Одним из главных мероприятий завершающего дня конференции стала дискуссия «В поисках «точек роста» магистратуры». Экспертным мнением поделились специалисты Университета ИТМО — директор департамента магистратуры Сергей Колюбин, начальник Департамента по образовательной деятельности Алия Багаутдинова, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Антон Гопка, а также директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Наталья Шульгина. Модератором дискуссии выступила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Ирина Аржанова.
Точка роста: содержание программ и их трансформация
Как подчеркнула, открывая дискуссию, Ирина Аржанова, сегодня, спустя почти 15 лет после перехода российской системы высшего образования на двухступенчатую систему (бакалавриат и магистратура), эксперты сферы образования системно подходят к обсуждению путей развития российской магистратуры. Более того, за это время уже сложился определенный позитивный опыт, который можно анализировать и продвигать, в том числе на международном уровне.
Однако, несмотря на успешные примеры и результаты, можно ли говорить о действительно большом проценте эффективных программ, которые развивают сегодня российские вузы в целом? Какие проблемы пока не решены? И на какие точки роста для российской магистратуры необходимо обратить внимание сейчас?
Одна из таких точек роста, которые выделила эксперт, — содержание и трансформация программ магистратуры. Понятно, что сегодня появляется много новых интересных, практикоориентированных программ, в том числе на стыке нескольких дисциплин. Но как в этих условиях развивать «классические», ориентированные на фундаментальную подготовку? Какой формат необходимо выбрать, чтобы они оставались привлекательными для студентов?
Как подчеркнула Алия Багаутдинова, трансформация касается сегодня абсолютно всех образовательных программ. Подкрепление фундаментальной подготовки практикой, обращение к мнению работодателей, а также проектная работа — именно такой интегративный подход, по словам спикера, позволит развиваться российской магистратуре в целом.
«Участники конференции высказывались, что перспективным является модульное построение образовательной программы. Причем, модуль необходимо делать интердисциплинарным, а также объединять фундаментальную подготовку и подкреплять ее практикой. Еще один важный аспект — обращение к мнению работодателей и вовлечение студентов в конкретные проекты, что помогает им осознать, зачем они находятся на этом, уже не первом для них этапе обучения», — прокомментировала она.
Кроме того, в условиях тотальной цифровизации и доступа к большим объемам информации принципиальным становится то, что университету необходимо давать уникальные, наиболее востребованные сейчас и в ближайшем будущем компетенции либо слабо формализуемые знания, которые необходимо осваивать только на практике при поддержке опытных менторов и наставников, добавил Сергей Колюбин.
Точка роста: люди
Еще одной темой обсуждения стал вопрос привлечения кадров и поддержка талантливых преподавателей и их инициатив. Как отметила Ирина Аржанова, очевидно, что в ведущих вузах страны есть ресурсы для того, чтобы приглашать профессоров из зарубежных университетов, стимулировать лучших в своей сфере отечественных специалистов, а также взаимодействовать с целым рядом крупных партнеров — компаний и культурных институций. Но что делать вузам, у которых этих ресурсов нет?
По словам Сергея Колюбина, наиболее успешные программы будут активнее развиваться в ведущих вузах, которые продолжат объединять вокруг себя сильных преподавателей. Но другой вопрос: всегда ли под ведущим вузом необходимо понимать университет из Москвы или Петербурга? Сегодня сложился целый ряд сильных высших учебных заведений и уникальных практик в регионах, одна из ключевых точек роста которых — работающие там специалисты. И результаты Стипендиальной программы Благотворительного фонда Владимира Потанина это подтверждают, говорит он.
«С другой стороны, необходимо также упомянуть в этом контексте сетевые программы образования. Это модель, при которой ведущие вузы страны, выступая локомотивом этого движения, могут вести за собой менее крупные университеты. Тем более, что сейчас набирают популярность такие форматы, как blended learning, различные онлайн-форматы. В этом контексте можно говорить о том, что большие вузы должны почувствовать на себе и социальную ответственность в целом, выступать инициаторами развития», — подчеркнул Сергей Колюбин.
