Всего в ходе исследования были опрошены около 100 экспертов. Многие из них сошлись во мнении, что монополизированный подход (когда за благоустройство городской среды отвечает только городская администрация) не дает качественного рывка в преобразовании территорий. Почти четверть респондентов уверены, что для реализации проектов, которые будут более устойчивыми в долгосрочной перспективе, полномочия по управлению изменениями городской инфраструктуры следует спустить на уровень муниципалов, представляющих интересы как власти, так и населения. При этом органы местного самоуправления нужно наделить новыми, в том числе финансовыми, полномочиями.

Еще одним важным условием, которое повысит качество среды, эксперты назвали создание отдельных муниципалитетов для крупных проектов, которые зачастую перерастают свое муниципальное управление и становятся для них неподъемной ношей, как с точки зрения администрирования, так и финансирования. К таким проектам можно отнести город-спутник Южный (2000 га и 134 тыс. человек населения по завершению проекта), проект спутника в Новосаратовке (120 тыс. человек на территории в 340 га), жилой проект в Горской (20 тыс. человек на 100 га) и другие. Разукрупнение городских муниципалитетов, по мнению респондентов, поможет более эффективно и равномерно распределить ресурсы и силы, необходимые для обслуживания территорий.

По словам преподавателя Московской архитектурной школы (МАРШ) и программы Prototyping Future Cities НИУ ВШЭ Александра Острогорского, муниципалам нужны общие гайдлайны по проектам городских преобразований, основанные на результатах исследований и тестов. Реализация таких проектов и управление их бюджетом должны быть сосредоточены на локальном уровне, в том числе с участием частных инвесторов.

Александр Острогорский. Источник: architime.ru

Александр Острогорский. Источник: architime.ru

Большая часть опрошенных (42,1%) согласилась с этим тезисом и высказала мнение, что автором и соинвестором проектов должен стать бизнес, заинтересованный в создании новых площадок. В таких условиях бизнес способен генерировать приток платежеспособного спроса и будет сам выступать локомотивом развития территорий.

«Проекты благоустройства оказывают влияние на увеличение стоимости недвижимости и земельных участков, количество предприятий, оказывающих торговые и иные услуги населению. Также расширяется доходная часть городского бюджета — это почти все виды налогов. Комфортная городская среда должна уже, наконец, перестать быть издержкой и стать инвестицией, в которой будут заинтересованы и органы местного самоуправления, и инвестор», — считает Денис Красиков, старший аналитик Rusland SP.

Также участники опроса подчеркнули, что помимо создания отдельных муниципалитетов стоит продумать вопрос отказа от «котлового» метода бюджетирования. Ежегодные налоги от деятельности предприятий HoReCa, развлекательной инфраструктуры, офисов, торговли должны оставаться на местах или же принять форму прямого инвестирования под руководством профессионального оператора или агентства развития территории.

Пресс-служба Университета ИТМО