По пунктам:

  1. Некоторым кажется, что урбанисты занимаются только проектированием велодорожек. А что они делают на самом деле?
  2. Откуда урбанисты знают, как надо организовывать общественные зоны и пространства для жизни?
  3. Если есть точные знания, как нужно проектировать общественные пространства, то почему некоторые российские города продолжают навевать уныние?
  4. Как меняется отношение людей к вопросам урбанистики, почему людям стало важно, что их окружает?
  5. Возможно ли, что в будущем вопрос комфорта людей в городе действительно будет первостепенным при городском планировании?
  6. Какие шаги для этого нужно предпринимать исследователям, архитекторам, муниципалитетам, отдельным гражданам?

Некоторым кажется, что урбанисты занимаются только проектированием велодорожек. А что они делают на самом деле?

Отчасти такие ассоциации создают медиа, которые чаще всего упоминают урбанистику именно в контексте каких-то модных современных городских решений. Если посмотреть на мировую практику, то специалисты, которых в России называют урбанистами, чаще всего зовутся «urban planners», или городскими планировщиками.

На самом деле это специалисты, обладающие богатыми междисциплинарными знаниями и компетенциями по исследованию городов и процессов в них, аналитике городских данных, прогнозированию и планированию развития. Сюда входят как довольно абстрактные для обывателя задачи — например, региональное стратегическое планирование,— так и более понятные вещи вроде проектирования комфортных общественных пространств.

Чаще всего специалисты городского планирования хорошо знакомы с общей проблематикой современных городов, но детальные знания и компетенции имеют уже в более узкой сфере профессиональных интересов. Сегодня урбанистика — это синтез информационных технологий, городского планирования, экономики, социологии, экологии и многих других наук.

Откуда урбанисты знают, как надо организовывать общественные зоны и пространства для жизни?

Любые решения должны быть основаны на результатах исследований и аналитики. Поэтому профессионалы, несмотря на свой большой опыт, как правило, не принимают решения субъективно: «потому что мне так нравится, и так красиво».

Если говорить про создание общественных пространств, то для принятия решения нужно не только собрать и проанализировать данные о территории, объектах окружения, какие-то социально-экономические параметры, но и провести важный этап работы с жителями: понять их состав, их восприятие места, ожидания и потребности. В идеале проекты должны готовиться совместно с заинтересованными сообществами и жителями — это называется партисипаторным, или соучастным проектированием.

Если есть точные знания, как нужно проектировать общественные пространства, то почему некоторые российские города продолжают навевать уныние?

Вопрос в том, кто является носителем знаний. Чтобы городские пространства не навевали уныние, и заказчик, и исполнитель работ должны обладать необходимыми знаниями и компетенциями. В идеале, чтобы ими обладал и условный заказчик в лице органа власти, и заказчики в лице жителей, для которых все и делается.

Без выстроенного диалога и взаимопонимания сторон хороший результат получить сложно. Финансирование — тоже важный момент, но здесь скорее речь будет о сложности и масштабности решений. Всегда можно начать с «быстрых побед» — недорогих и простых, но заметных решений с очевидной пользой.

Хороший и наглядный пример «быстрых побед» ― благоустройство Сенной площади в Петербурге. После того, как несколько лет назад там демонтировали торговые павильоны, осталось множество открытых вопросов: обилие кричащей рекламы, дефицит зелени, мест для сидения. У администрации были планы на полную реконструкцию (причем очень неудачную с точки зрения комфорта пешеходов), но лишних миллиардов на это не было. Тогда ограничились ремонтом пешеходной плитки, установкой скамеек и деревьев в вазонах у метро, зачисткой фасадов от незаконных конструкций и их косметическим ремонтом. Затраты оказались на порядки меньше, чем при капитальной реконструкции, но положительный эффект для жителей и туристов очевиден.

Как меняется отношение людей к вопросам урбанистики, почему людям стало важно, что их окружает?

В последнее десятилетие действительно заметен рост интереса широкой аудитории к урбанистике. Причин может быть несколько. Это и то, что многие люди уже успели повидать разные города мира, сравнить городскую среду у нас и за границей. И то, что выросло поколение людей, которые не воспринимают город как что-то чужое, а ассоциируют себя с ним так же, как с собственными четырьмя стенами. Они чувствуют ответственность за город и считают себя вправе требовать большего.

Возможно ли, что в будущем вопрос комфорта людей в городе действительно будет первостепенным при городском планировании?

Во многих городах партисипаторные проекты ― это неотъемлемый атрибут городского планирования. Например, в Сиднее правительство устраивает специальные конкурсы на лучшие идеи благоустройства, а в Барселоне жителей привлекают к мониторингу городских проектов благоустройства по каждому району города.

В России есть федеральная программа, нацеленная на создание комфортной городской среды с учетом запроса со стороны жителей. Другое дело, что часто на местном уровне нет понимания, как правильно реализовывать подобные проекты, поэтому критика этой программы идет довольно широкая, в том числе и в профессиональном сообществе — за организационные, финансовые и координационные недостатки.

Хороший пример позитивных городских преобразований, которые основаны на конструктивном диалоге и работе с запросами жителей, — проект «Твой бюджет», который в Петербурге развивается уже пять лет. Он подразумевает полный цикл работы с инициативами горожан с глубоким вовлечением в процесс. Для жителей-участников проекта проводят лекции по урбанистике, помогают оформить идеи, оценить их с финансовой и правовой стороны, организуют совместную работу с органами власти, а потом реализуют за счет бюджета города.

В результате получается сделать то, до чего в штатном режиме у администрации руки не доходили годами. Из ярких примеров — первая в центре города велополоса на набережной Фонтанки, а также внедрение системы раздельного сбора отходов в школах Васильевского острова.

Какие шаги для этого нужно предпринимать исследователям, архитекторам, муниципалитетам, отдельным гражданам?

Гражданам в этой ситуации необходимо понимать, что они — главный источник общественного запроса на превращение наших городов в комфортные места для жизни. Это могут быть индивидуальные обращения в органы власти по проблемным территориям, участие в партисипаторных проектах и даже участие в публичных интернет-голосованиях по городским вопросам.

Органам власти нужно уметь правильно работать с таким запросом, воспринимать жителей как заказчиков и целевую аудиторию преобразований. А помогать в этой работе призваны как раз современные городские планировщики, умеющие вести партисипаторные проекты.