура университета отличается от нашей. Работники лабораторий Университета ИТМО кажутся мне более независимыми. Естественно, и польские, и русские исследователи вольны выбирать тему для исследований, им не назначают их «сверху», однако в Польше, например, нельзя заниматься частными проектами с другими организациями. Ты всегда ─ часть университета, работаешь по правилам учреждения, делишься всеми наработками и идеями. В Университете ИТМО сотрудники и исследователи проявляют большую гибкость в данном вопросе. Подобная свобода русских ученых меня удивила.

PUT Lab. Источник: lepszypoznan.pl
PUT Lab. Источник: lepszypoznan.pl

За время пребывания я посетила ФабЛаб Технопарка Университета ИТМО. Меня поразила уникальность этого проекта. Дать студентам возможность воплотить их идеи в реальность ─ это прекрасная идея. В Познаньском техническом университете мы открыли похожую, первую в Польше площадку для студенческих разработок ─ PUT Lab.

Как вы помогаете студентам в Польше?

Познаньский технический университет успешно реализует программу дуального обучения в формате практических занятий совместно с такими крупными компаниями, как, например, Volkswagen. На предприятиях студенты посещают занятия по специальным дисциплинам и проходят профессиональное обучение с вознаграждением. Одновременно с задачами на предприятии студент продолжает получать образование в вузе. Многие наши магистранты выбирают такие программы.

Кроме того, наш Центр карьеры для студентов и выпускников помогает студентам найти работу, пройти стажировку, написать резюме и сопроводительное письмо, подготовиться к собеседованию. С 2014 года наш академический бизнес-инкубатор объявляет конкурс Załóż swój start-up ─ «Создай свой стартап». Студенты всех направлений с инновационной бизнес-идеей могут подать заявку на участие, а лауреаты конкурса получают поддержку в области прав интеллектуальной собственности и их защиты, техническую и технологическую поддержку, финансирование прототипа и место для работы.

Познаньский технический университет. Источник: polish.com.ua
Познаньский технический университет. Источник: polish.com.ua

Некоторые наши студенты жалуются на то, как мало внимания наши преподаватели уделяют настоящему практическому опыту в профессиональной области. На мой взгляд, пример дуальных образовательных программ показывает, что мы движемся в верном направлении. Польские университеты и бизнес видят преимущества более тесного сотрудничества на начальном этапе образования – инженерных исследованиях.

На ваш взгляд, в каких областях требуется большая помощь студентам и в Университете ИТМО, и в Познаньском университете?

Познаньский технический университет. Источник: studyinpoland.pl
Познаньский технический университет. Источник: studyinpoland.pl

И в Польше, и в России многие студенты не хотят или бояться уезжать по обмену. И мотивировать их участвовать в программах академической мобильности – это отдельная задача. Многие боятся необходимости говорить на другом языке. И взрослые исследователи, с которыми я работаю, тоже испытывают подобные проблемы. Они прекрасно знают английский, пишут на нем научные работы. Но, как только нужно выступить с речью на конференции, начинаются проблемы, языковой практики не хватает.

Конечно, мы с этим боремся, делая международное взаимодействие обычной рабочей практикой. Познаньский технический университет участвует в двух масштабных проектах по повышению академической мобильности ученых и преподавателей: Horizon 2020 и Erasmus+. Horizon 2020 объединяет ученых и промышленность Европы и со всего мира с целью производства науки и технологии для стимуляции экономического роста. Erasmus+ стимулирует мобильность среди ученых и дает финансовую возможность путешествовать между вузами-партнерами и совмещать академические программы. В Университет ИТМО я приехала именно благодаря программе Erasmus+.

Может быть, все дело в недостаточной пропаганде обменов??

Возможно. В Познаньском университете мы проводим подобные мероприятия в двух форматах: формальные, с презентациями в PowerPoint, и неформальные, в кафетерии. Я думаю, так мы достигаем баланса. Сначала студент получает необходимые знания о программах, а потом задает вопросы ребятам, которые уже ездили в страны по обмену. Как найти квартиру, как получить аккаунт в банке… Опытные ребята рассказывают про бытовые вещи, которые доставляют много проблем по началу.

Вы не боитесь, что студенты могут потерять программы мобильности из-за актуальной политической обстановки между Польшей и Европейским Союзом?

Я верю, что образование ─ это тема, свободная от политики и международных конфликтов.  Студенты не должны терять такие возможности, как программы Erasmus Plus и Horizon 2020. Они предлагают уникальный шанс расширить знания о мире вокруг.

Какие планы на сотрудничество с Университетом ИТМО у вас есть?

Навести мосты между нашими университетами ─ отличная идея. Мы подумаем о программе Erasmus Plus для наших студентов. В настоящее время Познаньский технический университет имеет более 280 действующих соглашений с зарубежными университетами по программе Erasmus +. В 2017-2018 учебном году более 280 наших студентов уехали учиться за границу, а мы приняли более 170 иностранных студентов. Надеюсь, я ещё вернусь в Петербург, но уже для налаживания связей между нашими студентами и исследователями.