Содержание:

  1. Я хочу запустить стартап. С чего мне начать?
  2. Команда и идея для стартапа есть. Что дальше?
  3. Акселераторы, фонды, корпорации. К кому лучше обратиться сначала?
  4. Организаций много, а требования к стартапам везде разные. Как выбрать, к кому обратиться?
  5. Что делать, если инвесторы отказали в поддержке?

Я хочу запустить стартап. С чего мне начать?

С поиска команды и проработки идеи для стартапа. Есть несколько вариантов, как это сделать:

Пройти обучение и получить бизнес-компетенции. Если у вас нет опыта в запуске продуктов, лучше начать с обучающего онлайн-курса в Преакселераторе ИТМО. Там вы научитесь создавать и упаковывать продукт для продаж, находить целевую аудиторию и рынки сбыта.

Если у вас есть не только идея и желание запустить проект, можно присоединиться к Акселератору ИТМО. Это следующий этап обучения, который представляет собой практический курс для работы с уже готовым продуктом. Основной упор в Акселераторе ИТМО сделан на развитие маркетинга и продаж. Участники учатся проектировать воронки продаж, привлекать инвестиции, а также проходят путь получения патента.

Например, в прошлом году стартап по продаже аудиотуров WeGoTrip привлек $900 тыс. Особенность продукта в том, что он первым в мире предложил путешественникам аудиоэкскурсии с билетами в музеи на одном экране приложения. А придумали такую идею три выпускника ИТМО — Александр Головатый, Станислав Петряков и Кирилл Чернаков.

Развивать проект в стартап-студии при университете. В ИТМО есть собственная стартап-студия и SCAMT Startup Factory, которая работает на базе научного центра SCAMT. В стартап-студии можно присоединиться к уже собранной команде, у которой есть идея, или предложить свой продукт и попробовать получить первичное финансирование.

Найти поддержку в Технопарке Санкт-Петербурга. Здесь можно консультироваться с разными экспертами ― например, вместе с ними проверять бизнес-гипотезы и бизнес-модели. Также можно участвовать в профильных мероприятиях для стартаперов — например, улучшить навыки коммуникации и презентации своего продукта на интенсиве или получить обратную связь от менторов.

Найти команду на хакатонах. По словам доцента факультета технологического менеджмента и инноваций и научно-образовательного центра инфохимии ИТМО Ольги Орловой, такие соревнования помогли ей собрать команду студентов из разных городов и вместе с ними запустить бизнес.

Ольга Орлова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Ольга Орлова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Прочитайте также:

Десять шагов до бизнеса: ответьте на эти вопросы, чтобы придумать идею и запустить собственный стартап

Из чего состоит IT-стартап и как его запустить

Команда и идея для стартапа есть. Что дальше?

Теперь можно искать поддержку у представителей профессиональных сообществ — бизнес-ангелов, технопарков, венчурных фондов и корпораций. Но чтобы получить помощь, придется пройти отбор и доказать, что именно ваша идея и команда достойна внимания.

На что прежде всего смотрят инвесторы? По опыту экспертов Startup Aquarium, есть несколько конкретных вопросов, от которых будет зависеть успех дальнейшего общения:

Насколько мотивирован стартапер. По словам начальника управления по инвестициям в университетские стартапы Фонда «Сколково» Андрея Зверева, когда инвесторы знакомятся со стартапом, они оценивают, насколько идейный вдохновитель бизнеса готов поступиться всем ради реализации проекта. Например, готов ли он совмещать учебу и развитие стартапа и что он поставит в приоритет ― деловые вопросы или бытовые задачи.

Хорошо ли определена идея стартапа. Важно четко и кратко сформулировать идею своего стартапа и уметь понятно объяснять ее инвесторам, добавляет Андрей Зверев. Эти навыки сэкономят время и уберегут от отказов при подаче заявок на гранты.

Насколько осознанно команда подходит к делу. Консультант проектов по взаимодействию с партнерами и вузами Технопарка Санкт-Петербурга Мария Калинина подчеркивает, что для инвесторов важно, чтобы команда адекватно реагировала на обратную связь и критику, а также ясно понимала, какие этапы должен пройти стартап и каким будет результат. Помимо этого, нужно постоянно поддерживать мотивацию коллектива, чтобы продолжать выигрывать гранты и конкурсы и успешно развивать продукт.

