«Все, что вы видите вокруг, — это всего лишь правдоподобная иллюзия. Потому что только ваш мозг, собирая знания, может конструировать то, что мы называем миром», — именно так важность когнитивных процессов на вводной лекции объяснил Роман Тихонов, преподаватель НИУ ВШЭ и младший научный сотрудник СПбГУ и НИУ ВШЭ.
В рамках открытой недели когнитивных экспериментов любой желающий мог принять участие в 17 исследованиях, которые затрагивают внимание, память и даже интуицию. После пройденного эксперимента сотрудники лаборатории рассказали участникам, в чем была гипотеза, что демонстрируют полученные результаты и почему эта теория важна для современной науки. Мы решили не отставать от передовых исследований и приняли участие в нескольких экспериментах.
Эксперимент «Интуиция»
Суть эксперимента: Двое добровольцев садятся напротив друг друга. Перед первым участником — ноутбук, перед вторым — наушники и клавиатура. В первой части один доброволец на мониторе видит 36 разных последовательностей букв ровно по 5 секунд каждую. Во второй части на экране снова появляются сочетания букв, и теперь участник эксперимента должен отвечать, составлена эта цепочка по тому же правилу, что и предыдущие, или нет. Выбирая ответ, он также отмечает, уверен он в нем или нет.
Второй участник присоединяется к эксперименту во второй части: он надевает наушники и после длинного звукового сигнала, символизирующего ответ партнера, второй доброволец должен отметить, был ли первый участник уверен в своем ответе или нет. Причем понять это он должен без помощи мимики и голоса. После этого участники меняются ролями и проходят эксперимент заново.
Как рассказала аспирантка факультета психологии СПбГУ Алина Савина, если люди не пытаются анализировать задания и отвечают интуитивно, практически наугад, то процент правильных ответов в первой части составляет 60-70%, а во второй — 50-60%.
«В этом эксперименте мы исследуем интуицию в научном понимании этого слова. В первой части теста видно, как работает бессознательное научение, когда ответы наугад дают большее количество правильных решений, чем аналитика, которую вы просто не успеваете провести. Во второй части мы наблюдаем за тем, как осуществляется понимание метакогнитивного переживания партнера. То есть вы должны интуитивно понять, насколько человек уверен в своих знаниях. В жизни встречается немало примеров, когда нам кажется, что мы чего-то не знаем или забыли, а наш учитель, родитель уверен в том, что мы знаем это. Это показывает, что эти люди умеют успешно считывать метакогнитивные переживания других индивидов и прекрасно понимают, на каком уровне находятся их знания без всяких расспросов и тестов», — объяснила Алина.
Эксперимент «Слово или не слово»
Суть эксперимента: Тест проходит в компьютерном классе, перед добровольцем открыта специальная программа на ноутбуке. В течение 20-25 минут на экране поочередно появляются сначала мигающие строки, а потом слова, которые участник должен распознать как существующие или несуществующие в русском языке. Причем делать это он должен максимально быстро, потому что исследователи учитывают его скорость реакции.
«Этот эксперимент имеет четкую лингвистическую направленность. С помощью него мы хотим определить, на какую часть слова — приставку, корень или окончание — носитель языка смотрит в первую очередь, чтобы быстро понять, существует оно или нет. Как выяснили западные коллеги, для английского языка принципиальную роль играет только начало слова, но в русском языке приставки, суффиксы и окончания постоянно меняются, поэтому с маленькой долей вероятности мы можем полагаться на какую-то из этих частей слова при его анализе. Существует гипотеза, что для русского языка важнее всего корень, но доказать это или опровергнуть смогут только результаты эксперимента», — рассказала бакалавр факультета свободных искусств и наук Елизавета Кузьмина.
Эксперимент «Поиск ассоциаций»
Суть эксперимента: Участник должен в течение 45 минут подбирать одно общее слово, которое образует устойчивое выражение с тремя представленными словами. Например, площадь — крест — закат. Правильный ответ: красный. Красная площадь, красный крест, красный закат. По этой аналогии доброволец подбирает слова для нескольких десятков цепочек. Важной частью эксперимента являются вопросы, которые следуют за каждым ответом. Исследователи просят рассказать, испытали ли вы «ага-переживание», которое характеризуется внезапным озарением, когда вы после долгих стараний наконец вспомнили нужное слово или нашли решение задачи.
По словам аспиранта факультета психологии СПбГУ и сотрудника лаборатории когнитивных исследовании Артура Аммалайнена, когда мы испытываем «ага-переживание», то есть собственную «Эврику», наш эмоциональный фон нестабилен. Нами овладевает буря чувств от восхищения от найденного ответа до печали, что не смогли сделать это быстрее.
«Это удивительно, но когда мы решаем задачу на поиск ассоциации и из учебника математики, то, задействуя одинаковый процесс мышления, ощущаем себя по-разному. Когда вы решаете задачу по математике, вы знаете правила и, постепенно применяя их, движетесь к цели. Вы практически в любой момент выполнения этой операции можете ответить на вопрос, сколько времени вам еще требуется. А когда ищите ответ в загадках или ассоциациях, то этого не происходит. Вы не можете понять, решите вы ее вообще или нет и на каком этапе вы сейчас находитесь. Без знания алгоритма ответ приходит к нам неосознанно, что вызывает “ага-переживание”, то есть радость от внезапно найденной отгадки», — пояснил Артур.
Сотрудники научной лаборатории Аллахвердова предложили гостям пройти 17 экспериментов, продолжительность каждого — от 15 до 45 минут. Так что для того, чтобы поучаствовать во всех тестах одного дня точно не достаточно.
Когнитивная наука о познании, научении — это междисциплинарная область, которая сегодня активно развивается и внедряется в разные сферы нашей жизни. Например, крупные компании готовы платить маркетологам и PR-специалистам за точное понимание того, как продать их товар с помощью известных когнитивных технологий. Суд ищет юристов, разбирающихся в когнитивной науке, чтобы они смогли построить самую успешную стратегию общения с подозреваемым и свидетелями. Однако наука о познании нужна в первую очередь каждому из нас. Ведь это незаменимый инструмент самоорганизации и понимания мыслительных процессов, происходящих в наших головах.