Гостями мероприятия стали представители университета XAMK и проектной команды Xamk Twin Campus Яде Хирвонен и Минна Ниэминен, специалист в области трансграничного сотрудничества Нико Арола, заместитель директора Технопарка ИТМО Олеся Баранюк, ментор Акселератора ИТМО Максим Макаров, а также студенты из ИТМО и университета XAMK. Модерировали встречу руководитель Межвузовского Клуба Предпринимательства Муса Нурышев и организатор финского фестиваля стартапов *ship Хенрик Домбовари.
Нужна ли стартаперам поддержка вузов
Первым вопросом для обсуждения стала финансовая поддержка студентов-стартаперов, в частности, в виде университетской стипендии. Все участники дискуссии сошлись на том, что начинающим предпринимателям, особенно студентам, тяжело начинать бизнес без дополнительной финансовой помощи — ведь даже заем в банке молодым людям практически не выдают, так как у них нет ни кредитной истории, ни репутации, ни опыта.
«Я начал свой первый стартап еще студентом, поэтому прекрасно знаю, что такое развивать бизнес без денег, — поделился своей историей выпускник ИТМО и основатель стартапа Metrica Николай Голос. — В российских вузах существуют повышенные стипендии для тех, кто занимается наукой, спортом, но молодым стартаперам тоже нужны деньги — для запуска рекламы, оплаты работы сотрудникам и подрядчикам, на другие расходы. А если денег нет, то приходится тратить очень много сил и времени, чтобы пытаться все делать самому, без команды — потому что не можешь за нее заплатить. Что часто приводит к выгоранию и фрустрации».
Участники обсудили уже существующие формы поддержки стартаперов: например, государственные фонды в Финляндии и программы СТАРТ и СТАРТ2, которые существуют в России уже десять лет.
Вторым актуальным вопросом стала тема предпринимательского образования: действительно ли университет может научить быть стартапером? Тут мнения разделились: например, Максим Макаров отметил, что научиться управлять стартапом можно только непосредственно в процессе работы над ним, но благодаря знаниям о некоторых, по его выражению, «контринтуитивных» аспектах, можно избежать множества ошибок начинающих бизнесменов. В то же время, учитывая, что чаще всего стартаперу приходится в одиночку управлять всеми процессами: маркетингом, логистикой, финансами, переговорами и так далее — базовые знания по этим предметам очень сильно пригождаются.
Олеся Баранюк варазила мнение, что университет не может сделать человека предпринимателем, но может дать полный набор необходимых инструментов, а также благоприятную среду, окружение и связи для запуска стартапа:
«Я уверена, что у человека все-таки должна быть предпринимательская жилка — это должно быть в ДНК. Но мы как университет можем дать все инструменты, обеспечить нетворкинг и то, что мы называем «песочницей», — площадку для безопасных экспериментов, чтобы студенты не боялись утонуть в долгах, обязательствах и финансовых проблемах.
Можно ли научить быть предпринимателем
Как раз та самая «предпринимательская жилка» и стала темой последовавших далее бурных дебатов: обязательно ли она должна быть, чтобы заниматься бизнесом, или все-таки этому можно научить и научиться? Хенрик Домбовари поделился наблюдением, что, действительно, некоторые обладают способностью «продать песок в пустыне» и им многие вещи даются легче, в то время как остальным приходится вкладывать очень много усилий и глубоко изучать основы. Максим Макаров отметил, что не зря различные акселерационные программы и школы стартапов становятся все популярнее — они доказывают, что любой может стать предпринимателем, даже если у него нет к этому каких-то особых талантов. И тому, что это работает, примеров все больше и больше. Яде Хирвонен добавила, что зачастую именно бизнес-курсы и тренинги позволяют людям найти в себе скрытые таланты:
«Многие люди ищут именно то, что зажжет в них искру, пробудит страсть к предпринимательству. Ведь на самом деле бизнесом может стать все, что угодно — любое хобби или творчество, которым человек по-настоящему увлечен».
