Principal Investigator (PI) ― специальная профессиональная позиция, на русском такого специалиста можно назвать «руководителем исследований и разработок». Это не просто традиционный «заведующий лабораторией». Список обязанностей и полномочий PI гораздо шире: он не только ставит научные задачи, гипотезы и руководит фронтирными исследованиями, но и занимается административными функциями, в том числе набором и управлением команды, организует работу с индустрией и курирует образовательную деятельность.
«Уже несколько лет мы проводим зимние и летние школы для студентов SCAMT Workshop Week и несколько лет назад задумались о подобном мероприятии для аспирантов и кандидатов наук. Раньше они могли участвовать только в конференциях и развиваться в научной сфере, а теперь у них есть возможность прокачать навыки работы с индустриальными проектами, наладить связь с другими учеными, научиться создавать и управлять своей лабораторией», — подчеркнула директор по развитию международного научного центра SCAMT Полина Хапаева.
Научный центр SCAMT организует школу PI уже второй год. В первом потоке из 150 заявок на участие эксперты отобрали 40 исследователей из 30 регионов России, которые в течение недели проходили обучение на базе ИТМО.
«Сообщество выпускников школы PI живет, и участие в прошлогоднем проекте простимулировало коммуникацию между ними: они общаются, помогают друг другу и встречаются на профильных мероприятиях. Часть из них будет преподавать в магистратуре "Химия и искусственный интеллект", а другая — станет экспертами школы в этом году», — добавляет Полина Хапаева.
В этом году школа организуется совместно с Альметьевским государственным нефтяным институтом (АГНИ) и компанией «Татнефть». Мероприятие пройдет в корпоративном университете компании в Альметьевске с 27 июня по 3 июля.
«Сейчас в Альметьевске ведется активное строительство уникального по масштабам и по содержанию кампуса Высшей школы нефти, который объединит на своей площадке университетскую науку, в первую очередь Альметьевский государственный нефтяной институт, отраслевую — "ТатНИПИнефть" ― и академическую — институты Российской академии наук. На первое место в развитии Высшей школы нефти мы ставим науку, так как убеждены, что именно научные исследования станут той движущей силой, которая позволит нам выйти на мировой уровень в научно-образовательном пространстве. Нам нужны лидеры, которые смогут возглавить научные исследования на этой уникальной научной базе, а мы создадим им все необходимые условия для профессионального и личностного роста. В частности, на территории кампуса уже сегодня возводится современный и комфортабельный жилой комплекс», — отметил ректор АГНИ Александр Дьяконов.
Лучшим выпускникам школы предложат открыть собственную лабораторию в новом Биотех-центре мирового уровня, который сейчас создается на базе АГНИ, а также поучаствовать в разработке совместной программы магистратуры института, «Татнефти» и Университета ИТМО.
«Наши амбициозные цели совпадают с идеей проведения школы PI — формированием руководителей лабораторий нового поколения, которые должны уметь работать во фронтире науки, выстраивать коммуникацию, оперативно подбирать команду, искать финансирование и договариваться с индустриальными партнерами. Мы ожидаем, что проект поможет нам создать стартовый состав руководителей лабораторий, которые в дальнейшем уже будут сами находить новых PI под задачи компании и всегда находиться на фронтире мировой науки», — рассказал руководитель управления по работе с персоналом ПАО «Татнефть» Андрей Глазков.
Как принять участие
Принять участие в школе теперь могут не только кандидаты наук, защитившие диссертацию после 2016 года, но и аспиранты старших курсов. Все желающие должны работать в области естественных наук: биотехнологии, физики, химии, биологии, материаловедения или IT. Но главным условием станет желание создать собственную лабораторию в России.
Чтобы участвовать в школе, необходимо до 10 мая написать резюме и мотивационное письмо в свободной форме на русском языке и прикрепить их к заявке, созданной на сайте школы. В резюме нужно указать образование (направление, вуз, год выпуска, степень), опыт работы, сферу научных интересов, публикации, участие в конференциях и другую информацию по желанию.
В мотивационном письме следует рассказать о том, почему вы хотите участвовать в школе, как она может помочь вам в дальнейшем, а также почему среди всех кандидатов экспертам стоит обратить внимание именно на вас. Организаторы советуют использовать для этого видеоформат ― видеозаявки будут оцениваться в первую очередь. Если же вы планируете участвовать в конкурсе на открытие и поддержку лаборатории в Биотех-центре, также необходимо кратко описать ее концепт.
Список исследователей, прошедших конкурсный отбор, станет известен в конце мая. Участие в школе, в том числе трансфер из Казани, Бугульмы, Нижнекамска или Уфы до Альметьевска, а также проживание, будет для них бесплатным.
Как будет устроена школа
После завершения этапа отбора участникам предложат заполнить карты самоопределения и ответить на четыре блока вопросов о себе и своей лаборатории (действующей или потенциальной) ― они будут касаться научной, образовательной тематики, а также взаимодействия с индустрией и администрирования. Например, исследователям предстоит подумать, в чем уникальность их работы, хотят ли они разрабатывать образовательные программы, с кем они могут создать коллаборации и многое другое. С помощью карт самоопределения организаторы смогут лучше узнать участников и скорректировать программу школы, чтобы сделать ее максимально полезной. А эксперты школы будут давать обратную связь по картам до начала школы и в процессе обучения. Это поможет дополнить первоначальные планы исследователей и сделать на их основе дорожные карты по созданию и развитию лаборатории.
В этом году лекции, воркшопы и мастер-классы будут проводить не только специалисты из Санкт-Петербурга, но и из Москвы, Калининграда, Иркутска и Казани, при этом к школе присоединятся сотрудники институтов и университетов РАН и представители «Татнефти». В течение недели они расскажут о своих кейсах по четырем трекам: наука, администрирование, индустрия и образование. В результате участники научатся определять перспективность научного направления, выстраивать проектную и публикационную деятельность, разрабатывать программы магистратуры, формировать команду и привлекать инвестиции в свою лабораторию. Также во время школы организаторы проведут несколько сессий, во время которых исследователи в маленьких группах обсудят свои кейсы с экспертами.
В финале школы участники защитят свои дорожные карты перед комиссией. Будущие PI, представившие наиболее интересные исследования и четкий план создания или развития лаборатории на высоком уровне, смогут участвовать в конкурсе на открытие и поддержку собственного проекта в новом Биотех-центре АГНИ. Для этого ментор поможет им доработать проект лаборатории, а затем участники расскажут о нем представителям Биотех-центра и «Татнефти».