Вы начинали в 2014 году, в непростой для экономики период. Почему именно тогда возникла необходимость организовать одно из первых стартап-сообществ за пределами Москвы и Петербурга?

На самом деле в нашем случае совпали два фактора. Во-первых, уже зарождалось предпринимательское сообщество, YellowRockets (тогда еще StartupSamara) основали пять предпринимателей, в том числе и я. Мы начали с организации мероприятий: одно из первых мы назвали «Венчурное кафе», где просто раз в пару недель собирались предприниматели, общались на интересные темы, приводили спикеров и так далее. И второй фактор: тогда к нам в область пришла новая команда правительства, которая тоже поспособствовала формированию бизнес-сообщества. В 2014 году получилось так, что с помощью господдержки мы запустились. Звезды сошлись, что называется.

Тогда же нашим основным партнером стал Университет ИТМО: между правительством Самарской области и вузом было подписано соглашение о партнерстве. Это нам очень помогло, потому что всю готовую систему по организации мероприятий мы взяли у вуза: это и система организации хакатонов, и стартап-уикендов, клубов предпринимателей. Университет ИТМО выступил для нас очень надежным партнером, и во многом благодаря такому сотрудничеству мы смогли показать серьезные результаты. За последние два года в регион по стартапам удалось привлечь больше денег, чем за последнее десятилетие.

Как эта система работает у вас сейчас?

Мы выстроили достаточно системную, на мой взгляд, работу с инициаторами проектов. Наш информационный центр выступает как единое окно, сейчас в нашей базе больше 20 тысяч адресов предпринимателей, все они находятся в «теплом» контакте, каждую неделю получают рассылку, с самого начала работы мы очень активны в соцсетях. На втором уровне — вовлечение и популяризация — это и то же «Венчурное кафе», и, например, Science Slam. Кстати, именно у нас в регионе прошел первый всероссийский Science Slam.

На следующем уровне системы идет повышение компетенций, командообразование. Это стартап-уикенды, хакатоны, у нас есть своя региональная акселерационная программа, где мы помогаем привлечь деньги в проекты. То есть вся система выстроена по воронке.

Есть устоявшееся мнение: чтобы выйти на глобальный рынок, стартаперу из России, регионов в частности, лучше переезжать за пределы страны. Это так?

Сейчас ситуация такая: если вы действительно хотите выходить на глобальные рынки, то лучше находиться не в России. Потому что, естественно, если вы хотите работать на глобальных рынках, у вас должна быть понятная юрисдикция для покупателей и  партнеров. И, по крайней мере, так будет проще привлекать инвестиции.

Мероприятия YellowRocket. Источник: социальные сети
Мероприятия YellowRocket. Источник: социальные сети

Но если смотреть внутри России, понятное дело, что Москва — это номер один, это большой хаб, куда все едут и где происходит основная «движуха». На втором месте — Петербург. А кроме Москвы и Питера, как мне кажется, есть еще три-четыре сильных региона с точки зрения выстроенной инновационной экосистемы, сформированного стартап-движения. И эти регионы, среди которых Казань, Самара, Екатеринбург, Томск, будут конкурировать за то, чтобы стать инновационными центрами.

Я сомневаюсь, что там, где существует два с половиной стартапа, есть смысл сидеть и работать. Все-таки важно находиться внутри сообщества. Эта обычная ситуация, ведь даже если посмотреть на Америку — там тоже есть определенные кластеры, сформированные центры. Например, та же Кремниевая долина и другие. У нас то же самое: не может быть такого, что везде существует суперблагоприятная среда для стартапов, скорее всего, выделяется несколько таких «долин». Москва и Питер — это уже сформировавшиеся центры, потому что здесь есть и бизнес-ангелы, и достаточно развитая экосистема. В регионах пока идет конкуренция.

Несмотря на то, что тренд оттока успешных стартаперов продолжается, мы считаем, что в целом для региона это на самом деле не плохо. Ведь разработку авторы проектов все равно стараются оставить в своем городе, потому что так дешевле. Те, кто уехал, продолжают поддерживать связи на родине: нанимают людей на аутсорсе либо открывают собственный филиал.

У вас были проекты, которые вышли на глобальные рынки?

У нас уже есть истории успеха, которые известны на весь мир. Это, например, проект настенных смарт-часов Glance Clock Антона Зрящева, который привлек на Indiegogo 450 тысяч долларов при цели 100 тысяч долларов. Антон выпустил продукт, который уже можно купить.

<

Есть проекты, которые выходят на международные рынки и становятся их лидерами. Например, проект родом из Самарской области Bigfoot Tutors, который является одним из лидеров рынка Великобритании по тьюторству. Есть те проекты, которые успешно привлекают частные инвестиции. По последней акселерационной программе у нас из семи выпускников двое уже привлекли частные инвестиции, один ведет переговоры. И для нас главным мерилом успеха как раз и является то, что, во-первых, деньги привлекаются частные, а не государственные, и то, что они работают не только на российском рынке, но и на международном. За три года работы у нас таких проектов накопилось несколько десятков.

