Соревнования на Всемирной олимпиаде по робототехнике проходят в трех возрастных группах по четырем направлениям. В рамках общей категории участники должны представить на суд жюри роботов, которые отвечают строгим требованиям по габаритам и составным деталям, и при этом решают поставленные в правилах задачи — могут рассортировать объекты по заданным признакам и проехать по нужному маршруту. Еще две категории связаны со спортом, это традиционный робо-футбол, а также робо-боулинг, которому в этом году посвятили студенческую категорию Advanced Robotics. Участники же четвертой, творческой категории, ограничены только темой нынешней Всемирной робототехнической олимпиады, которой стали сбор, переработка отходов и защита окружающей среды.
«Когда мы начинаем работать над проектом для какого-нибудь соревнования, идеи предлагают все, и небольшая задумка обрастает интересными техническими деталями, дополнительнями функциями и свойствами. В отличие от других направлений, открытая категория самая непредсказуемая, в ней нет конкретных заданий. Но у нас творческая лаборатория, и участвовать в какой-либо другой номинации было бы просто скучно и мне, и ребятам», — комментирует тренер школьных сборных Университета ИТМО, сотрудник кафедры систем управления и информатики Игорь Лосицкий.
Университет ИТМО представил на Всемирной олимпиаде по робототехнике два проекта. Первый, который собрали ученики гимназии № 116 Глеб Загарских, физико-математического лицея № 239 Даниил Павлов и гимназии № 261 Даниил Мартынов, называется Arctic Cleaner и состоит из нескольких роботизированных объектов. С помощью камер, установленных на квадрокоптере, система определяет местонахождение бочек с оставленными полярниками горюче-смазочными материалами, робот с манипулятором подбирает их и перевозит на конвейер, тот транспортирует бочки под пресс, и спрессованные баки отправляются в грузовой отсек приемного пункта. Этот проект занял на Всемирной олимпиаде четвертое место в средней возрастной группе.
Авторы второго проекта Nuclear Waste Taker — школьники Левон Погосов из физико-математического лицея № 239, Александр Тюльпанов из Лаборатории непрерывного математического обучения и ученик физико-математического лицея № 30 Даниил Нечаев — собрали робо-руку, которая с помощью 3D-сенсора Leap Motion повторяет движение руки человека-оператора и может использоваться для работы с опасными веществами. Также оператор может записать последовательность действий, и манипулятор будет ее выполнять. Этот проект также был высоко оценен жюри олимпиады и занял второе место в старшей возрастной группе соревнований.
Этап World Robot Olympiad в Нью-Дели завершает серию региональных и отборочных мероприятий, через которые пришлось пройти командам. В творческой категории WRO Россию представили четыре коллектива: две школьных сборных Университета ИТМО, команда петербургского физико-математического лицея № 239 с проектом Ocean Waste Collector и команда Rustechno из московской школы № 354 им. Д. М. Карбышева. Такое решение приняла экспертная комиссия по результатам оценки видеопрезентаций и описания проектов, подготовленных командами на английском языке.
Одним из трех россиян, которые входят в состав жюри международного этапа, является ассистент кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО Александр Капитонов. По его словам, оценка качества творческих проектов, представленных на Всемирной олимпиаде по робототехнике, является сложной задачей: решение выносится коллегиально, не по результатам каких-либо рейтингов или числовых показателей, а в ходе общего обсуждения.
«Проекты, использующие какой-либо по-настоящему инновационный подход, встречаются нечасто. Но я считаю, что для соревнований, в которых принимают участие дети, актуальность и применимость работы не главное. Приятно видеть, как ребятам удается скомпоновать разные элементы, по максимуму использовать системы сбора информации, нетривиальные механизмы движения. Для WRO важную роль играет образовательный момент», — рассказывает Александр Капитонов.
Отметим, что проект Arctic Cleaner в июне этого года был выбран победителем Всероссийской робототехнической олимпиады. Подробнее об этом и о том, над чем еще работают школьники в Молодежном центре робототехники при мегафакультете компьютерных технологий и управления Университета ИТМО, читайте здесь.
Добавим, что традиционно российские команды показывают высокие результаты на соревновании. Так, в 2015 году школьники из России заняли четыре призовых места.