Ежегодный митап Fork up Night прошел уже в пятый раз. На нем студенты и абитуриенты факультета биотехнологий Университета ИТМО узнали о проектах, которые разрабатываются в индустрии, и почерпнули идеи для своих стартапов. А чтобы ободрить новичков, опытные предприниматели рассказали и о своих провалах, ведь важно понимать, что все люди ошибаются и что-то иногда может пойти не так.

«Для студентов митап — это возможность пообщаться с представителями бизнеса, наладить партнерские взаимодействия и найти работу или стажировку. Также мы надеемся, что мероприятие привлечет сотрудников компаний на факультет биотехнологий в качестве студентов. Существует множество стартаперов и действующих специалистов, у которых нет образования в предметной области, им может не хватать базовых знаний для разработки новых продуктов и для развития в профессии в целом, поэтому поступить в магистратуру, параллельно развивая свое дело, — это нормальная практика», — рассказала  PR-менеджер факультета биотехнологий Надежда Серова.

Надежда Серова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Надежда Серова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Альтернатива традиционным продуктам

На Fork up Night освещаются темы, связанные с фудтехом, в том числе производство альтернативных продуктов. Как отметил генеральный директор компании​ Greenwise, глава Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов и один из организаторов митапа Артем Пономарев, это направление активно развивается во всем мире уже около 15 лет и в последние пять начало набирать популярность и в России.

«Альтернативная пищевая продукция противопоставляется традиционной — стандартным товарам, которые мы привыкли видеть на полках магазинов. Это мясные, молочные и другие продукты из животного сырья разной степени переработки. Альтернативой им могут стать любые продукты из растительного сырья: мясо, яйца, напитки, мороженое, хлебобулочные изделия и так далее. Это направление сильно переплетается с другими, например с вегетарианством и оволактовегетарианством (употреблением растительных продуктов, молока и яиц — прим. автора). Мы — зеркальное отражение традиционных пищевых продуктов», — объяснил Артем Пономарев.

Артем Пономарев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Артем Пономарев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Развитие вопреки трудностям

Создавая и развивая компанию Greenwise, Артем Пономарев столкнулся с разными препятствиями. Сначала консервативные потребители не понимали, что такое альтернативная продукция, и не воспринимали ее как настоящую еду. Затем компания решила производить растительные снеки, но из-за желания поскорее выпустить продукт на рынок, наняла не очень квалифицированного дизайнера, и продажи провалились.

Следующей идеей было сертифицировать продукцию на соответствие стандартам Halal Food (правильно приготовленная и дозволенная мусульманам пища — прим. автора) и продавать ее в магазинах. После всех процедур Артем получил документ о том, что Greenwise соответствует всем требованиям, но знак халяля оказался не тем. Спустя четыре месяца переговоров с магазинами компании разрешили заменить знак на новой продукции, но старую пришлось утилизировать.

В начале февраля 2022 года Greenwise получила крупный заказ, продукция для которого разрабатывалась до этого шесть месяцев, и предоплату за него. Но покупатель находился на Украине, и ему пришлось отменить заказ, потому что его не смогли бы доставить.

«Главное, что я открыл для себя за пятилетнюю предпринимательскую деятельность, — со временем ты начинаешь предугадывать, где ошибешься в будущем. Это безумно потрясающий дар. Помимо этого, ты понимаешь, где совершат ошибку другие, и можешь учитывать это», — поделился инсайтом Артем Пономарев.

Сооснователь и финансовый директор компании re-feel Игорь Минкевич также прошел долгий путь, прежде чем ему удалось разработать натуральную матчу для приготовления дома. Сначала были заказаны образцы напитка с Бали, но, когда они приехали, оказались без вкуса и запаха. Затем предприниматель начал искать технолога, который создаст такой же вкусный чай, как на острове. Но Игорю предложили добавить в матчу ненатуральные ингредиенты и не указывать их в составе. В итоге от идеи с технологами отказались, разработали свой рецепт буквально на кухне и вышли с ним на производство.

Подготовив дизайн упаковок и сайт, компания запустила первые продажи, но этикетки застряли в типографии, а кокосовое молоко — на таможне. Упаковку тоже пришлось дорабатывать, потому что на ней не было названия продукции на русском языке, а без этого продажи невозможны. В качестве большого исключения компании разрешили съездить в каждый магазин (их было около 400) и заменить упаковку.

«У re-feel есть большой опыт того, что уже происходило в других проектах. Это помогло нам преодолеть все препятствия. Как говорил Артем из Greenwise, со временем начинаешь понимать, где есть большие риски неудачи, и притормаживаешь в этом месте. Если подошел к этапу, который ты совершенно не понимаешь, как делать, нужно найти того, кто понимает и уже прошел через это. Например, перед тем, как наладить контрактное производство в re-feel, я познакомился с 30 ребятами, узнал их опыт и ошибки. Конечно, в итоге я наделал своих ошибок, но в меньшем объеме», — рассказал Игорь Минкевич.

Игорь Минкевич. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Игорь Минкевич. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Неудачи — возможность переосмыслить бизнес

В 2015 году основательница компании «Живой продукт» Аида Газалиева решила разработать растительное молоко из семян конопли, мака и кунжута, и у нее было два способа, как это сделать. Во-первых, можно создать продукт на производстве и разлить его по упаковкам Tetra Pak. Так молоко хранится дольше, но его стоимость будет выше, а содержание орехов в продукте — меньше 4%. Во-вторых, можно производить молоко у частных лиц, но в этом случае срок годности будет коротким.

