Начать с себя

Первый шаг к успешной команде — это вы сами. Вы должны четко понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их, чтобы не допустить серьезных ошибок в работе. Команда — это способ приумножить ваши лучшие качества и закрыть пробелы в каких-то областях.

Итак, в первую очередь необходимо:

  • Сделать свод-анализ сильных и слабых сторон. Выпишите 10 ваших профессиональных качеств, которыми вы гордитесь, затем еще 10, но уже личностных качеств, которые помогают вам в работе. После этого определите 10 профессиональных и личностных сфер, в которых вы отстаете.

  • Определить ваши возможности. На основе всех характеристик выделите 10 направлений, в которых вам стоит прокачать навыки, то есть выпишите составляющие вашей зоны роста.

  • Разобраться с угрозами в профессиональной плоскости: чего вы опасаетесь, каких проблем от себя и от команды вы боитесь.

После того, как вы детально разобрали собственные характеристики, то сможете определить, в каком направлении вам стоит развиваться дальше, а какие задачи, в которых вы не сильны, лучше делегировать другим, более опытным членам команды.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

На основании этого представления вы должны построить аналогичную схему для будущих сотрудников:

  • Выпишите личностные качества, которые для вас неприемлемы, например, вредные привычки или систематические опоздания;

  • Определите персональные качества, за которые вы наоборот будете еще больше ценить работника.

  • И наконец, зафиксируйте ключевые компетенции сотрудника (знания, умения, навыки), которые, по вашему мнению, понадобятся ему для решения текущих профессиональных задач.

Свод-анализ — это не истина в последней инстанции, по которой вы будете тестировать людей. Но это полезное руководство, которое может напомнить вам о том, какую команду вы хотите создать, с кем вам будет приятно и комфортно строить бизнес.

Борьба с мифами

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Перед тем, как начать рассматривать анкеты и приглашать людей на собеседования, вы должны сделать еще один этап работы над собой — разрушить популярные заблуждения. Они помешают вам выбрать по-настоящему подходящих кандидатов и выстроить с ними сотрудничество.

  • «Лучше меня это никто не сделает». Это заблуждение, продиктованное страхом делегировать, доверять полномочия и задачи, однако на деле просто физически невозможно все успеть самому, поэтому надо учиться доверять. Первое время вы можете писать инструкции, показывая, как те или иные задачи выполняете вы, почему вам нравится именно такая система и стиль. Но в целом, нужно найти источник страха: представьте, что произойдет, если ваш коллега сделает ошибку. Доводите последствия до абсурда, чтобы определить, чего именно вы боитесь больше всего в этой ситуации. Только после этого вы можете проработать страх и избавиться от него.

  • «Незаменимых нет». С одной стороны — да, но с другой — узконаправленный специалист, который близок по духу вашей компании — редкий и определенно ценный кадр. Самое главное — не завязывайте всю систему на одном сотруднике. На практике бывают такие случаи, когда человек, обладающий подобным влиянием, может шантажировать руководство, тормозя процесс работы.

  • «Всё должны делать так, как я сказал». Помните, что в хорошей команде нет «я», зато есть ответственное и мудрое «мы». Используйте этот бонус и советуйтесь с ключевыми игроками, принимая решение. Когда ваши сотрудники будут понимать свою значимость и вклад в общее дело, то вся компания будет расти.

  • «Дружба мешает работе». Все наверняка слышали, что с друзьями и близкими людьми нельзя строить бизнес, но есть много успешных примеров такого сотрудничества. Если вы уверены в человеке, а доверие — самое важное на старте командной работы, то стройте команду с другом. Только обсудите всё на берегу: составьте договор, распределите доли ещё до того, как вы полномасштабно погрузитесь в процесс.

  • «Кнут и страх — лучшие инструменты управления». Если вы привыкли запугивать сотрудников, то должны понимать, что это краткосрочный результат. Такие методы не помогут вам расти, ваши работники не будут делиться идеями и с мотивацией, отдачей трудиться на благо компании.

  • «Специалисты с большим опытом лучше, чем без опыта». Естественно, опыт — это преимущество, но иногда вам проще доучить человека, поработать со студентом, у которого огромная мотивация трудиться, чем пытаться угодить специалисту, у которого накопился большой опыт. Кроме того, иногда специалисты, которые много лет проработали на одном месте, бывают менее гибкими и открытыми для новых возможностей.

Запуск командной работы

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Последовательность действий на старте может быть следующей: вы определяете миссию компании, делаете свод-анализ своих качеств и характеристик будущих членов команды, делаете анализ ниши, составляете портрет клиента, рассчитываете точку безубыточности, подробно описываете свойства, выгоды и преимущества вашего товара или услуги.

Почему миссию нужно определить в первую очередь? Потому что она напрямую связана с тем, что вы даете не только клиенту, но и обществу, с каким посылом вы делаете свою работу. Все ваши сотрудники должны четко понимать миссию и сопутствующие ей ценности, и, конечно, разделять их.

Один из следующих пунктов — это анализ ниши. Чтобы протестировать свой продукт или услугу в конкретной нише, не нужны огромные средства и капитал. Вам достаточно сделать проектную модель (это может быть только сконструированный продукт), опубликовать его на открытой площадке и собрать фидбек. Так вы поймете, готова ли аудитория покупать ваши изделия или платить за услуги.

Когда у вас все будет готово к запуску, необходимо начать вести журнал. Пусть это будет своеобразный план для сверки показателей: так вам проще будет определять зоны роста и свойства продукта, над которым еще нужно поработать.

Приступая к командной работе, помните, что каждый член вашей команды: от зама до тех, кто создает в офисе уют и чистоту — все они должны понимать миссию компании, осознавать свою ценность.

Кроме этого, вкладывайтесь в развитие вашей команды: приглашайте тренеров, предлагайте курсы и обучение, если в этом есть потребность. И они, действительно, могут качественно улучшить ваш результат.

Помните: большое дело — собрать хорошую команду, но еще большего труда требует управление. Команда будет расти и развиваться только в том случае, если вы наладите корпоративную систему внутри нее. Рост и развитие обязаны быть прозрачными и достижимыми результатами плодотворной работы ваших коллег, тогда у них всегда будет искренняя мотивация в работе.