Зачастую разговор инвестора и университетского профессора, продвигающего свое изобретение, заканчивается ничем. Пока что язык, на котором должны общаться представители вуза с предприятиями, доступен, пожалуй, лишь технологическому брокеру. Этот специалист обладает определенным набором навыков, позволяющих ему грамотно проложить мост коммуникации между промышленными предприятиями и разработчиками с готовой технологией. Среди обязательных навыков техноброкера: владение инструментами коммерциализации научных исследований, способность находить необходимые контакты и в вузовской среде, и в промышленной, умение проводить маркетинговые исследования, понимание «дорожных карт» обеих сторон процесса, составление коммерческих предложений, понимание экономических процессов предприятий. Другими словами, полный цикл продвижения инновации. Цель Школы техноброкеров в Университете ИТМО и состоит в том, чтобы слушатели получили как раз такие навыки.
Школа техноброкеров Университета ИТМО работает не в первый раз. Раньше это были трехдневные семинары, в рамках которых слушатели не имели возможности подготовить полноценный проект. В этот раз была запущена более долгосрочная программа: первый раз Школа прошла в формате трехмесячного курса, в рамках которого «ученики» работали над проектами, а предварял его трехдневный интенсив для освоения теории.
«Мы предложили ученикам по возможности прийти со своими технологиями.Так и сделали многие: пришли с проектами, которые продвигают. У ребят есть не только понимание технологии, но и определенный опыт коммерциализации. В дальнейшем мы планируем брать исключительно университетские технологии и создавать группы, которые будут разрабатывать совершенно неизвестные технологии», – рассказал Игорь Куприенко, начальник отдела проектной деятельности и фандрайзинга в Университете ИТМО, а также ответственный за практическую часть обучения в Школе техноброкеров.
Учениками Школы техноброкеров могли стать не только студенты Университета ИТМО. Попасть на обучение можно было на конкурсной основе любому желающему.
«Я занимаюсь возобновляемой энергетикой в НИИ, где у меня есть несколько своих проектов. В Школу техноброкеров Университета ИТМО я пришел без готового проекта и без команды. У нас уже в школе сформировалась команда, которая решила найти определенный проект. Мы пошли по стезе именно техноброкеров: собрали команду из людей с определенными компетенциями и под эти компетенции подобрали проект, точнее специалиста, который хотел реализовать свой проект», – поделился Александр Никитин, один из выпускников школы, представивший проект ускорения выращивания саженцев плодовых культур.
Во время выпускного ученики школы в течение десяти минут представляли свои проекты, знакомя со своими разработками, маркетинговыми исследованиями, прототипами и отвечая на вопросы экспертов, которые нашли у каждого проекта как сильные, так и слабые стороны. Надо заметить, что до выпуска дошли семь проектов – лишь 20 % всех команд учеников, которые пришли на обучение.
Glutyzer. Экспресс-анализ количества клейковины в муке
Создатели первого проекта рассказали о том, как важно отслеживать количество клейковины в муке. Клейковина – это белок в муке, который отвечает за эластичность и гибкость теста. Чем больше клейковины в муке, тем дороже мука и тем, соответственно, качественнее получится хлеб, выпеченный из этой муки. Поставщики муки, которые привозят свой продукт на хлебопекарные заводы, часто завышают количество клейковины, использованной в процессе приготовления муки в действительности. В результате дешевая мука становится дорогой. Чтобы не допускать этого, хлебозаводам нужно делать анализ, и если у них нет собственной лаборатории, то они вынуждены обращаться к сторонним организациями и делать внешние анализы, что не является дешевым удовольствием. Команда стартаперов предложила оборудование для экспресс-анализа, которое за 5 минут сможет с помощью трех операций проверить количество клейковины в муке. В лабораторном образце экспресс-анализ выглядит так: в емкостный датчик насыпается мука, после чего она перемещается в печь, где нагревается, и после 70 градусов разработчики получают нужную электроемкость муки, после чего по уникальной формуле высчитывается количество клейковины в муке. Теперь выпускникам предстоит найти средства на разработку полноценного прототипа, а затем готового оборудования.
Ultrasound oven. Интенсификация выпечки ультразвуком
Представитель второго проекта, Николай Бабин, предложил ускорить процесс выпечки с помощью ультразвука. Участник команды рассказал о существующих методах выпечки хлебобулочных изделий и выявил их общий недостаток: чрезвычайно большое потребление электроэнергии. Ребята применили к выпечке хлеба технологию ультразвука, что позволило сократить процесс выпечки на 30% и снизить общие затраты на те же 30 %. Свою технологию команда предлагает в виде встраиваемого блока в серийную печь производителя хлебобулочных изделий.
Ускоренная технология выращивания саженцев плодовых культур
Третьими выступила команда, которая рассказала, что лишь 7% саженцев плодовых культур, которые продаются на Северо-Западе, выращиваются в нашем регионе. Ребята провели маркетинговое исследование в области всех саженцев, которые производятся на Северо-Западе, и предложили технологию, по которой саженцы определенное время выращиваются в закрытом грунте, затем выдерживают этап закалки, когда теплица открывается. Ребята предлагают фермерам сотрудничество с самого начала и до конечных продаж: консультации специалистов, постройка специального парника для выращивания саженцев и координация всего процесса.
Белки. Получение концентрата белков люпина
Участница четвертого проекта рассказала о том, как извлекать белок из люпина – растения, к которому многие из нас относятся как к сорняку. За границей уже идет активная работа по извлечению белка из люпина, у нас же для пищевых целей белком из люпина пока никто не занимается. Более того, белок мы закупаем за границей. Сейчас, по словам команды, есть высокая потребность в белке, поэтому многие компании занимаются выращиванием его растительного аналога. Исследования показали, что производство белка из люпина значительно дешевле, чем из привычной нам сои, примерно в два раза, хранится он дольше, а качество такого белка даже выше. Использовать белок из люпина создатели проекта предлагают в основном в молочном производстве, спортивном и детском питании. Сейчас команда занимается поиском средств для организации цеха для производства люпиновой муки.
