Ошибка №1: бизнес-план
Первый промах — это неумение считать экономику проекта и определять его бизнес-модель.
Большинство молодых предпринимателей все-таки составляют бизнес-план, но смотреть нужно шире — в сторону бизнес-модели. Конкретно бизнес-план — это только алгоритм, дорожная карта первых шагов после запуска. На деле этого недостаточно. Основатель проекта должен для себя определить, какой у него будет продукт, для какого рынка, как и кому его продвигать — то есть необходимо подробное описание всех важнейших бизнес-процессов и нюансов. Только с прописанной бизнес-моделью на руках можно составлять бизнес-план. Сначала — понимание того, как вы будете зарабатывать, а потом — пошаговая инструкция к действию.
Ошибка №2: Уникальный продукт
Если вы считаете, что ваш продукт не имеет аналогов, что он особенный и неповторимый, никто такого еще не делал ни в каком виде, то это повод задуматься. Ведь рынок формирует потребности: если клиентам это нужно, то они уже каким-то образом удовлетворяют этот запрос. А если нет, то, может, это никому и не нужно?
«На ребят губительно действует идея, что они изобрели велосипед. Я не видела ни одного успешного проекта с уникальным продуктом, который бы работал стабильно больше 5 лет. На деле успех кроется не в придумывании уникального продукта, а в копировании и усовершенствовании его под конкретную аудиторию», — рассказала Татьяна.
Ошибка №3: Идеальный продукт
Часто предприниматель зацикливается на доведении своего продукта до совершенства и никак не приступает к продажам. Хотя на самом деле доработка идеи без фидбека клиентов — это жизнь в своем мире. Намного лучше и эффективнее сделать продукт более-менее адаптированным под рынок и начать его продавать. В процессе вы получите обратную связь от потребителя и уже по ней сможете сделать выводы, что стоит исправить.
Один из базовых принципов успешного бизнеса — это гибкость. Я встречала предпринимателей, которые в принципе не любят свой продукт, а его идеал видят совсем иначе, но тот существующий вариант нравится клиентам — его покупают, он им нужен. И это не единичный случай, когда ваше представление о совершенстве расходится с мнением рынка. В такой ситуации лучше всего оставить массовый покупаемый продукт без изменений, а для собственного ощущения удовлетворенности просто запустить другой проект в более дорогом сегменте.
Ошибка №4: Не те люди
«Вообще, в любом бизнесе люди, команда решают все. Часто на старте у предпринимателя нет ресурсов нанять несколько профессионалов, и он приглашает просто кого-нибудь – друзей, знакомых, родственников. Казалось бы, временное решение становится основой неправильного подхода к бизнесу, когда в команде оказываются совсем не те люди, которые должны быть там. Надо помнить, что хороший человек — это не профессия. Вам в первую очередь нужны специалисты с определенными навыками и компетенциями, иначе вы рискуете потерять весь проект и загубить идею», — объяснила Татьяна.
Умение набирать команду — это крайне важный навык. Вы должны четко понимать, какие вам нужны люди, чтобы сделать бизнес, запустить все процессы и наладить их работу. Нельзя закрывать позицию с идеей «просто, чтобы хоть кто-то был». Научитесь строить рекрутинговую воронку, чтобы у вас был выбор и чтобы осознанно наполнять свой штат.
Ошибка №5: Нет плана продаж
Отдел продаж — это сердце любого бизнеса. И как главный мотор организма не может существовать без крови, этот отдел не мыслим без плана продаж.
Вы должны знать, что такое «Точка ноль», как ее рассчитывать и как следить за ней в динамике. Нельзя просто работать ради работы — так невозможно прийти к хорошему результату. Наоборот, вы постоянно будете попадать в кризисные ситуации кассового разрыва. Не поленитесь уделить время расчетам. К тому же, это очень важный пункт для ваших менеджеров по продажам: люди должны понимать, за что они получают деньги и какие показатели работы являются для них ориентиром.
Ошибка №6: Невнимание к конкурентам
Большая проблема многих предпринимателей — это нездоровое отношение к конкурентам. Они их либо недооценивают, либо, наоборот, наделяют теми качествами, которых у них на самом деле нет.
Очень важно обращать внимание на те компании, которые уже работают на рынке, когда вы туда только заходите. Постройте для себя карту: кто работает в аналогичном сегменте, какая у них доля, кто является лидером рынка, за счет чего другие компании добились своего успеха, чем вы можете отличаться, в чем ваши конкурентные преимущества. К конкурентам нужно относиться как к учителям, а отношения с ними должны быть экологичными и выстроенными по схеме «win-win».
Ошибка №7: Делать бизнес без наставника
Может показаться, что никто не будет помогать вам бесплатно, но на деле есть большое количество предпринимателей, которые готовы безвозмездно браться за какой-то проект и общаться с молодыми бизнесменами. Сейчас есть тренд на то, чтобы делиться знаниями. Поэтому если вы не можете нанять опытного бизнес-консультанта, то попробуйте найти заинтересованного в подобном общении ментора.
«Запомните, что порой час общения с опытным предпринимателем может сэкономить вам миллионы рублей и годы экспериментов. Общайтесь с людьми, дружите с ними, ходите на мероприятия, потому что только через людей к нам приходят возможности», — пояснила Татьяна.
Ошибка №8: Сдаваться раньше времени
Пожалуй, это банальный тезис, но в любом бизнесе есть трудности. Не бывает такого, что вы начали проект, и он чудесным образом развивается сам собой, не встречая на своем пути препятствий. К сожалению, реальность такова, что ваш путь в любом случае будет тернистым и витиеватым, так что будьте к этому готовы. Не бросайте задуманное на полпути: вы можете бросить все в одном шаге от успеха. Копите в себе ресурсы на то, чтобы бороться за свой продукт, продвигать его и отстаивать место на рынке.