Считывание электрической активности головного мозга — это не новая технология, но главный «челлендж» заключается в создании полноценных устройств для взаимодействия с окружающим миром с помощью «силы мысли». Также для того, чтобы мысли могли реализовываться, человеку необходима тренировка взаимодействия с нейроинтерфейсом: не у каждого получится достаточно сконцентрироваться, чтобы заставить левитирующий шарик подняться в воздух с первого раза. Разработчики проекта TuSion решили обе эти проблемы.
Нейроинтерфейсы могут использоваться в бесконечном количестве действий и операций, которые сегодня мы осуществляем с помощью речи или внешних управляющих устройств. Например, если человек хочет включить компьютер, он нажимает кнопку, а если он хочет сделать заказ в кафе, то обращается к официанту. Нейроинтерфейсы рассчитаны на то, чтобы человек мог делать эти и аналогичные действия с помощью «мысленных» команд мозга. Сейчас нейроинтерфейсы разрабатывают в основном под запросы производителей приложений виртуальной реальности, команда TuSion же пошла по другому пути. Ребята создают программный алгоритм для использования «силы мысли» в социальной, коммерческой сферах, а также в системах «умного» дома.
«TuSion родился на хакатоне, куда мы отправились командой из другого проекта — Royal VR, в рамках которого мы занимались маркетплейсом уровня „премиум“ в виртуальной реальности. Но мы поняли, что эти разработки не претендуют на уникальность без „изюминки“. А вот в том, как можно контролировать окружающую нас реальность с помощью мозга, пока никто сильно не продвинулся. Если мозг будет контролировать виртуальную действительность без каких-либо внешних манипуляторов, то это может быть даже более естественно для человека», — прокомментировал Владимир Кублашвили.
Разрабатываемую платформу можно будет использовать, например, для управления медицинскими протезами, бытовыми электронными устройствами, виртуальной реальностью. Команда проекта пока не сфокусировалась на каком-либо одном применении для своей разработки, но решила сосредоточить усилия на коммерческом секторе.
Носимое человеком устройство нейроинтерфейса сможет регистрировать не только электрическую активность мозга, но и другие физические признаки определенных эмоций — например, когда хозяину устройства что-то нравится или нет. Находясь в магазине, человек так или иначе обращает внимание на некоторые вещи, а на другие даже не смотрит. Нейроинтерфейс может детектировать эти желания и сообщать о них «хозяину». Кроме того, такая информация может быть полезна для ритейлеров и производителей в виде маркетинговых исследований.
«Например, я вижу толстовку от ITMO.STORE, мне она вроде нравится, но я пока не решаюсь ее купить, потому что мне, предположим, не позволяет это сделать мое социальное положение: эта одежда слишком броская. Нейроинтерфейс считывает мою реакцию: взгляд упал на вещь, мозг дал обратную связь — понравилось. И мне на смартфон приходит сообщение, что эта толстовка мне действительно понравилась, что мне не кажется. Это может звучать смешно, но на самом деле люди сейчас завалены маркетинговой информацией и рекламой, и они путаются в том, что им действительно нужно, а что — нет», — рассказал Владимир.
В будущем нейроинтерфейсы можно будет использовать даже при заказе кофе. Для этого достаточно оснастить оборудование в кафе Bluetooth-приемниками, которые смогут принимать сигналы от устройства нейроинтерфейса. И конечно, требуется специальное приложение для считывания сигналов мозга и передачи их устройству.
И хотя сегодня рынок нейроинтерфейсов пестрит новинками, разработчики TuSion уверены, что достаточно прописать алгоритмы взаимодействия с несколькими основными моделями, так как последующие технологии будут так или иначе копировать те, что уже есть в открытом доступе. Точно так же, как сейчас в мире существует три основных платформы для смартфонов.
Однако для того, чтобы осуществить это будущее, человеку нужно научиться взаимодействовать с нейроинтерфейсом, иначе говоря, натренировать силу своей мысли. Для этого команда TuSion разработала специальное приложение, которое позволяет развивать этот навык с помощью визуализации арт-объектов.
Это приложение позволяет считывать электрическую активность мозга во время расслабления и концентрации человека. Если человек расслабляется, то электроэнцефалограмма показывает одни значения, если концентрируется — другие. В то же время этим значениям соответствуют определенные графические изображения. Например, если человек сосредотачивается, то квадрат становится черным. Но чем больше он расслабляется, тем светлее становится квадрат. Так происходит тренировка, с помощью которой человек может видеть результат своих усилий, что очень важно.
«Эту „арт-калибровку“ можно использовать, чтобы навести мосты между мозгом человека и нейроинтерфейсом. Сейчас в Институте мозга человека им. Н. П. Бехтеревой мы проводим ранние тесты на добровольцах, чтобы получить статистику взаимодействия с нейроинтерфейсом. Также мы получаем большое количество запросов от владельцев нейрогаджетов, которые стремятся присоединиться к исследованиям, стать „early adopters“ — ранними последователями», — сказал Владимир.
Подробнее о проекте вы сможете узнать на DemoDay акселератора Future Technologies, который пройдет 18 февраля в Университете ИТМО.