В этом году в Балтийском научно-инженерном конкурсе принимали участие 2700 школьников из 74 регионов России, Республики Беларусь, ДНР и ЛНР, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Польши, а в финал конкурса прошли 342 человека. Они подали работы на одну из десяти секций: техника, математика, программирование, робототехника, физика, химия, биология, медицина, экология и науки о Земле. Одна часть финалистов защищала проект онлайн, а другая — на базе СПбПУ. А оценивало их работы жюри, состоящее из более 500 экспертов — педагогов, ученых, представителей крупных компаний и университетов-партнеров, в том числе ИТМО.
«В данный момент наш университет, в частности факультет безопасности информационных технологий (ФБИТ), направляет массу разных ресурсов на работу со школьниками, начиная с восьмого класса. Дополнительное образование сейчас крайне важно, просто сдать три экзамена ЕГЭ на 100 баллов и поступить в университет уже недостаточно. Нас интересуют дополнительные компетенции, которые нарабатываются у школьников до поступления на первый курс. А Балтийский конкурс как раз способствует командообразованию и внеклассной работе на стыке школы и университета», — рассказал декан факультета безопасности информационных технологий Данил Заколдаев.
Научно-просветительская программа конкурса включала экскурсии в лаборатории ― в частности, 20 финалистов очного формата посетили МНОЦ «Безопасность и надежность критических цифровых технологий» Университета ИТМО. Здесь они смогли подробно познакомиться с работой центра, а также послушать лекции о хакинге. Например, аспиранты ФБИТ Михаил Калабишка и Вадим Давыдов рассказали о своей работе в лаборатории криптографических методов защиты информации ― здесь они занимаются стеганографией, цифровыми водяными знаками, а также классической и постквантовой криптографией (кодовой криптографией, криптографией на решетках, многомерными уравнениями и многим другим) для разработки алгоритмов, устойчивых к квантовому компьютеру.
Как подчеркнул директор лаборатории Сергей Беззатеев, привлечение талантливых школьников поможет развить направление криптографии и построить сотрудничество с другими учебными заведениями.
«Проекты финалистов сделаны на высоком уровне, их можно сравнить с работой студентов бакалавриата второго и третьего курса в области классической математики. Мы будем рады таким ребятам в ИТМО, особенно учитывая открытие нового диссертационного совета по физико-математическим наукам в области криптографии. Студенты с такими сильными математическими компетенциями могут помочь нам развивать в том числе новые коллаборации с математическим институтом им. В.А. Стеклова РАН или междисциплинарной исследовательской лабораторией им. П.Л. Чебышева», — подчеркнул он.
Директор лаборатории валидации и верификации сложных технических систем Илья Попов объяснил, как сотрудники подразделения совместно с научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС») разрабатывают беспилотный поезд.
А директор учебно-практического центра «Киберполигон» Александр Менщиков прочел финалистам конкурса лекцию о легальном хакинге. Вопреки стереотипам, IT-специалисты в сфере информационной безопасности занимаются не только взломом. Зачастую они проводят исследование слабых мест, разрабатывают новые утилиты, например системы защиты информации, участвуют в тестировании безопасности, а еще ― в противодействии кибератакам и расследованиях.
Чтобы работать в этой сфере, нужно получить разные навыки, в том числе по криптографии, обратной разработке, веб-безопасности. Как подчеркнул Александр Менщиков, на практике это можно реализовать несколькими способами. В первую очередь, участвовать в киберучениях — это тренировки, в ходе которых нужно понять, какие атаки злоумышленник производит на систему и как им противостоять. Еще один способ — соревнования CTF, в которых команде нужно защитить свой сервер от атак противника и захватить чужой. Также можно участвовать в крупных конференциях ― например в Black Hat, DEFCON и ZeroNights, а также в программах Bug Bounty. С их помощью компании дают IT-специалистам возможность легально «ломать» свои сайты и программное обеспечение и заработать за сообщение об уязвимостях. А иногда это еще и шанс поступить в университет, как это случилось с Ильей Глебовым, который нашел уязвимость во «ВКонтакте» и поступил в ИТМО.
Также поступить в университет можно, участвуя в олимпиадах. Как рассказала доцент факультета Юлия Донецкая, институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России проводит межрегиональную олимпиаду школьников имени И.Я. Верченко по математике и криптографии, а ИТМО — очный этап соревнования. Победители и призеры получат 100 баллов за ЕГЭ по математике. Также ФБИТ организует собственную олимпиаду для школьников по информационной безопасности — ITMO Security. В отличие от других конкурсов, на этих соревнованиях команде из трех человек нужно предложить комплексное решение конкретной проблемы, например разработать систему безопасной парковки, чтобы за безопасностью машины следила она сама и соседние машины. Если команда займет первое или призовое место, ее членам дадут дополнительные баллы при поступлении на ФБИТ.
О том, что им больше всего запомнилось в ИТМО и как они будут применять полученные знания, участники экскурсии, учащиеся Лаборатории непрерывного математического образования (ЛНМО), прошедшие в финал Балтийского конкурса, рассказали ITMO.NEWS.
Александр Травин
― Мне больше всего запомнилась лекция Александра Менщикова про кибербезопасность ― это близкая для меня дисциплина и я уже участвовал в программах Bug Bounty. Было интересно послушать, как другие люди рассказывают об этом. Также я хотел узнать, как отвечают на мои вопросы реальные специалисты, работающие в сфере кибербезопасности. Я знаю, как ломать информационную систему, но защищать ее я еще не пробовал.
Екатерина Дойникова
― В ИТМО были довольно познавательные лекции про IT, особенно они будут полезны тем, кто захочет пойти в эту сферу. Я в принципе не очень разбираюсь в хакинге, поэтому общая информация об информационной безопасности помогла погрузиться в тему. Еще было интересно узнать, чем занимаются на факультете, прежде чем сюда поступать.