На счету Video360Production, малого инновационного предприятия при Университете ИТМО, уже несколько громких проектов, ставших плодом сотрудничества с  крупными компаниями (Samsung Russia), музеями и театрами (совместный проект с Государственным Эрмитажем, а также с Мариинским и Александринским театрами), с известными музыкантами, в числе которых Пикник, Ленинград и другие. С 2015 года команда Video360Production разрабатывает собственные уникальные конструктивы камеры для съемки 360 градусов. Кроме того, ребята создали и программное обеспечение, которое позже запатентовали. Со временем проектные работы вылились в малое инновационное предприятие, которое сегодня оказывает услуги съемки видео-360 по различным заказам. Последними из заказчиков стали власти Крыма, которые обратились к команде с просьбой отснять ход строительства сразу нескольких инвестиционных проектов в Крыму.

«Видео-360 на самом деле много кому нужно, потому что, прежде всего, это хороший способ продемонстрировать что-то с эффектом присутствия», – рассказывает руководитель проекта Video360Production Денис Столяров.

Как сделать съемку технически совершенной

По признаниям Дениса Столярова, съемка крымских объектов предполагалась довольно сложная: для создания видео-360 было решено использовать квадрокоптер, который должен был снимать объекты с воздуха в высоком качестве. Такая съемка требует, во-первых, специальных методик, во-вторых, специального оборудования. Понятно, что квадрокоптеры существуют разные, в том числе тяжелые, и в достаточно свободном доступе, однако при подобной съемке нужно учитывать важную особенность: когда камера летит на квадрокоптере, ее нужно обязательно стабилизировать. Эта стабилизация для видео-360 представляет отдельную задачу, так как сегодня таких изобретений в продаже просто нет. Съемка в подобном формате – область новая и не до конца разработанная, поэтому решения под какие-то нетривиальные задачи приходится разрабатывать самостоятельно.

Команда проекта в Крыму. Источник : личный архив Денис Столяров
Команда проекта в Крыму. Источник : личный архив Денис Столяров

«У нас есть один такой свой стабилизатор, но в данном случае мы использовали стабилизатор партнера из Твери, Александра Лясникова, – человека очень талантливого, который многое делает своими руками. В конце прошлого года он сделал своими руками очень хороший стабилизатор, на котором и было принято решение снимать проект по крымским объектам», – поделился Денис Столяров.

Съемочная команда была собрана из специалистов Video360Production и изобретателя стабилизатора, который тоже приехал в Симферополь и привез свою разработку. Стабилизатор закрепили на квадрокоптер и уже непосредственно с него производили съемки. Именно благодаря ему, считают участники команды, видео получилось плавное, с хорошими цветами и практически без каких-либо артефактов.

Над проектом работала команда из шести человек: трое снимали объекты на месте, затем материалы отправились к специалисту по монтажу, в то время как специалист по инфографике уже разрабатывал визуальное информационное сопровождение к видео. Завершающим этапом стала работа со звуком, которой также занимался специалист Video360Production.

Команда проекта в Крыму. Источник : личный архив Денис Столяров
Команда проекта в Крыму. Источник : личный архив Денис Столяров

Видео от Video360Production стало не первым проектом, которое знакомит зрителей с крупными инвестиционными объектами, строящимися в Крыму. Russia Today уже снимали отдельный проект про Керченский мост в формате видео-360, однако, по словам Дениса Столярова, между проектами есть значительные отличия. Команде RT больше удалась инфографика, так как этому элементу было уделено достаточное количество времени, а фокус Video360Production был смещен в область качества картинки и передаваемых цветов. Однако контентная составляющая тоже не осталась без внимания – инфографика также присутствует на видео.

Что стало самым трудным?

По словам руководителя проекта, самым трудоемким оказалась вовсе не сама съемка, а необходимость уложиться в крайне сжатые сроки. Съемки и монтаж с наложением инфографики и озвучки необходимо было завершить за четыре дня, начиная с 13 апреля, а 19-ого проект уже должен был быть представлен на предпросмотр.