Композитная строительная панель для малоэтажного строительства
В этом проекте выпускники школы затронули тему строительства малоэтажных зданий. Ребята рассказали о преимуществах панели ДПК (WPC), в основе которой используется уникальный состав материалов. По словам выпускников, сегодня в строительстве малоэтажных домов в России в большинстве используются СИП панели, которые уступают в качестве ДПК панелям. Стоимость этих панелей ниже, однако и долговечность построек из этих материалов в три раза меньше. Сейчас ребята ищут средства для того, чтобы создать ДПК модель (сейчас она существует на уровне нематериальной разработки) и опробовать ее на практике.
Корона генератор
Этот проект выпускников призван помочь производителям полимерных пленок, облегчив процесс их окрашивания. Корона генератор – это генератор высоких токов, который используется в различных областях и производственных процессах и вырабатывает специфический разряд высокого напряжения. В проекте ребят генератор используется в технологии нанесения краски на полимерные пленки, пластиковые поверхности. На российском рынке сейчас есть только одна компания, которая занимается разработкой таких генераторов. Ребята разработали пилотный образец, который снимает статическое напряжение с пленки и позволяет краске ложиться ровнее. Сейчас генератор собран и тестируется на одном из предприятий Подмосковья. Проблема для производителей полимерной пленки заключается в том, что они вынуждены закупать заграничное оборудование из Китая и Тайваня. Оно не очень дорогое, однако оно небезопасно в использовании и часто выходит из строя. Именно эти проблемы нацелены решить техноброкеры.
OPTIC SWEETS. Объединяя оптику, кондитерское дело и искусство
Александра Торопова презентовала проект, цель которого – разработка кондитерских изделий с применением оптических технологий. Выпускница Школы техноброкеров объединила хобби и специальность – создание кондитерских изделий и фотонику – и стала испытывать голографические технологии на карамели и желатине. С помощью них она получает красивые яркие изображения на сладостях без использования красителей, которые могут стать новым словом в декорировании кондитерских изделий. В изготовлении используется дифракционная решетка: с нее снимают силиконовую форму, заготавливают материал, после чего заливают в эту форму и получают дифракционную решетку на поверхности пищевого материала. В конце выступления Александра угостила всех пришедших леденцами и шоколадом с голограммами.
Что изменится в Школе техноброкеров Университета ИТМО
В планах организаторов усилить трехдневный интенсив, «растянув» его таким образом, чтобы интенсив пересекался с практической деятельностью учеников. Кроме того, Игорь Куприенко рассказал о намерении сделать небольшой курс дистанционного обучения.
«Между трехдневным интенсивом и тремя месяцами работы над проектами был небольшой разрыв, и ученики стали забывать навыки лекционной части. Мы хотим, чтобы интенсив был растянут и больше погружен в Case Studies (метод кейсов). Мы также планируем приглашать те компании, которые реально взяли какую-то технологию и завершили полный цикл техноброкерского дела», – поделился Игорь Куприенко.
Сама учебная часть станет длиннее и будет представлена в виде дистанционного курса обучения. Организаторы также больше не разрешат приходить в школу со своими проектами: всегда нужно будет брать те проекты, которые есть в Университете ИТМО.
Школа Fundit – обучение фандрайзингу
Но не только Школа техноброкеров Университета ИТМО претерпевает изменения. Школа фанрайзинга Fundit тоже изменила свой формат.
«До зарождения института проектных менеджеров в Университете ИТМО программа Fundit была общеобучающей кампанией по тому, как работать с различными грантовыми средствами, в которых университет задействован. В рамках этой же программы мы объясняли, как ориентироваться во всех этих фондах и грантах. Объясняли, как научиться “подтягивать” деньги на свои нужды, если человек не умеет писать заявку на какое-то определенное направление или он вообще понятия не имеет, куда писать», – рассказывает Николай Бовтунов, ведущий аналитик отдела проектной деятельности и фандрайзинга Университета ИТМО.
Затем некоторое время школа фандрайзинга не запускалась, но в прошлом году организаторы все же решили перезапустить школу по причине большого количества заявок со стороны подразделений вуза.
В этом году будет проводиться вторая Школа фандрайзинга в новом формате. Это большое мероприятие, где организаторы собирают всех желающих. Однако в отличие от Школы техноброкеров, это мероприятие только внутреннее: для сотрудников и студентов Университета ИТМО. Регистрация на участие уже завершилась, однако все желающие все еще могут посетить лекционную часть.
«В рамках школы мы расскажем про коммерциализацию научных исследований, так как у нас есть акселераторы и другие инструменты для привлечения денежных средств инвесторов. Мы расскажем про то, как это организовано в университете и как это работает. Не все знают о том, что в вузе есть все возможности для коммерциализации своего проекта, и мы хотим максимально донести до людей, что возможности есть, что они работают, что мы помогаем и делаем это бесплатно», – поделился Николай Бовтунов.
Курс школы Fundit рассчитан на 5 занятий по 3 часа лекционных занятий, где участникам расскажут теорию с примерами и антипримерами. Затем последуют 2-3 очных сессии, во время которых участники будут готовить заявки. Организаторы и ученики просмотрят проект, поймут, куда стоит вложить свои силы, приготовят предварительную заявку. В идеале итогом работы должен стать полученный грант на развитие проекта, заключает Николай Бовтунов.