«Старкон» — крупнейший в России фестиваль о фантастике, кино, науке и космонавтике. В Петербурге он проводится с 2012 года и ежегодно объединяет гиков, косплееров, любителей компьютерных игр, науки, технологий и космоса. Изначально он задумывался как площадка для сбора поклонников вселенной «Звездных войн», но сегодня на фестивале можно увидеть свыше 30 вселенных, стенды многочисленных компаний, несколько десятков экспонатов науки и техники, а также обширную научную зону.

Как объединить спорт и виртуальную реальность? Понять, как функционируют важнейшие системы и органы человека? Как научить компьютер распознавать движения рук? Все это и не только во все дни фестиваля можно увидеть на площадке Университета ИТМО в зоне «Наука». Открывает площадку самого неклассического вуза Музей оптики Университета ИТМО, где посетители могут почувствовать идеальный симбиоз человека и компьютера и даже попробовать управлять светом.

Поможет в этом технология Leap Motion, захватывающая положение рук в пространстве. Три инфракрасных датчика считывают движения рук и проецируют их на экран компьютера. В определенном режиме рука человека может отражаться на экране в виде роботизированной руки. Всего же посетитель может попробовать несколько уровней взаимодействия с технологией. Например, одно из заданий – поймать виртуальной рукой расположенные на экране кубики и прикрепить их к головам роботов, которые находятся в кадре.

Также здесь можно увидеть совершенно новый экспонат, который демонстрирует стробоскопический эффект. Устройство, совсем недавно появившееся в Музее оптики, визуально напоминает проигрыватель. Однако вместо музыкальной пластинки здесь картонный диск с нанесенным на него узором. Над проигрывателем закреплена лампочка (и это неслучайно: для получения стробоскопического эффекта необходимо яркое освещение). При вращении диска картинка теряет четкость для человеческого глаза, но если посмотреть на диск через камеру мобильного телефона, поднесенного к свету, она вновь становится легко различимой.

Эффект объясняется просто. Дело в том, что человеческий глаз воспринимает 24 кадра в секунду, поэтому, когда изображение начинает вращаться слишком быстро, картинка перестает быть четкой. Камера мобильного телефона, в свою очередь, адаптирует быстро движущийся объект к восприятию глазом, поэтому через нее мы видим рисунок более плавным. К слову, на этом же устройстве можно рассмотреть рисунок быстро вращающегося спиннера.

Также в зоне Университета ИТМО участники фестиваля могут познакомиться с роботами и дронами, которые разрабатывают бакалавры кафедры систем управления и информатики вуза. Например, уже в первый день фестиваля любой желающий мог запустить квадрокоптер, который умеет распознавать цвета и некоторые объекты, и управлять им с помощью джойстика и ноутбука. В будущем, по словам разработчиков, дрон сможет распознавать и 3D структуры.

А еще в одной зоне на площадке Университета ИТМО можно починить целый космический корабль. Чтобы примерить на себя роль механика, потребуется пройти VR квест, разработанный магистрантами первого курса кафедры графических технологий вуза совместно с сотрудниками кафедры высокопроизводительных вычислений. Как только игрок надевает VR шлем, он тут же вживается в роль, просыпаясь на космической станции. Во время игры можно путешествовать по кораблю, а также выполнять различные задания. Все происходящее в виртуальной реальности отображается на общем экране.

Но на этом тема космических приключений не заканчивается. Лаборатоия ФабЛаб Университета ИТМО устроила для гостей мероприятия настоящие соревнования. Участники смогли сразиться друг с другом за звание звездного капитана. Для этого нужно было сначала пройти регистрацию капитанов звездного флота, а после – вместе преодолеть препятствия на различных станциях. Среди испытаний – стрелковая подготовка, а также соревнования на выносливость. Например, участникам предстояло подтянуться на турнике, при этом сохранив невозмутимое выражение лица. Способности претендентов на звание звездного капитана фиксировала камера, попытки засчитывались через специальный счетчик.

Не только попробовать себя на прочность, но и понять, как функционируют важнейшие системы и органы человека посетители смогли с помощью интерактивного Атласа анатомии человека, где посредством сенсорных датчиков можно вращать анатомическую модель человека. Одна из особенностей атласа – посетителям позволяется отключить часть органов или мышечных тканей, оставив лишь то, что интересно. Например, любой желающий может изучить отдельно только костное строение человека и получить информацию о количестве и последовательности позвонков. Такой же принцип работает и с другими системами.

Все три дня фестиваля студенты Университета ИТМО будут демонстрировать 3D-принтеры, собранные в лаборатории ОЛИМП. Уникальность устройств в том, что на них можно напечатать элементы костюма косплеера. Например, меч, при создании которого пришлось поэкспериментировать с разными техниками печати. Еще одним «экспонатом», изготовленным прямо на фестивале, стала точная копия головы главного антагониста киноэпопеи «Звездные войны» Дарта Вейдера.

Но печатают на 3D принтере в ОЛИМПе не только персонажей культовых вселенных, но и различные виды тканей. Например, студенты продемонстрировали посетителям фестиваля процесс печати кольчужной ткани. Создание одежды – еще один тренд 3D печати. Но сейчас разработчики таких материалов сталкиваются с серьезной проблемой: материалы, изготовленные таким образом, отличаются жесткостью. Именно поэтому разработчики стараются сделать их более эластичными. Чтобы смягчить материю, материал воспроизводят из более гибкого пластика.

Однако в лаборатории ОЛИМП предлагают использовать в том числе и твердый пластик. По словам разработчиков, добиться нужной текстуры можно с помощью композитных материалов из твердого и гибкого пластика одновременно (наружный слой изготавливают из твердого пластика, а внутренний из гибкого). Помимо одежды, из такого материала можно создавать обои или различные объекты интерьера (ковры, декорации и многое другое), а также аксессуары. Например, нашивая твердые пластинки на одежду.

Как и на фестивале «ВКонтакте», гости мероприятия могли совершить виртуальную велопрогулку на настоящем велосипеде, а также подать документы на зачисление в университет.

Зона Университета ИТМО будет работать все три дня фестиваля, а уже в субботу гостей мероприятия ждет и насыщенная научная программа. Университет ИТМО проведет собственную секцию на научно-популярной конференции «Парсек», которая проходит в рамках фестиваля «Старкон» уже в пятый раз. В этом году на конференции выступят действующие космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка, Михаил Корниенко, Александр Мисуркин и другие. А ученые и приглашенные спикеры Университета ИТМО расскажут посетителям о работе с Big Data и развитии игровых технологий.

Что такое современный «невидимый» город и как раскрыть сильные стороны городских пространств? Как множество переменных, а также непохожие друг на друга составляющие городского ландшафта объединяются в одну картину? Об этом можно будет узнать из лекции Дамиано Черроне (Damiano Cerrone), сооснователя и контент-менеджера компании SPIN Unit.

А директор мегафакультета трансляционных информационных технологий и руководитель научно-исследовательского института наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО Александр Бухановский объяснит, почему обработка и визуализация больших данных – это действительно инновационная научная область, и расскажет, к чему приведет развитие Big Data в недалеком будущем. Ознакомиться с подробной программой секции можно здесь.