Несмотря на свой молодой возраст, Андрей уже имеет степень кандидата экономических наук, а также руководит двумя образовательными программами на факультете технологического менеджмента и инноваций: бакалаврской «Инноватика» и магистерской «Стратегическое управление интеллектуальной собственностью».

Работу в ИТМО он совмещает с должностью в фармацевтической компании «Герофарм», а также с руководством в комитете по технологиям Ассоциации ЦПТИ РФ, где занимается разработкой патентных стратегий стартапов.

В послужном списке у Андрея — более 70 научных работ и пять учебных пособий, премии от Правительства Санкт-Петербурга, победа в конкурсе «Золотые имена Высшей школы», стажировки в ООН, WIPO, WCO. А в свободное время он еще успевает работать в качестве корреспондента «Мегабайт Медиа».

Мы поговорили с Андреем о том, чем его заинтересовала профессия таможенника, как он переключился на патентные исследования, почему решил стать преподавателем и где берет силы на ведение множества проектов одновременно.

Университет ИТМО
Университет ИТМО

Выбор профессии

При выборе вуза хотелось попробовать все и сразу: я занимался и журналистикой, и режиссурой игрового кино. Но в какой-то момент я понял, что в этих сферах важнее жизненный опыт, и не обязательно получать специальное образование. В итоге отмел эти варианты — и по экономическим соображениям, да и взгляды на жизнь поменялись с течением времени. Сегодня я не вижу себя на съемочной площадке.

Честно говоря, идея подать документы в ИТМО пришла ко мне в самый последний момент. В приемной комиссии меня сориентировали, что есть такая специальность — таможенное дело. На нее сложно поступить: конкурс огромный, бюджетных мест всего пять. Вся атмосфера в ИТМО настолько разительно отличалась от остальных вузов, что с самого начала расположила к себе, я загорелся поступить именно сюда.

Своим выбором я очень доволен. На мой взгляд, это уникальная специальность, которая дает массивный набор различных компетенций, очень разносторонних. Это и большой блок, связанный с законодательством — как российским, так и международным. И знания, связанные с экспертизой товаров и услуг. И навыки менеджмента, в том числе управления рисками. В общем, такой вариатив предметов, который позволял рассматривать вопросы с разных сторон и позиций: государства, бизнеса, технологий.

Андрей Николаев. Фото из личного архива
Андрей Николаев. Фото из личного архива

Что дала учеба

Учеба в Университете ИТМО дала очень много. Во-первых, опыт международных поездок — сначала в составе делегаций и в формате студенческих стажировок, теперь я уже сам вожу группы за рубеж. У нас была целая серия стажировок по нашей программе по таможенному делу: учебные визиты в ООН, Всемирную организацию по интеллектуальной собственности, в Европарламент, Еврокомиссию. Думаю, мне было бы сложно получить такой опыт где-то еще.

К слову, из этих стажировок и поездок в итоге вырос проект Международной студенческой таможенной организации (ICSA). Мы ее создавали специально для студентов-таможенников ИТМО, но с течением времени она вышла за пределы университета и сейчас активно шагает по миру.

Организация объединяет разные вузы разных стран мира, студентов, которые изучают таможенное дело, инновации в области внешней торговли и внешнеэкономическую деятельность в принципе. Ребята делятся опытом, проводят совместные научные исследования, выступают на мировых площадках. Мы и сами проводим крупные международные конференции ― как для студентов, так и для специалистов.

В этом году в условиях пандемии мы провели нашу ежегодную i-Customs Conference онлайн — получилось на очень хорошем уровне. У нас есть офис в Китае, Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Польше, на Филиппинах, в Тунисе, Гондурасе. Так что ИТМО дал мне еще и опыт проведения, организации и курирования крупных мероприятий — каждый год мы в стенах ИТМО проводим конференции с более 200-300 участниками.

Международная молодежная конференция i-Customs в Университете ИТМО
Международная молодежная конференция i-Customs в Университете ИТМО

Нельзя не сказать и про внеучебную деятельность, которая также сильно развита в университете. С 2012 года и по сей день я являюсь корреспондентом «Мегабайт Медиа». Это дало мне возможность реализовать себя в журналистике: я делал репортажи с разных интересных точек, площадок. В свое время мы ездили смотреть, как строится «Зенит-Арена», побывали на атомной электростанции, посмотрели на работу разных производственных предприятий. Общались с самыми разными людьми, решали сложные ситуации, в том числе и конфликтные (это неизбежно при ведении журналистской деятельности). Думаю, это все сильно помогло развить так необходимые в современной жизни навыки soft skills.

