Всего авторы исследования включили в рейтинг 30 вузов России, Украины, Казахстана и Белоруссии, наиболее успешно реализующих программы по менеджменту и экономике. Это 22 российские бизнес-школы, пять бизнес-школ из Украины, две из Казахстана и одна белорусская. Школы оценивались по трем основным и двум дополнительным параметрам: наличие международных аккредитаций первого уровня, научные публикации в топовых журналах, разработка реальных кейсов, а также уровень партнерства с зарубежными бизнес-школами и профессиональные аккредитации.
Как подчеркивают авторы исследования, основной рейтинг не представляет собой классический ранжированный список, а направлен на кластеризацию бизнес-школ в зависимости от их траекторий и уровня продвижения в глобальном пространстве. Под бизнес-школами составители рейтинга понимают частные и государственные организации и структуры университетского типа, реализующие базовые академические программы уровня бакалавриата и (или) магистратуры в области менеджмента (направления «менеджмент», «управление персоналом», «инноватика»), а также программы дополнительного образования: MBA, EMBA, DBA.
Методология и критерии включения в рейтинг
При подготовке рейтинга использовались два типа критериев: базовые (их выполнение необходимо для попадания в рейтинг) и дополнительные, которые определяются аналитиками как существенные при оценке уровня и перспектив продвижения бизнес-школ.
Основными критериями оценки исследователей стало наличие у школы аккредитации первого уровня и (или) количество публикаций в журналах списка ABDC (Australian Business Deans Council) в 2014–2016 годах — не менее 40 в базе данных Scopus.
При ранжировании школ и определении потенциала их продвижения на международном уровне аналитики также оценили степень развития всех типов партнерств, реализующихся совместно с зарубежными бизнес-школами, которые имеют как минимум одну аккредитацию первого уровня. В число таких партнерств входит обмен студентами, совместные исследования и образовательные программы, а также другие виды научного и образовательного сотрудничества. Немаловажным фактором стала и проверка реализации программ двойного диплома. При этом также учитывалось качество и уровень сотрудничества: рассматривались только программы двойного диплома, которые реализуются совместно с зарубежными бизнес-школами, имеющими как минимум одну аккредитацию первого уровня, а также программы, предполагающие выдачу диплома как национальной бизнес-школы, так и диплома зарубежного партнера.
Международное научное сотрудничество и публикационная активность
По публикационной активности, которая является одним из базовых критериев рейтинга, сформировалась тройка явных лидеров: НИУ ВШЭ (499 публикаций), ВШМ СПбГУ (179 публикаций), МГУ (119 публикаций), отмечается в исследовании. Замыкают пятерку Университет ИТМО (51 публикация) и НГУ (44 публикации). Однако по итогам анализа качественных критериев авторы рейтинга ставят в число лидеров Университет ИТМО и РАНХиГС. Следует отметить, что результаты анализа публикационной активности представлены для организации в целом, а не по отдельно взятой бизнес-школе (отделить публикации конкретной бизнес-школы от публикаций всего вуза не представляется возможным).
«По средневзвешенному индексу цитирования в предметной области лидируют Университет ИТМО и РАНХиГС (значение индекса больше единицы свидетельствует о том, что статью цитируют чаще, чем в среднем по предметной области», — говорится в исследовании.
Еще одной сильной областью Университета ИТМО эксперты признали уровень международного научного сотрудничества. По этому критерию аналитики «Эксперта» выделяют Университет ИТМО и Киевский национальный университет им. Т. Шевченко: 73 и 67% статей этих учебных заведений соответственно написаны совместно с зарубежными исследователями.