Далее участники обсудили, насколько ясное и четкое понимание пути стартапера дают акселерационные программы в ИТМО и XAMK. И действительно ли они помогают студентам реализовать себя? Николай Голос в качестве примера привел собственную историю:
«Однажды, во времена моего студенчества, я просто увидел объявление о наборе в Акселератор ИТМО. У меня тогда было несколько идей, которые я описал в своей заявке. Уже через две недели мы с другом запустили стартап, которым занимались следующие два года. Вся акселерационная программа была очень полезной для нас, мы приобрели кучу опыта — уверен, что в основном благодаря этому я смог получить свою первую работу, а вскоре и запустить уже свой второй стартап. Поэтому лично для меня путь был очень даже ясным и четким».
В конце немного поговорили о, пожалуй, самой больной теме для студентов-предпринимателей: можно ли сочетать бизнес с учебой? Максим Макаров отметил, что наблюдал множество примеров, когда студентам вдруг «не повезло» создать действительно успешный бизнес — и пришлось отказаться от учебы, чтобы его развивать. Нико Арола подтвердил, что это действительно очень частый случай, ведь, по его словам, «если имеешь большую страсть к своему бизнесу, своему делу, то хочется сконцентироваться на нем полностью и забыть обо всем остальном».
Олеся Баранюк рассказала, что в ИТМО очень хорошо понимают, насколько сложно одновременно хорошо учиться и работать над стартапом — именно поэтому специально для студентов-предпринимателей еще в 2015 году была придумана инициатива «Стартап как диплом». За несколько лет программа показала выдающиеся результаты, а инициатива начала масштабироваться в другие вузы: в прошлом году Университет ИТМО стал федеральным оператором программы «Стартап как диплом» в рамках проекта «Кадры для Цифровой экономики» и по заказу Минобрнауки.
Ценность неформальной встречи
Корреспондент ITMO.NEWS отдельно поинтересовался у организаторов и участников мероприятия о том, насколько полезны такие неформальные встречи для студентов.
Хенрик Домбовари
Мы решили, что открытый микрофон — это отличный формат, чтобы обсудить некоторые идеи. Так люди могут свободно делиться своими мыслями по тому или иному поводу и не переживать о том, что их кто-то осудит. Придумать вопросы для обсуждения было не сложно — это те темы, с которыми мы все сталкивались в той или иной степени, переживали сами или видели у других.
В целом, мы все прекрасно провели время и получили крайне положительные отзывы от участников. И мы определенно сделаем подобное мероприятие еще раз.
Яде Хирвонен и Минна Ниэминен
Подобные мероприятия дают возможность обсудить наболевшее с людьми своего круга и при этом оставаться собой и не испытывать стресс. Такие неформальные встречи очень важны, особенно сейчас, когда все происходит в онлайне, — ведь неформальное общение позволяет легче устанавливать связи.
Одна из целей проекта Twin Campus — усиливать кооперацию между ИТМО и XAMK, а такие встречи со студентами помогают нам лучше узнать об их потребностях, интересах и мыслях по поводу программы сотрудничества между университетами. К тому же, было интересно больше узнать, как в ИТМО поддерживают предпринимателей.
Муса Нурышев
Нашей целью как организаторов в данном мероприятии было, во-первых, раскрыть ширму для всех участников стартап-экосистемы двух университетов и поговорить об устоявшихся клише мира бизнеса, а во-вторых, потестить новый формат мероприятия в онлайне.
Для достижения первой цели мы постарались подобрать такие вопросы и утверждения, чтобы разжечь дискуссию между всеми участниками. Частично эта цель была достигнута, но есть еще над чем поработать. Что касается второй цели, то, судя по комментариям участников, мы ее даже перевыполнили. Все участники в один голос говорили: «It was fun!». А, как мы знаем, где веселье и неформальная атмосфера, там лучше раскрываются темы и идеи — ведь люди не боятся выражать свое мнение.
В итоге можно сказать, что новый формат в онлайне «залетел». Так что мы и дальше будем его практиковать в рамках деятельности Межвузовского Клуба Предпринимательства и привлекать больше участников с разными культурами и опытом. Небольшой спойлер: в следующий раз отправимся в Мексику онлайн.