Будут ли у продукта потребители. Инвесторам важно знать, какую проблему решает продукт и кто готов купить его, добавляет Ольга Орлова. Даже если у вас нет команды, инвесторы могут помочь ее найти.

Есть ли нужные компетенции у команды. Если команда уже собрана, нужно убедиться, что у нее достаточно компетенций, чтобы сделать продукт и продать его, резюмирует Ольга Орлова.

Митап Startup Aquarium в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Митап Startup Aquarium в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Прочитайте также:

Где у вас болит: как определить целевую аудиторию для стартапа и разработать ценностное предложение продукта

Питчи, презентации, переговоры: как правильно рассказать о своем бизнесе, чтобы привлечь инвестора

Акселераторы, фонды, корпорации. К кому лучше обратиться сначала?

Для начала определитесь: на какой стадии находится ваш стартап. От этого зависит, к кому лучше идти за поддержкой.

«Если у вас нет бизнес-компетенций, стоит идти в бизнес-инкубаторы или акселераторы, они есть, например, при университетах. Если у вас есть бизнес-компетенции, ваша команда провела Custdev-исследование аудитории, сделала MVP и сейчас ищет источники финансирования, стоит обратить внимание на гранты Фонда содействия инновациям», — отметила Мария Калинина.

Мария Калинина. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Мария Калинина. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Что делать на первых этапах развития стартапа. Начинающим стартаперам также подойдут программы «Умник» (можно получить до 50 тыс. рублей на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов) и «Студенческий стартап» (можно получить до 1 млн рублей на разработку новых товаров, изделий, технологий или услуг с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований).

Еще один вариант получить инвестиции на ранних стадиях — обратиться к бизнес-ангелам и частным инвесторами. Так советует поступить партнер венчурного фонда Genome Capital Светлана Гаврилова.

Прочитайте также:

Медицина, химия, цифровые технологии: стартапы студентов ИТМО получат гранты на миллион рублей

Что делать на более поздних этапах. Если у стартапа уже есть прототип, первые продажи или вы планируете масштабировать свой продукт, стоит идти за поддержкой в фонды.

«В "Сколково" лучше идти, когда получение выручки рядом. До этого лучше набраться знаний, получить большой опыт выступлений, участвовать в разных конкурсах и активно рассказывать о своей идее другим — искать партнеров и обмениваться с ними историями, кто и как преодолевал трудности. Но можно обращаться в "Сколково" и на более ранней стадии, когда есть только команда, но при этом у стартапа должен быть источник финансирования для развития», — рассказал Андрей Зверев.

Андрей Зверев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Андрей Зверев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Организаций много, а требования к стартапам везде разные. Как выбрать, к кому обратиться?

В России есть разные федеральные и региональные программы, государственные институты и частные компании, которые поддерживают предпринимательство. Среди них:

Рассказываем подробнее, какую помощь стартапам предлагают конкретные институты поддержки, венчурные фонды и корпорации и как ее получить.

Митап Startup Aquarium в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Митап Startup Aquarium в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Институты поддержки

Бизнес-инкубатор «Ингрия» Технопарка Санкт-Петербурга предлагает три направления поддержки:

  • Материально-техническое обеспечение: офисы и коворкинги для работы, бизнес-залы для презентаций продуктов, лаборатории для экспериментов.
  • Полное сопровождение стартапа. Консультанты инкубатора дают рекомендации, где найти инвестиции и команду, как внедрить новые технологии на рынок и так далее. Также резиденты инкубатора получают доступ к сети контактов экспертов, инвесторов и крупных компаний.
  • Технологическая поддержка. В Технопарке Санкт-Петербурга есть центр прототипирования, в котором помогут напечатать прототип изделия на 3D-принтере, региональный инжиниринговый центр в области микрореакторного синтеза активных фармацевтических субстанций, полезны для стартапов в области BioTech и фармацевтики, региональный инжиниринговый центр «Развитие рынка систем безопасности информационных и кибер-физических систем» и многое другое.

