В 2018 году в финальном этапе международного конкурса световых инсталляций оказались 26 творческих команд. Всем художникам предстоит реализовать в Гатчинском парке свои проекты в первую декаду августа. Победителя конкурса определит авторитетное жюри.
«В этом году у нас расширилась география участников. Заявки на конкурс световых инсталляций подали участники из семи стран, 27 городов. Популярность фестиваля растет: по сравнению с прошлым годом поступило в три раза больше заявок. И мы считаем это хорошим результатом, — комментирует Ольга Аршанская, организатор фестиваля. — В центре фестиваля этого года — тема “Парадокс”. Именно в ее рамках размышляли участники конкурсной программы. В итоге в финале конкурса свои работы представят 26 художников. Всего же на карте фестиваля у нас представлено 37 точек. Все это авторские работы».
В международной программе фестиваля будет представлена петербургская версия проекта фестиваля LUX HELSINKI «Lantern Park». В результате серии мастер-классов петербуржцами и жителями Гатчины созданы 100 авторских светильников.
Кроме того, зрители смогут познакомиться с интерактивным проектом художника по свету, лауреата премий «Прорыв» и «Золотая маска» 2018 года Стаса Свистуновича «Другие голоса», созданным в рамках совместной образовательной программы Французского института в России, Лаборатории новых медиа Новой сцены Александринского театра, школы студии сценических искусств «Шоу Консалтинг» и Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО.
Участники спектаклей театров АХЕ, DEREVO, Teatro di Kapua, перформансов Славы Полунина, а также международных выставок и фестивалей — художники Алёна Коган и Вадим Гололобов вместе с инженером оптических геометрий и зеркальных парадоксов Сергеем Карловым преобразят пространство Адмиралтейства.
Инженерный театр Ахе и Ник Хамов представят инсталляции и машинерию к уличному спектаклю «Фауст 3.2. LABOR», который будет показан в сентябре на фестивале уличных театров в Гатчинском парке. На фасаде павильона Венеры «Театр анимированных световых иллюстраций» Аллы Масловской и Марины Сосниной покажет мультимедийное музыкально-световое представление «Русалка» на основе старинных иллюстраций Изенберга. После полуночи фолк-проект INGERVALA представит свето-проекционную концертную программу. А Иорданский фасад Гатчинского дворца станет экраном для творческих работ, отобранных в финал конкурса видеомэппинга.
По традиции, в фестивале примут участие студенты партнера фестиваля — Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО. В этом году свои работы представят две творческие команды.
Инсталляция «Дождь»: можно ли заставить дождь идти наоборот?
Инсталляция команды магистрантов Высшей школы светового дизайна Ольги Поскрёбышевой, Натальи Фроловой, Кирилла Варавина и Альберта Мухина расположится на Круглом пруду Гатчинского парка, который в диаметре достигает порядка 20 метров. Здесь на протяжении фестиваля любой желающий сможет увидеть дождь, который нарушает законы физики. Глядя на небо в дождливую погоду, мы видим, как капли падают сверху вниз, когда же мы смотрим на водную гладь, мы можем увидеть отражающееся в ней небо. Авторы проекта предлагают задуматься, а что если все процессы будут протекать с точностью наоборот?
Подходя к озеру, изначально в полной темноте вы не увидите ничего и, только издав звук, заметите, как капля за каплей дождя отделится от глади озера и «упадет вверх», расходясь по другой, искусственно созданной водной глади над прудом.
«В зависимости от того, насколько сильно будет шуметь пользователь, тем больше капель будет падать вверх. Уровень шума считывают датчики, и чем громче шум — тем сильнее движение капель. Связь датчиков с Arduino будет осуществляться через радиомодули, чтобы не тянуть лишних проводов, — рассказывает Кирилл Варавин. — Сами же элементы инсталляции располагаются на тросах над прудом, они представляют собой путь капель и расходящиеся от них круги. Пользователи будут иметь возможность перемещаться вокруг пруда по всем существующим дорожкам, смотреть и воздействовать на инсталляцию со всех сторон».
Основной идеей инсталляции является привлечение внимания общества к негативным последствиям воздействия человека на окружающую среду.
«Одним из основных смыслов этой работы является призыв или хотя бы тонкий намек на то, чтобы задуматься — а что мы делаем с природой? Сейчас это, безусловно, распространенная тема, которая при этом не теряет своей актуальности. Но мы не говорим о том, как все плохо, мы прежде всего хотим сделать акцент на том, как человек в принципе может поменять что-либо — не только себя и свое окружение, но и жизнь некоторых видов, целые экосистемы. Чтобы это было наиболее заметно и, кроме того, сочеталось с идеей фестиваля — “Парадокс” — мы решили отразить все наоборот. Самая сильная форма изменений — это полная инверсия», — рассказывает Ольга Поскрёбышева.