Точка роста: среда и экосистема вуза
Также на конференции неоднократно подчеркивалось, что успешность отдельных программ и магистратуры в целом зависит не только от преподавателей и конкретных разработчиков этих программ, но и от среды. Это не только внутриуниверситетская среда, но и экосистема, выраженная в более широком смысле, включающая не только студентов и сотрудников университета, но и абитуриентов, выпускников, бизнес-партнеров и других акторов.
Как подчеркнула Ирина Аржанова, очень многое зависит от того, насколько эта среда активна, есть ли внутри нее возможности автономной реализации программ, насколько преподаватели свободны в процессе реализации программ и от многих других факторов.
Точка роста: узнаваемость магистратуры и ее продвижение
Еще один аспект, на котором вузам необходимо сконцентрировать внимание, — информирование аудитории о своих программах, а также в целом повышение узнаваемости магистратуры, считает Ирина Аржанова. Но как именно необходимо рассказывать о программах и что в аспекте продвижения магистратуры может стать конкурентным преимуществом для вуза — бренд университета, имя разработчика программы или другие факторы?
«Бренд, безусловно, важен, но, на мой взгляд, эффективнее, если вы знаете, что в этом конкретном университете есть преподаватели, которые действительно могут подготовить специалиста, и, самое главное, есть реальные истории успеха, которые это подтверждают», — отметил Сергей Колюбин.
Он также добавил, что, несмотря на различную методологию международных рейтингов, это достаточно эффективный инструмент, который позволяет оценить деятельность университета. С этим тезисом согласна и Алия Багаутдинова. Она также добавила, что стоит четко разделять студентов, которые собираются поступать на ту или иную программу, исходя из предпочтений и дальнейших планов.
«Есть студенты, которые четко определились с профилем. А если они уверены в своей дальнейшей деятельности, им вряд ли стоит советовать в корне менять это решение. Довольно странно рекомендовать человеку, который хочет быть врачом, поступать в инженерный вуз, — сказала эксперт. — Но, если студент выбирает между вузами, можно порекомендовать ориентироваться на рейтинги. А во-вторых, в текущих условиях можно посоветовать выбирать вуз, где у студента будет больше всего возможностей для самореализации и индивидуальная траектория развития. В таком случае у студента есть возможность участвовать и в международном обмене, и выбирать дисциплины, которые ему пригодятся для развития, и дополнять свою образовательную программу».
Как отметил в ходе дискуссии Антон Гопка, судя по его опыту, сегодняшние выпускники бакалавриата, которые выбирают для себя магистерскую программу, обладают очень высоким уровнем осознанности. Поэтому им необходимо на конкретных примерах рассказать о тех возможностях, который они получат, обучаясь в магистратуре.
«Ребята, которые сейчас выбирают для себя магистерскую программу, задают очень много вопросов. Они не подходят к вопросу выбора формально, а действительно пытаются понять, какие возможности может дать им программа и какой опыт они смогут там получить. На нашем факультете технологического менеджмента и инноваций работает инжиниринговый центр, и мне очень важно, чтобы студенты смогли пойти поработать с технологиями и попробовать сделать свой первый продукт. Кроме того, у нас будет преподавать очень много практиков, которые будут вести проекты студентов. Мы рассказываем об этих возможностях, и, на мой взгляд, такой формат взаимодействия действительно работает», — сказал он.
В завершении дискуссионной панели директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Наталья Шульгина объявила сроки проведения и рассказала о формате Школы фонда 2019. Это образовательная и дискуссионная площадка для трансляции лучших практик решения социально значимых задач. В этом году Школа пройдет в новом формате и предложит участникам переход на новый уровень самоорганизации для дальнейшего осуществления социальных преобразований в контексте устойчивого развития. Заявки на конкурс можно подать до 15 мая включительно. Узнать подробнее об условиях и критериях отбора можно на сайте Фонда.