Очень благодарен своим учителям — теперь уже моим коллегам — за то, что они мне помогали, делились советами. Без поддержки моего научного руководителя, Елены Богдановой, и без помощи научного консультанта, Татьяны Максимовой, мне было бы непросто все это преодолеть. Весь коллектив ФТМИ очень поддерживал меня во время подготовки к защите диссертации, это очень ценно.

Международная молодежная конференция i-Customs в Университете ИТМО
Международная молодежная конференция i-Customs в Университете ИТМО

Из таможенника в специалиста по интеллектуальной собственности

Во время своего обучения я, конечно же, проходил практику на таможне. Там у меня был довольно сложный отдел по управлению рисками. Я сразу планировал в дальнейшем поступать в аспирантуру и развиваться в науке, однако сейчас, когда я уже сам обучаю ребят специальности, стараюсь быть в курсе трендов в этой области и регулярно проверяю свои знания таможенного дела.

Благо, практически все мои одногруппники работают по специальности и удается обменяться с ними впечатлениями — как они видят это изнутри, как я вижу это снаружи. Вообще, моя практика на таможне и тот базис по управлению рисками, который я там получил, мне очень сильно помог. Потому что риск-менеджмент — это основа основ.

В 2015 году я устроился на работу в Университет ИТМО на кафедру интеллектуальной собственности и управления инновациями. Я занимался обеспечением учебного процесса по магистерскому направлению «Инноватика» и только созданному Управлению интеллектуальной собственностью. Эта тема меня действительно очень зацепила, поэтому при поступлении в аспирантуру я уже четко знал, что буду работать по теме своей диссертации, а именно ― в области управления инновациями и интеллектуальной собственности.

Победители конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности
Победители конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности

Тема моей диссертации посвящена управлению инновационной деятельностью российских фармацевтических предприятий с помощью инструментария патентных ландшафтов. Чтобы ее написать, логично было посмотреть на работу таких компаний изнутри.

Большая благодарность нашему преподавателю практики Ксении Насоновой, которая порекомендовала меня руководству фармацевтической компании «Герофарм». Так получилось, что уже полтора года я совмещаю работу там с преподаванием в ИТМО. Я работаю в юридическом отделе. На меня возложены функции по регистрации товарных знаков, сопровождению заявок по патентным документам и всевозможная административная работа вроде общения с государственными органами и контрагентами.

Патентный ландшафт

Патентный поиск очень важен, когда мы начинаем работу над новым проектом либо просто изучаем свои возможности в какой-то области. Сначала нам надо понять, что в этой области актуально сейчас, какие есть тенденции, что патентуют другие компании. По результатам исследования мы получаем условный технический срез того, что сейчас находится в исследуемой нами области на повестке дня или будет популярно в ближайшее время.

Логика и механизм патентных исследований заключается в том, что специалист изучает патентные документы, которые содержат информацию об объектах интеллектуальной собственности: изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях. Эта официальная, проверенная информация, по большей части открытая, плюс она имеет определенную логику построения — ее достаточно легко обрабатывать.

Источник: www.shutterstock.com
Источник: www.shutterstock.com

Результат исследования должен быть формализован в какой-то форме. К примеру, у нас получается огромная таблица в Excel — с такой информацией очень сложно взаимодействовать не специалисту.

Патентный ландшафт — это современная визуализация результатов патентного поиска. Ландшафт может выглядеть как облако тегов, как тепловая карта, как график и так далее. На основе такой визуализации менеджменту компаний проще принимать управленческие решения. Например, если выясняется, что в исследуемой нами области уже есть сильные конкуренты, компании-гиганты, то вряд ли стоит туда идти. Или наоборот, если в этой области совсем нет никакой патентной активности, то возможно, она и не востребована. Каждый случай индивидуален, а результаты всегда очень интересны для анализа.

Госкорпорации, стартапы и вузы

Патентные ландшафты ― универсальная история, и заказчиком такого исследования могут быть разные организации. В большинстве своем это все-таки крупный частный сектор с большим финансовым ресурсом — потому что качественное исследование по определению не может стоить дешево. Но и государственные компании также с большим интересом относятся к патентным ландшафтам.

Сейчас — в том числе и в рамках моего исследования — рассматриваются варианты удешевления технологий патентного исследования для того, чтобы их могли использовать компании среднего уровня развития и небольшие компании, в том числе стартапы.

Наша задача — сделать так, чтобы патентная аналитика была доступна широкому кругу исследователей, чтобы они могли пользоваться и бесплатными базами данных, и стандартными методами визуализации для решения задач в рамках их инновационной деятельности. Мы стараемся развивать технологию патентных ландшафтов в том числе и в вузах.