«Никто не сможет передвинуть начало форума, это просто невозможно. Здесь нужно было сделать большой объем работы – снять четыре объекта за один день.  Если бы съемки затянулись еще на один день, мы не успели бы смонтировать, а выехать на съемку раньше не получалось, потому что на съемку каждого из объектов разрешение давали последовательно. Последний объект – ТЭС – режимный и защищенный, на него мы получили разрешение в среду вечером, а с утра четверга нам уже нужно было приступить к съемкам в Симферополе. Так что проект был экстремальным с точки зрения временных рамок», – рассказывает Денис Столяров.

Кроме того, на месте нужно было отстроить всю логистику: приехать вовремя с утра, сразу начать съемочные работы, знать, во сколько садится солнце, потому что после захода снимать уже не имеет смысла. То есть команде пришлось продумать график съемок до мелочей, ведь объекты находились в разных местах далеко друг от друга.

Денис Столяров
Денис Столяров

«Обобщая, я бы сказал, что самое сложное было организовать съемочный процесс от начала и до конца так, чтобы снять все качественно в условиях сжатых сроков. Делалось это за счет максимально хорошей подготовки. По каждому объекту предварительно мы собрали всю информацию и фотографии, которые были в открытом доступе, на фотографиях мы разметили все маршруты, по которым полетит квадрокоптер, сколько времени он проведет в полете, сколько аккумуляторов будет задействовано на каждом объекте, как мы будем подзаряжать устройства. Режим был отстроен на уровне каждого получаса: мы буквально по минутам знали, как и что делаем, из какого объекта в какой передвигаемся.  Естественно, на месте для передвижения мы запросили машину с водителем, потому что самостоятельно сделать весь объем работы без автомобиля было нереально. Все пожелания заказчиков при съемках были учтены, и все вошло в финальный ролик», – поделился Денис Столяров.

В чем профит от использования VR в строительстве?

Одним из проектов, которые развиваются в рамках МИП, стало внедрение технологий виртуальной и дополненной реальностей в строительной сфере. 

«У нас есть партнер в Берлине, компания INNOTECH, которая занимается консалтингом в области технологии строительства. Они тесно с нами взаимодействуют на тему того, чтобы создать некую единую платформу для поддержки строительного процесса на четырех основных стадиях строительства: момента проектирования здания, постройки, его эксплуатации и сдачи», – рассказал Денис Столяров.

Строительство нового аэропорта в Симферополе. Источник : личный архив
Строительство нового аэропорта в Симферополе. Источник : личный архив

Строительный процесс, по словам Дениса Столярова, может поддерживаться технологиями виртуальной и дополненной реальности практически на каждом этапе. Для чего? Например, все мы помним историю с башней Газпрома в Санкт-Петербурге: на этапе, когда выбирали место для здания, было очень много споров о том, как отразится на городском ландшафте подобная «игла». Обсуждали, из каких мест города башня будет видна, какие исторические перспективы города она испортит, и в итоге выбрали другое место, которое многие люди все равно считают неподходящим. С использованием технологий виртуальной реальности можно было бы еще на этапе общественного обсуждения смоделировать демонстрационную 3D-локацию, в которой каждый человек, надев очки или покрутив мышкой, мог бы посмотреть, как это здание впишется в тот или иной участок городского ландшафта и в исторический контекст города. Именно поэтому с партнерами из Германии команда Video360Production обсуждает создание комплексной системы, которая будет включать в себя устройства и виртуальной, и дополненной реальности для поддержки полного цикла строительства здания от проектирования до сдачи.

Второе возможное применение VR в строительстве связано с процессом  обслуживания зданий. Идея в том, чтобы, надев шлем дополненной реальности, поверх существующих стен, полов и дверей увидеть внутреннюю прокладку всех электрических кабелей и труб. Человеку останется лишь дрелью просверлить необходимое отверстие с полной уверенностью в том, что именно в этом месте он попадет на нужный ему электрический провод, который дальше уже можно будет вытащить и использовать по назначению.