Зачем вообще смотреть на искусство с точки зрения науки
Наука и живопись связаны намного больше, чем кажется. Например, некоторые эффекты, сделавшие полотна знаменитыми, связывают со знанием химии. Недавно исследователи из Амстердамского университета и Рейксмузеума выяснили, как знаменитая картина Рембрандта «Ночной дозор» получила своё загадочное свечение. Оказывается, художник использовал необычные пигменты, изготовленные из целого ряда элементов: из свинца и олова он получил желтый пигмент, а из мышьяка и серы — красно-оранжевый. По мнению исследователей, Рембрандт мог намеренно смешать эти токсичные вещества с красками для создания нужного золотого оттенка.
Кроме того, научные методы помогают не только установить подлинность, но и обнаружить, казалось бы, уже утраченные предметы искусства. Например, в прошлом году ученые ИТМО нашли неизвестную ранее картину известного немецкого художника Вернера Тюбке под верхним слоем картины «Хиросима I». Картину изучали в лаборатории в Михайловском дворце с помощью неразрушающих оптических методов. Наиболее значимыми для находки оказались результаты инфракрасной рефлектографии и рентгенографии.
«Наука показывает, как делается искусство. Ученые могут сказать, почему картина производит на нас определенное впечатление с технической точки зрения и доходит до наших дней в том или ином состоянии. Именно технологические исследования состава красок, оценка условий хранения и изучение процесса условного “распада” материалов позволяют заглянуть на внутреннюю кухню художников. И эта информация меняет наше восприятие живописи», — обращает внимание искусствовед, заведующая отделом по работе с молодежью «Российского центра музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея Анна Пейчева.
Что увидели ученые на шедеврах Брюллова, Айвазовского и Бруни
В проекте Центра научной коммуникации ИТМО и Русского музея «Шедевры глазами ученых» авторы представляют новый взгляд на три известные картины: «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Волна» Ивана Айвазовского и «Медный змий» Федора Бруни. Полотна объединены общей идеей ― борьбы человека со стихией, поэтому на них можно смотреть как на единый ансамбль.
Разбирали сюжеты картин десять ученых. На «Последний день Помпеи» смотрели вулканолог, член-корреспондент РАН Алексей Озеров, сейсмолог, кандидат физико-математических наук Данила Чебров и специалист по истории Помпей Юлли Улетова.
Над «Волной» Айвазовского взялись поработать океанолог, доктор физико-математических наук Александр Осадчиев, кандидат химических наук, доцент научно-образовательного центра инфохимии ИТМО Светлана Уласевич и кандидат технических наук, директор научно-образовательной лаборатории «Техническое зрение» ИТМО Максим Волынский.
А «Медный змий» проанализировали эколог, специалист по биоразнообразию Ирина Тимофеева, метеоролог, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН Дмитрий Чечин и антрополог, исследователь религии Екатерина Колычева.
Общий комментарий по всем полотнам авторы проекта также получили от кандидата психологических наук, руководителя научной лаборатории консультативной психологии и психотерапии «Психодемия» Натальи Кисельниковой. Эксперты представили разные научные области, но изучающие связанные между собой природные явления. Такой подход к выбору специалистов помог сформировать комплексное видение произведений.
«Ученые соотносят нашу реальность и художественную, но стремятся найти между ними не столько противоречия, сколько пересечения. Данные исследователей и искусствоведов дополняют друг друга и позволяют увидеть и тем, и другим детали, которые до этого были незаметны. Для ученых это была нестандартная исследовательская задача, пришлось работать в непривычном контексте», — отмечает куратор проекта, искусствовед, специалист по Art & Science и преподаватель магистратуры «Научная коммуникация» в ИТМО Ольга Ремнёва.
Например, вулканологи развеяли миф, что все герои картины Брюлова умерли от настигшей их лавы. На самом деле большинство людей задохнулось от летящего на Помпеи пепла еще до того, как город накрыла расплавленная масса. А химик объяснил, что столь необычный цвет у волн на картине Айвазовского мог появиться из-за «работы» глубоководных бактерий. Также виной всему могут быть и перепады температур воды во время шторма.
«Например, климатолог подтвердил, что необычный сюжет “Медного змия” вполне мог произойти. Ученые накопили немало свидетельств выпадения “осадков” в виде животных. Чаще всего дожди идут из рыбы, лягушек и жаб. И хотя ливни из змей наблюдаются крайне редко, возможность этого явления отрицать нельзя. Виновниками таких событий могут стать смерчи или торнадо. Мелкая и даже крупная живность оказываются в воздухе из-за пониженного давления внутри вихря, сильных восходящих потоков и большой скорости ветра», ― обращает внимание менеджер проекта по работе с учеными, выпускница ИТМО Арина Ускова.
Где всё увидеть своими глазами
Подробнее о результатах проекта рассказали на страницах комикса. Такой формат привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кроме того, как отмечает его автор, выпускница магистратуры по научной коммуникации ИТМО Александра Душкина, он позволяет органично вписать шедевры живописи в рисунки современного художника. Также «физическую версию» комикса могут бесплатно получить посетители Русского музея у входа на экспозицию «Карл Великий», посвященную 225-летию со дня рождения Брюллова. Выставка продлится до 12 мая 2025 года.
А больше углубиться в тему поможет специальный лонгрид, подготовленный авторами проекта вместе с научной журналисткой и преподавателем ИТМО Марией Пази. В нем картины разбираются более детально и сопровождаются подробными комментариями ученых. Изучить лонгрид можно также во время выставки в Русском музее. Либо в любое удобное время с любого устройства.
Добавим, что посмотреть с другой стороны на привычные предметы предлагает не только проект «Шедевры глазами ученых». В этом году Центр научной коммуникации также проводил лекции, квесты, экскурсии по городу и научно-популярные квизы. Мероприятия ― часть проекта «Научный Петербург», при поддержке Министерства науки и образования РФ.