Вы сами тоже постепенно выходите на всероссийский и международный уровень. Какие шаги делаете для этого?

Буквально недавно мы запустили сильную волну в Facebook о том, что мы переименовываемся. С апреля мы уже не StartupSamara, а YellowRockets. Дело в том, что мы уже два года делаем корпоративные акселераторы вместе с РВК, другими партнерами, и сейчас ведем переговоры сразу с несколькими корпорациями. Мы заметили, что привязка названия к Самаре мешает нам выходить на крупных игроков, которые находятся в Москве, Питере, других городах. Есть некоторое предубеждение, и мы давно думали, что с этим делать. В итоге решили сменить название — то есть теперь глобально, для всего мира мы называемся YellowRockets. Однако и StartupSamara остается как отдельный проект — под этим брендом мы будем делать все проекты внутри региона. 

У кого есть предубеждение? У инвесторов?

Нет, у них как раз-таки нет предубеждения. Оно есть у корпораций, с которыми мы общаемся. Например, по такой же модели, по которой работает StartupSamara, мы ведем переговоры с несколькими регионами. И естественно, если ты приходишь, допустим, в Оренбургскую область и говоришь: «Давайте мы сделаем для вас StartupSamara». Конечно, им эта идея не очень понравится, потому что люди хотят «Стартап Оренбург».

Мероприятия YellowRocket. Источник: социальные сети
Мероприятия YellowRocket. Источник: социальные сети

Инвесторам прежде всего интересен качественный проект, и неважно, откуда он пришел. Да, есть определенный стереотип, что если проект сильный, то, скорее всего, он должен быть в Москве. Но в целом, даже когда мы показываем выпускников нашего акселератора, мы такого не замечаем. Кроме того, к нам на демо-дни регулярно ездят инвесторы и бизнес-ангелы со всей страны. Если есть репутация, когда видно, что из акселератора уже что-то вышло, появляется доверие. Поэтому, разумеется, надо провести работу, выстроить систему доверия с инвестором. У Самары таких проблем сейчас нет.

Какие главные изменения, на ваш взгляд, произошли за три года в инновационной экосистеме, стартап-движении в целом в регионах России?

Судя по нашему региону, за эти три года намного больше людей начали относиться к технологическому предпринимательству, к стартапам серьезно. Когда мы только-только начинали, еще в 2013 году, стартапы воспринимались как какая-то непонятная тусовка, так — поиграться, понятие «бизнес-ангела» вообще вызывало смех. А уже в прошлом году в Самаре собралось 300 бизнес-ангелов – как российских, так и зарубежных. При поддержке РВК был организован большой форум, приехали бизнесмены из Великобритании, США, Израиля, из Швейцарии. И все самые активные бизнес-ангелы из России тоже были там.

Мероприятия YellowRocket. Источник: социальные сети
Мероприятия YellowRocket. Источник: социальные сети

К нам на демо-дни ходят все новые и новые люди, у которых есть деньги и которые хотят инвестировать в технологический бизнес. Три-четыре года назад вокруг нас было, возможно, 50 человек, сейчас в самом ближнем круге — уже больше 500, а в целом это 20 тысяч человек, которые о нас знают и следят за нашими новостями.

Второй тренд связан с университетами. Когда мы начинали, получилось так, что у нас в регионе не было выстроено никакой стартап-инфраструктуры внутри вузов. Поначалу мы буквально «пропылесосили» все учебные заведения на предмет интересных проектов, которыми до этого никто особо не занимался. Они прошли через наши программы, и сейчас мы ощущаем проектный голод: новые проекты появляются не так быстро. К сожалению, пока наши университеты не могут выступать такими мощными проектными генераторами. Поэтому сейчас мы пошли по такому пути: мы сами идем в университеты, открываем там свои стартап-центры и уже изнутри помогаем включаться в эту систему.

И наконец, третье, что я начал замечать: если раньше начинающие предприниматели ходили преимущественно за государственными деньгами, то сейчас начали появляться действительно сильные проекты, которые существуют без денег государства. Мышление поменялось, и уже есть истории, доказывающие, что можно успешно привлекать частные инвестиции.

Сергей Богданов — один из спикеров Региональной сессии практического консалтинга (РСПК), прошедшей 12 апреля в Университете ИТМО. РСПК — это программа РВК, направленная на формирование инновационной экосистемы в регионах и развитие регионального предпринимательства в сфере высоких технологий. В рамках мероприятия прошли практические семинары, посвященные работе с представителями бизнеса и инвесторами, обучению командообразованию и личностному росту, а также состоялись индивидуальные консультации экспертов.