Специалисты ИТМО из Лаборатории изучения культурного наследия совместно с сотрудниками Русского музея нашли неизвестную ранее картину Вернера Тюбке под верхним слоем картины «Хиросима I». На ней изображен портрет отца художника Альфреда Тюбке.

В отличие от экспрессивной живописи верхнего слоя, портрет выполнен в более предметной, академической манере, которую художник развил с годами. По сути, эта работа предвосхитила его более позднее творчество. Находку сделали, когда проводили лабораторную экспертизу работ художника в отделе технологических исследований Русского музея — впервые для этой картины.

Картину изучали в лаборатории в Михайловском дворце с помощью неразрушающих оптических методов. Наиболее значимыми для находки оказались результаты инфракрасной рефлектографии и рентгенографии. Ученые подтвердили выявленный  с помощью рентгенографии портрет отца художника, сравнив его с рисунками Вернера Тюбке из архивов.

С помощью инфракрасной рефлектографии ученые обнаружили несоответствия видимого изображения (a) и скрытого краской, нижележащего, фиксируемого в инфракрасной области спектра (b), на котором просматривались очертания портрета. Тогда специалисты  сделали рентгеновский снимок картины с использованием рентгеновской пленки и выявили мужской портрет (c). Фото предоставлено автором статьи

С помощью инфракрасной рефлектографии ученые обнаружили несоответствия видимого изображения (a) и скрытого краской, нижележащего, фиксируемого в инфракрасной области спектра (b), на котором просматривались очертания портрета. Тогда специалисты  сделали рентгеновский снимок картины с использованием рентгеновской пленки и выявили мужской портрет (c). Фото предоставлено автором статьи

«В исследовании мы объединили силы технологов и искусствоведов, поэтому также провели контекстуальный анализ картины, поработали с документальными и иконографическими источниками. Такой междисциплинарный подход — пример того, как лабораторные методы можно применять для исторического анализа живописи. Наша работа станет частью первого в России масштабного исследования творчества художника, а сейчас привлечет внимание к его художественному наследию среди российских и зарубежных специалистов», — рассказала одна из авторов исследования, сотрудница Русского музея и Лаборатории изучения культурного наследия ИТМО Александра Смолянская.

Рентгенограмма «Хиросимы I», повернутая на 90 градусов по часовой стрелке (а); «Портрет моего отца. 1958» из каталога рукописей Вернера Тюбке (b); Слева направо на зарисовке Вернера Тюбке: мать Люси, Франц и отец Альфред (1952 год) (с). Фото предоставлено автором статьи

Рентгенограмма «Хиросимы I», повернутая на 90 градусов по часовой стрелке (а); «Портрет моего отца. 1958» из каталога рукописей Вернера Тюбке (b); Слева направо на зарисовке Вернера Тюбке: мать Люси, Франц и отец Альфред (1952 год) (с). Фото предоставлено автором статьи

Картина «Хиросима I» — единственная известная в России работа Вернера Тюбке. Коллекционер Петер Людвиг подарил ее Русскому музею в 1994 году. Художник написал картину в 1958 году, когда в его творчестве произошел поворот и он отказался от модернизма в пользу фигуративной живописи. При этом картина «Хиросима I» — это модернистский эксперимент, свойственный раннему творчеству автора. Сейчас картина Вернера Тюбке находится в экспозиции музея Людвига в Мраморном дворце Русского музея.

Статья: Aleksandra Smolianskaia, Ivan Andreev, Sergey Sirro, Vladimir Aseev, Elena Tereschenko, Olga Smolyanskaya. In Situ Study of the Painting “Hiroshima I” (1958) by Werner Tübke (1929–2004) (Heritage, 2023).