Как рассказал генеральный директор Технопарка Санкт-Петербурга Олег Якимов, воспользоваться поддержкой бизнес-инкубатора могут индивидуальные предприниматели и юридические лица с регистрацией в Петербурге. При этом стартап должен быть технологическим (может развиваться в разных областях, например IT, BioTech, радиоэлектронике, машиностроении, фармацевтике или разработке промышленного ПО) и иметь инновационный прототип или MVP с преимуществами перед аналогичными разработками.

Стать резидентом бизнес-инкубатора можно, заполнив заявку на сайте.

Олег Якимов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Олег Якимов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Российская венчурная компания (РВК) агрегирует на платформе GenerationS корпоративные акселераторы от разных корпораций. Любой стартап может выбрать подходящую программу, подать на нее заявку и помочь решить конкретную задачу компании в EdTech, транспортной, банковской и других сферах. По словам менеджера по внутрикорпоративным инновациям РВК Елизаветы Морозовой, для стартапов участие в GenerationS — это возможность понять, что именно сейчас хочет рынок, а для корпораций — шанс решить свою задачу. Поэтому GenerationS в основном фокусируется на стартапах на стадии MVP, чтобы в дальнейшем помочь молодым предпринимателям провести тестирование, пилотирование, а затем и  масштабирование технологий.

Выбрать подходящий акселератор и подать заявку можно на сайте.

Елизавета Морозова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Елизавета Морозова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) также помогает найти корпорациям стартап под запрос. Для этого ФРИИ организует серию корпоративных акселераторов, которые фокусируются на банковском секторе, телекоммуникациях и ритейле. Также фонд при поддержке Минцифры России организует отдельный акселератор «Спринт». Главная цель акселератора — помочь IT-стартапам увеличить продажи. Для этого команды проходят несколько образовательных модулей, проводят встречи с менторами и представляют результаты работы на демо-днях.

Участвовать в акселераторах могут IT-стартапы, зарегистрированные в России, с командой от двух человек. Как отметила руководитель корпоративных программ ФРИИ Алена Самолетова, перед подачей заявки на акселератор нужно изучить, над чем работает конкретная корпорация. Зачастую у компаний нет готового технического задания на нужный им продукт, поэтому стартаперам следует быть готовыми предложить собственную идею.

Алена Самолетова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Алена Самолетова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Фонд «Сколково» предлагает несколько мер поддержки для участников проекта «Сколково», рассказал Андрей Зверев. Среди них — налоговые льготы, возможность получать разные виды инвестиций (например, гранты на внедрение цифровых решений и микрогранты), пользоваться разными услугами на льготных основаниях и проходить акселерационные программы. Чтобы стать получателем поддержки, стартап должен иметь юридическое лицо, зарегистрированное в России, и развиваться в области IT, BioTech, EnergyTech или PromTech.

Узнать, как стать участником «Сколково», и подать заявку можно на сайте.

Митап Startup Aquarium в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Митап Startup Aquarium в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Венчурные фонды

Kirov Group Ventures инвестирует в стартапы на стадии seed (стадия, на которой стартап дорабатывает продукт и проводит первые продажи — прим.ред.). Руководить стартапом должна русскоговорящая команда, у которой есть амбиции выйти на международный рынок, объясняет директор по развитию фонда Елена Морозова. В первую очередь фонд интересуют компании, разрабатывающие B2B-продукты в сфере HR, FinTech и цифровизации. Например, сервис цифровых двойников или приложение для улучшения работы проектных команд. Чтобы получить поддержку Kirov Group Ventures, у стартапа должен быть рабочий продукт с преимуществами перед аналогами, который команда хочет масштабировать на международный рынок.

Елена Морозова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Елена Морозова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Genome Capital фокусируется на MedTech-стартапах, которые развивают телемедицину, 3D-печать, доступную диагностику (например, домашние экспресс-тесты) и роботизацию в медицине, рассказывает партнер фонда Светлана Гаврилова. Как правило, MedTech- и BioTech-стартапы должны пройти клинические испытания и получить сертификацию для своих MVP, поэтому лучше присоединиться к фонду, когда этот этап будет пройден.

