Алена Ротару, выпускница магистерской программы «Дизайн человеко-компьютерных систем»
Свой первый международный опыт я получила еще на первом году обучения в магистратуре Университета ИТМО, отправившись на семестр в Университет Эйндховена, затем училась в Таллинской летней школе. Так что поездка в Финляндию стала для меня очередной ступенью профессионального развития.
Курс «Inclusive Design and Accessability in ITC» был посвящен активно развивающейся в США и Европе теме — accessability. По словам преподавателей (Маркку Тапио Хаккинен и Хелен Тереза Салливан — прим. ред.), в Америке сейчас открыто большое количество вакансий на должность accessibility engineer. Крупные компании заинтересованы в том, чтобы их продукты были доступны всем. При этом людей, обладающих знаниями в этой области, не хватает, как и образовательных программ по этой теме. Так что курс в некотором смысле можно назвать уникальным.
Мне школа дала в первую очередь новую порцию мотивации. Особым вдохновением стали научные исследования лекторов с нарушениями зрения, потому что после общения с ними ты окончательно убеждаешься: главные ограничения — не в физических возможностях нашего тела, а в нашей голове.
Помимо лекций, мне запомнилась удивительная, гармоничная природа Финляндии, а благодаря местным ребятам я услышала современную финскую музыку, она невероятная. Не думала, что финский язык может так красиво звучать.
Курс я бы посоветовала бакалаврам и магистрантам, чьи работы связаны с проектированием информационных систем и интерфейсов для людей с ограниченными возможностями. Потому что в рамках обучения можно понять, как создать то, что будет не просто работать, а по-настоящему помогать людям.
Полина Белимова, инженер Центра юзабилити и смешанной реальности Университета ИТМО
Тема юзабилити, с которой мы работаем в центре, и тема accessibility, которая была представлена на этом курсе, очень близки. Accessibility — это доступная среда для людей с разными возможностями, которая затрагивает в том числе дизайн девайсов и устройств.
Сам курс рассчитан на неделю, занятия продолжались с 13:00 до 17:00 каждый день, а после них начиналась культурная программа. Мы ходили в сауну, ездили с экскурсией на остров, плавали на каяках. Каждый день был чем-то наполнен, а главное — у нас была возможность пообщаться с иностранными коллегами.
В этом году программа была скорее теоретической — по итогу школы нам нужно было представить идею или проект. Я рассказала о разработке, которой сейчас занимается наш центр. Если коротко, речь идет об универсальном графическом языке для коммуникации людей с разными возможностями: с дислексией, аутизмом и так далее. А вот в следующем году курс планируется сделать с большим уклоном в практику, чтобы все участники коллективно работали над реализацией конкретного проекта.
Отдельным достижением для меня стало то, что мне удалось лично обсудить нашу задумку с преподавателями — они очень открытые люди, которые с радостью идут на контакт. Более того, мы даже планируем некоторые совместные проекты, связанные с универсальным языком.
После курса Маркку и Хелен приехали в Санкт-Петербург как туристы, но, несмотря на это, согласились провести для нас лекцию по accessibility в Университете ИТМО. На нее пришли люди, которые занимаются инклюзией, логопеды, специалисты из разных центров по альтернативной коммуникации, а также студенты.
В целом летняя школа и курс мне очень понравились — не только образовательной и культурной программой, но и общением с преподавателями. Тем более, мы занимались полезным и важным делом, потому что мир должен двигаться в направлении доступности, когда речь идет о создании интерфейсов и новых технологий, в целом.
Университет города Ювяскюля — третий по величине вуз Финляндии, основанный в 1863 году, в нем обучаются студенты как гуманитарных, так и технических специальностей. Университет представлен шестью факультетами и четырьмя независимыми институтами. Кроме этого, в университете есть Центр прикладных языковых исследований, Школа бизнеса и экономики, а также Школа повышения квалификации педагогов. В 2013 году в рейтинге лучших вузов мира QS Quacquarelli Symonds университет Ювяскюля занял 299 место. По данным 2018 года, в университете проходили обучение более 14 тысяч студентов, из которых около 900 — иностранцы.