«С наукометрической точки зрения показатели, которые демонстрирует Университет ИТМО, действительно вызывает самую положительную оценку. Если мы посмотрим на те критерии, которые представлены в результатах рейтинга, а именно уровень цитируемости, так называемой нормализованной цитируемости, и процент иностранных соавторов, с которыми наши исследователи пишут научные статьи, то мы увидим, что эти показатели — самые высокие среди других вузов, даже среди тех, которые находятся выше нас в рейтинговой таблице, — комментирует директор центра рейтинговых исследований Университета ИТМО Илья Куфтырев. — В частности, показатель так называемой нормализованной цитируемости FWCI, это индекс, который показывает, насколько выше или ниже публикации вуза цитируются, чем в среднем по миру, у нас равен 2.1. Это означает, что наши публикации цитируются в два раза лучше, чем в среднем по миру. Кроме того, у нас высокий процент публикаций, написанных с иностранными исследователями (72,6%). Все это говорит о том, что, хотя “формы”, то есть бизнес-школы как таковой, представляющей собой самостоятельное брендированное подразделение, у Университета ИТМО нет, но содержание (два факультета) и сильная исследовательская компонента присутствуют. Поэтому если мы в дальнейшем будем развиваться в этом направлении — в области технологического менеджмента, инновационного предпринимательства, есть потенциал того, чтобы подниматься в рейтингах выше»
Продвижение на глобальный уровень: перспективы роста
В результате дифференциации школ в зависимости от траектории их продвижения авторы исследования выделили три типа учреждений. Первый — уже состоявшиеся глобальные бизнес-школы, второй — бизнес-школы, активно продвигающиеся на глобальном рынке и третий — «глобально видимые» бизнес-школы, заметные на международном уровне как минимум по одному из ключевых критериев.
Институт международного бизнеса и права и Факультет технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО были включены в число 12 бизнес-школ третьего уровня. Представителей «глобально видимого» сектора аналитики характеризуют как школы, находящиеся в начале пути, однако уже заметные на международном уровне и активно предпринимающие усилия для продвижения в этом направлении.
Как отмечает начальник управления международных образовательных программ Университета ИТМО Екатерина Тулугурова, в процессе выбора партнеров Университет ИТМО ориентируется не только на рейтинги, но и на общность стратегического подхода в развитии новых образовательных программ. На сегодняшний момент в вузе реализуется более 40 программ двойного диплома, 18 из которых в партнерстве с ведущими мировыми вузами.
«Важно понимать, что, в отличие от многих присутствующих на мировом и российском рынке бизнес-школ, в Университете ИТМО данные подразделения являются не независимым институтом, а именно прикладными подразделениями, функционал которых тесно связан с деятельностью четырех мегафакультетов Университета ИТМО. В связи с этим развитие междисциплинарных международных образовательных программ, полностью реализуемых на английском языке, — единственно верное направление для гармоничной и конкурентоспособной образовательной составляющей университета. Уже сегодня нами создаются уникальные междисциплинарные программы, в которых IT-компетенции тесно переплетены со знаниями из области бизнеса и менеджмента. Среди новых задач мы выделяем развитие связей и поиск партнеров в остро-актуальных междисциплинарных кластерах для создания уникальных образовательных продуктов, но не обязательно именно программ двойного диплома. Это могут быть и любые другие формы образовательного сотрудничества с привлечением ведущих мировых экспертов», — комментирует Екатерина Тулугурова.
Отметим, что Факультет технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) был создан 9 февраля 2015 года. Специализации кафедр и подразделений, входящих в состав факультета, отражают основные области деятельности, в рамках которых востребованы технологические и инновационные менеджеры. В первую очередь, это стратегический менеджмент, производственный менеджмент и трансфер технологий, а также технологическое предпринимательство и управление инновациями.
Институт международного бизнеса и права (ИМБИП) сотрудничает с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Всемирной таможенной организацией, Европейской экономической комиссией ООН. Международные организации выступают активными партнерами проектов Института и принимающей стороной в стажировках и практиках ИМБИП. Также в рамках двусторонних и многосторонних соглашений с зарубежными вузами институт осуществляет стажировки, учебные визиты, практику студентов, магистров и преподавателей.