Венчурный фонд «МТС» ориентируется на стартапы в сфере FinTech, EdTech, AdTech и MarTech, экономики совместного потребления, интернета вещей и облачного хранения. По словам руководителя регионального отделения MTS StartUpHub Андрея Иванова важно, чтобы стартапы соответствовали трем критериям: имели стратегическую ценность для продуктов экосистемы «МТС», привлекли инвестиции от $0,5 до $5 млн и находились на стадии seed, Round A или A+ (на Round A и выше у стартапа уже есть готовый продукт, который он хочет масштабировать на другие рынки — прим.ред.).

Привлечь инвестиции от венчурного фонда «МТС» можно, заполнив заявку на сайте.

Андрей Иванов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Андрей Иванов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Прочитайте также:

Венчурные инвестиции: зачем они стартапу и как с ними работать?

Корпорации

MTS StartUpHub — одно из подразделений департамента открытых инноваций и инвестиций «МТС». Его цель — помочь стартапам стать частью экосистемы продуктов компании и получить инвестиции от венчурного фонда «МТС». Помимо этого, стартапы могут рассчитывать на грантовые программы, финансирование пилота, доступ к каналам продаж и инструментам для разработчиков. Требования к будущим участникам MTS StartUpHub такие же, как и у венчурного фонда «МТС», — иметь продукт, соответствующий направлениям компании.

Подать заявку можно на сайте.

Kaspersky Product Studio нацелен на сотрудничество с компаниями, у которых уже есть готовый продукт. По словами руководителя продуктовой студии «Лаборатории Касперского» Николая Майданчика, продуктовая студия ожидает стартапы в области кибербезопасности и разработки ПО — например, для геймеров или криптоинвесторов.

Николай Макаданчик. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Николай Макаданчик. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Yandex Cloud предлагает гранты стартапам, создающим продукты для IT-инфраструктуры, — например, сервера, менеджмент баз данных, средства для машинного обучения и так далее. Перед началом сотрудничества с Yandex Cloud руководитель группы по работе со стартапами Никита Ражев советует стартапам заручиться поддержкой партнеров компании, среди которых Технопарк ИТМО и Бизнес-инкубатор «Ингрия». Одобрение стартапов со стороны партнеров Yandex Cloud — своеобразная проверка, которая говорит о том, что стартап будет развиваться, а основатель не совершит глупых ошибок.

Никита Ражев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Никита Ражев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Фармацевтический холдинг «БСС» также работает через партнеров, в том числе через Технопарк Санкт-Петербурга, и проводит краш-тесты MedTech- и HealthTech-стартапов. Как объяснила операционный директор медицинского направления «БСС» Юлия Гуккина, на краш-тестах стартаперы могут получить обратную связь от экспертов фармацевтического холдинга и шанс запустить свой продукт в компании.

Юлия Гуккина.Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Юлия Гуккина.Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Что делать, если инвесторы отказали в поддержке?

Партнер венчурного фонда Genome Capital Светлана Гаврилова советует не сдаваться. Если в первый раз не удалось получить инвестиции — можно подать заявку снова. Еще один хороший вариант — писать в ежемесячных или ежеквартальных отчетах, сколько новых клиентов привлек стартап или сколько удалось сделать продаж, и прислать эту информацию инвесторам. Специалисты могут показать ваш отчет коллегам, которые, возможно, заинтересуются продуктом и предложат инвестиции.

Офлайн-митап Startup Aquarium состоялся в ИТМО 26 мая при поддержке Технопарка ИТМО, Технопарка Санкт-Петербурга, ITMO Alumni и выпускницы ИТМО, а сейчас консультанта проектов по направлению «Инвестиции» бизнес-инкубатора «Ингрия» Татьяны Антиповой. На площадке ИТМО предприниматели и менторы провели серию дискуссий, как стартапам сотрудничать с разными государственными и частными компаниями, а студенты получили консультации экспертов, как развивать свой бизнес.