Эту работу мы ведем по линии Ассоциации Центров поддержки технологий и инноваций. Ассоциация, во-первых, осуществляет просветительскую деятельность — чтобы люди знали, что такое интеллектуальная собственность, как она охраняется — а во-вторых, работает как единая точка входа, куда люди могли бы обратиться за консультацией.

В России сеть ЦПТИ существует с 2012 года, сегодня работает около 170 центров в разных регионах. Обычно они открываются на базе крупных исследовательских организаций, научно-производственных кластеров, а также вузов.

Конкретно комитет по технологиям, который я возглавляю, занимается вопросами продвижения образовательных продуктов и инициатив. Мы регулярно проводим обучающие семинары в разных городах России, делимся опытом, рассказываем о тех практиках, которые нам удалось внедрить в вузах — в частности, в ИТМО как флагмане этого направления.

Помимо этого мы активно занимаемся и практической помощью различным стартапам, проектам, которые к нам обращаются. Помогаем юным изобретателям вести их проекты, в том числе в рамках конкурса «Школьный патент: Шаг в будущее!».

Международный детский конкурс «Школьный патент – шаг в будущее!» - 2017
Международный детский конкурс «Школьный патент – шаг в будущее!» - 2017

IP ИТМО

Развита эта тема была в рамках IP-HUB Университета ИТМО, сейчас уже идет тиражирование в других вузах России. Мы берем какую-то интересную разработку и предлагаем с ней поработать нашим магистрантам, которые обучаются на программе «Управление интеллектуальной собственностью».

Студенты проводят патентный поиск, делают заключение о патентоспособности, составляют план коммерциализации, даже находят потенциального инвестора.

Это интересная, творческая работа, в которую активно включаются и студенты, и преподаватели. У нас уже есть множество успешных кейсов. Например, тренажером для укрепления зрения, который был разработан школьником, заинтересовались сотрудники силовых структур.

Еще интересный пример — на Школе технологического предпринимательства Teens in Tech школьник предложил сделать зонтик, который мог бы опрыскивать лицо в жаркую погоду с помощью встроенного в него водяного пистолета. Нам это показалось симпатичным, мы привлекли свои ресурсы и подготовили заявку на получение патента. Теперь у нас есть мотивированный абитуриент, который сейчас готовится поступать в ИТМО.

Сейчас на базе ФТМИ мы планируем запускать проект, который будет называться «IP Биржа». Это будет такой консультационный центр, в который смогут приходить студенты с разными идеями, на любых стадиях, и мы будем помогать им создавать индивидуальную дорожную карту развития их проекта и его охраны в сфере IP.

Мы уже собрали пул экспертов, которые работают с заявками на уровне Роспатента и Всемирной организации интеллектуальной собственности — в том числе это наши действующие преподаватели и эксперты нашей образовательной программы. Но самыми главными участниками будут наши магистранты — для них это будет практический опыт сопровождения реальных проектов.

В скором времени будет анонс о старте этой программы и правилах участия. А в будущем, мне кажется, мы можем стать открытой платформой не только для студентов ИТМО, но и для всех желающих ребят из других вузов.

Переключение — лучший отдых

Андрей Николаев
Андрей Николаев

Не буду говорить, что мне легко заниматься столькими вещами одновременно. Но когда работа интересная и многозадачная, ты переключаешься на решение разных вопросов и всегда находишься в драйве. Вот так и отдыхаешь.

Почему я изначально выбрал преподавательскую деятельность? Потому что когда видишь, как ребята реагируют на материал, как они с энтузиастом включаются в проекты, чувствуешь отдачу — это лучшее лекарство от стрессов и выгораний. Я действительно горжусь своими студентами, они всегда удивляют и вдохновляют.

Советы студентам

Думаю, лучший рецепт успеха — это четко знать свои сильные стороны и уметь грамотно распоряжаться своими возможностями. Абсолютно у каждого человека они есть. Не нужно бояться раскрываться, участвовать в процессе: в различных мероприятиях, конференциях, олимпиадах, различных активностях. Все это дает возможность лучше узнать себя, обрести уверенность. А еще это помогает преподавателям увидеть ваш потенциал и направить вас в правильное русло.

Конечно, одной уверенности недостаточно, нужны еще и знания, причем разносторонние. Своих студентов я всегда призываю читать как можно больше информации из разных источников, быть в курсе деловой, экономической, культурной повестки. Нельзя выпадать из контекста, чтобы не получилось, что вы занимаетесь тем, что не актуально, не современно, не востребовано.