Работа над проектом началась в марте этого года непосредственно перед первым этапом конкурса. В результате участники команды перебрали немало идей. В подготовке проекта помог и междисциплинарный состав команды: Ольга по специальности архитектор, Наталья закончила бакалавриат по специальности «дизайн архитектурной среды», а Кирилл — выпускник инженерно-физического факультета Университета ИТМО.
«У каждого были одни наработки, в процессе обсуждения звучали совершенно безумные идеи. Была даже задумка сделать аквариум, в котором плавают огромные светящиеся рыбы. И, наверное, именно она стала источником идеи, к которой мы пришли в итоге», — говорит Наталья Фролова, магистрант Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО.
В процессе создания инсталляции участники команды произвели замеры территории в Гатчине, после чего был подготовлен макет и проведены испытания. Увидеть результат можно будет 10-11 августа на территории Гатчинского парка.
Инсталляция «Критика чистого разума»: в поисках слова
В 1781 году в свет вышла «Критика чистого разума» — философский труд Иммануила Канта о непознаваемости вещи-в-себе. Вдохновляясь одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии, трудами Ричарда Талера, получившего Нобелевскую премию за работу в области поведенческой экономики, и экспериментами писателей-обэриутов, призывавших к необходимости обновления методов изображения действительности, авторы инсталляции предлагают погрузиться в эмоциональную окраску слов и обратить внимание на парадоксальную природу языка.
«Слова, произнесенные вслух, формируют нашу реальность, переходя из нематериального мира в материальный. Мир, дважды отфильтрованный через разум говорящего и разум слышащего, становится еще более непознаваем. От попытки по-ницшеански превзойти себя в познании мира порой идет пар из ушей», — говорят авторы проекта.
Инсталляция представляет собой три рупора, продолжением которых являются разноцветные светодиодные ленты. Огибая деревья, концы лент приходят к скульптуре в форме головы, состоящей из каркаса и ткани, расположенной в десяти метрах от рупоров и подсвеченной тремя источниками освещения, каждый из которых совпадает с цветом ленты. Став участником инсталляции, можно наглядно отследить, какого эффекта может достигнуть любой произнесенный вами звук.
«Инсталляция — это игра, в которой предусмотрено трое участников. От трех рупоров идут световые дорожки к голове, стоящей на противоположном берегу. Три человека кричат в течение минутного раунда в три рупора. Чем сильнее звук, тем быстрее и ярче загорается световая лента. Динамика света отражается на голове. Кто кричит громче, тот и “окрашивает” голову в свой цвет. В итоге по прошествии минуты голова загорается цветом победителя и испускает пар», — рассказывает участник проекта Наталья Бойкова.
Внутри головы расположена дым-машина, которая и срабатывает в конце поединка. Светодиодная лента расположена вдоль деревьев и в скульптуре головы. Система управления и аккумуляторный блок питания встроены в трубки рупора и световой голове. Датчики вибрации закреплены в рупорах, которые передают сигнал на приемники, подключенные в голове. Генератор дыма подключается к удаленной сети и управляется авторами проекта.
В команду, помимо Натальи, вошли еще пятеро магистрантов Высшей школы светового дизайна — Ирина Амплеева, Дарья Вахрова, Полина Кузьмина, Надежда Краузе и Александра Лежнина. Как отмечает Наталья, к работе сознательно решили не привлекать сторонних специалистов, чтобы определить, на что участники способны сами.
«Нам хотелось проверить, на что мы способны, и получить бесценный опыт. Ведь так мало на данный момент проводится мероприятий, где есть возможность действительно реализовать свой проект и перейти от проекта на бумаге к реально существующему и осязаемому. Сама идея возникла, когда мы ознакомились с тематикой фестиваля, она основывалась на том, какие инструменты командной работы и техники мы научились использовать за время обучения на кафедре. И конечно же, мы консультировались с нашими педагогами и ребятами со второго курса с кафедры, чтобы доработать и довести до ума нашу задумку», — рассказывает Наталья Бойкова.
Подробнее с информацией о программе и инфраструктуре фестиваля можно ознакомиться на официальном сайте мероприятия. Добавим, что в полночь 11 августа посетителей ждет главное событие «Ночи света» — мультимедийное светопиротехническое шоу «На линии горизонта». Режиссером выступил создатель ряда новаторских спектаклей на сцене Александринского театра Антон Оконешников, 3D-мэппинг готовит студия Solaris FX, а световую партитуру — художники по свету группы SmartLight.