В результате сотрудники «Живого продукта» решили сделать что-то среднее — произведенный на купленном оборудовании продукт с месячным сроком хранения, максимальной пользой для здоровья и насыщенным вкусом. После поиска технологов и техники, серии экспериментов и тестов Аиде удалось создать нужный продукт, и начались поставки в магазин. Но у каких-то упаковок не сработали вакуумные крышки, и всю партию товара вернули обратно.

«Мы стали думать, что нам делать дальше. В стандартной истории с поучительным уроком мы бы снова засучили рукава, заказали новое оборудование и справились с этой задачей. Но мы пришли к другому выводу: остановили работу над проектом, что было сложным решением. Почему я решила поделиться именно этой историей? Иногда вовремя переоценить курс своих действий и задуматься о том, что ты делаешь, зачем и стоит ли тратить на это силы, тоже полезно. В результате мы признали ошибку и начали двигаться в новом направлении», — резюмировала Аида Газалиева.

Аида Газалиева на FoodTech Fork up Night в Университете ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Аида Газалиева на FoodTech Fork up Night в Университете ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

С похожей ситуацией столкнулся Фред Ужицкий — основатель компании Soymik. Сначала он решил заняться производством соевого молока. Пока была зима, продукция хорошо хранилась, но, как только пришло лето и настала жара, идея провалилась — молоко портилось спустя неделю. Предприниматель решил делать из него йогурты, но здесь его настигла неудача по той же причине. Тогда он переквалифицировал дело на производство продукта с более длительным сроком хранения — тофу — и до сих пор занимается им.

«Куда ни посмотри, каждый день с чем-то сталкиваешься, а варианта всё бросить нет, поэтому приходится решать вопросы. Мне кажется, никто не застрахован от таких ситуаций: ты всегда будешь ошибаться и что-то переделывать, но со временем научишься относиться к этому проще», — подытожил Фред Ужицкий.

Фред Ужицкий на FoodTech Fork up Night в Университете ИТМО Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Фред Ужицкий на FoodTech Fork up Night в Университете ИТМО Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Вкусно и полезно

На протяжении всего митапа участники дегустировали альтернативные продукты, подготовленные спикерами, например крафтовую халву из семян подсолнуха, конопли и кунжута, джерки (кусочки вяленого растительного мяса) и растительное молоко. Параллельно с дегустацией гости общались со спикерами и делились впечатлениями от увиденного.

Роман Каменев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Роман Каменев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

«Полтора часа прошли на одном дыхании. Поскольку я сам производитель, мне было интересно послушать лидеров мнений, а вопросы и темы, которые здесь обсуждались, актуальны для рынка, предпринимателей и людей, которые хотят начать развивать продукт. Больше всего мне понравилось выступление Игоря Минкевича, так как он с позиции управляющего партнера SETTERS Worldwide рассказал о том, как развивать продукт сейчас, когда нет возможности рекламироваться. К тому же продукция, которой он занимается в re-feel, по идеологии очень близка к тому, чем я занимаюсь, — экологичность во главе угла», — подчеркнул основатель компании «Биомил» Роман Каменев.

Анастасия Свистунова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Анастасия Свистунова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

«Я увидела, что в митапе будут участвовать представители разных компаний, и мне стало интересно услышать мнение людей, которые уже совершили какие-то ошибки в бизнесе, чтобы дальше не делать их на своем пути. Мне особенно запомнились выступления Игоря Минкевича и Фреда Ужицкого. Очень здорово, что они с нуля начали развивать свою компанию и продукцию», — отметила студентка первого курса образовательной программы магистратуры «ФудТех» Анастасия Свистунова.

Как ИТМО помогает пищевой индустрии

С прошлого года факультет биотехнологий вместе с представителями Danone, Pepsico, Jacobs и других крупных компаний начал готовить специалистов в сфере фудтеха на одноименной образовательной программе. Ее руководителем стала Олеся Волох — руководитель группы научных исследований и нутрициологии Danone EDPI CIS/TME.

«Сделать классную магистратуру по пищевой продукции — это бриллиантовая идея. Я работаю в R&D 12 лет и вижу, как мы набираем людей. Максимально тяжело найти технолога, который сделает продукт, упаковщика, менеджера, владеющего UX (опыт взаимодействия пользователя с продуктом — прим. автора), CustDev (качественный способ быстрого тестирования идей и создания новых продуктов, основанный на изучении целевой аудитории и сборе обратной связи от нее — прим. автора) и умеет общаться с потребителями. А тогда у нас возникла возможность сделать что-то по-другому», — рассказала Олеся Волох.

Организаторы и спикеры FoodTech Fork up Night в Университете ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Организаторы и спикеры FoodTech Fork up Night в Университете ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

В результате 15 специализаций объединили, оставив шесть из них для набора студентов в рамках приемной кампании 2021 года. А в 2022-м обучение на факультете снова переосмыслили и изменили набор специализаций.

«Мы создали пять специализаций — "Альтернативные продукты питания", "Функциональное и специализированное питание", "R&D продуктов питания", "Ответственное производство" и "Инновационные подходы". Все эти направления — это тренды рынка и запросы индустрии, которые мы видим, и наш митап это подтверждает, потому мы решили добавить эти специализации. Мы создали Фудтех, который представляет собой снимок происходящего сегодня на рынке», — прокомментировал декан факультета биотехнологий Михаил Курушкин.