Игра «Добрый бизнес» основана на методологии Models of Impact Toolkit, разработанной Мэтью Маносом. В России ее организуют выпускники международной программы обмена среди молодых профессионалов Professional Fellows program при поддержке Американских советов по международному образованию, привлекая лекторов и кураторов из других организаций.

Цель игры – подсказать социальным предпринимателям и НКО новые подходы к финансовой устойчивости. Представители бизнеса узнают, как добавить социальную компоненту в свою бизнес-модель, а те, кто только в поиске идеи, может найти ее на тренинге во время дискуссий и групповой работы.

Сначала участники разбирают модели монетизации и социального эффекта на примерах действующих социально-предпринимательских проектов в России и в мире. Затем в игровой форме проектируют модели социального бизнеса, которые потом можно будет воплотить в жизнь.

«Мы проводим серию мероприятий в разных городах – за последние месяцы провели две бизнес-игры в Москве, одну в Казани и одну в Санкт-Петербурге. Мероприятия во многом схожи между собой, но везде разные кейсы и идеи. Например, мы берем наиболее близкие составу участников примеры социальных бизнесов, которые презентуем в первой части. Социальную проблему, которую решает та или иная команда, они выбирают бросанием кубика, а затем учатся решать эту проблему посредством социального бизнеса. Наша задача – не выбрать самую важную проблему, а научиться самому принципу социального предпринимательства, научиться совмещать социальную проблему и бизнес-решение. Иногда решения выглядят на первый взгляд странно, но это тоже часть задумки: работая креативно и смотря на вещи по-новому, участники развивают навык бизнес-моделирования, который они затем применяют к своим задачам», – объяснил организатор игры Григорий Мартишин, амбассадор Models of Impact в России, предприниматель, преподаватель факультета бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Игра «Добрый бизнес»
Игра «Добрый бизнес»

По условиям игры, участники разбились на несколько команд. Каждая команда предложила шесть проблем, которые волнуют участников. То, с какой конкретной проблемой предстояло работать команде, определял случай – кубик с шестью гранями. После того, как бросанием кубика определилась проблема для каждой команды, участники продумывали, как можно снизить остроту проблемы и продумать бизнес-модель, способствующую ее решению.

Участникам необходимо учесть и социальное влияние бизнеса, и просчитать экономическую составляющую, в рамках которой надо понять, кто будет благополучателем, какая проблема решается, насколько силен вклад такого предпринимательского проекта и насколько он экономически оправдан.

«Игра “Добрый бизнес” – это мероприятие, которое позволяет осуществить вход в понимание тематики социального предпринимательства новым людям и узнать новое тем, кто уже внутри сферы. Среди участников есть как новички в этой области, так и уже состоявшиеся социальные предприниматели, для которых такая игра – это возможность услышать новые веяния, обменяться опытом и найти новые точки для развития своего проекта. Специально организованная игра позволяет выстроить грамотную коммуникацию между молодыми и опытными и создать некий совместный продукт», – объяснил Юрий Купоросов, менеджер управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО.

Ирина Вишневская
Ирина Вишневская

«Центр инноваций социальной сферы Ленинградской области проводит множество мероприятий по вовлечению молодого поколения в предпринимательство, и социальное предпринимательство – одно из направлений. Сегодня на социальное предпринимательство люди откликаются с большей радостью, потому что для молодых людей важно не только заработать деньги, но и внести какой-то вклад. Такие игры, как “Добрый бизнес”, помогают не на словах узнать, как работает социальный бизнес, а на практике отработать некоторые навыки. Другими словами, это тренинг, в рамках которого ты пробуешь создать что-то работающее, сам себе задаешь вопросы и сам ищешь на них ответы. Наша задача как органов власти – сказать, что мы поддержим любые обоснованные начинания. Предпринимательский труд тяжелый, а с социальным вкладом вдвойне, ведь это готовность вкладываться 24 на 7, попытка не потерять интерес к занятию и не выгореть в процессе. В этом мы стараемся им помогать, в том числе мотивационными и образовательными мероприятиями, программами субсидирования», – прокомментировала Ирина Вишневская, директор Центра инноваций социальной сферы Ленинградской области.

Сразу три команды, участвующих в игре, сфокусировались на проблемах людей пенсионного возраста. Так, одна команда решала проблему одиночества и социальной адаптации пожилых людей с помощью перераспределения имеющегося жилого фонда пенсионеров. Участники предложили создать бизнес-структуру, которая распределит жилье между пенсионерами, у которых есть лишняя жилплощадь, и желание объединиться с кем-то. Так, по психологической совместимости определяются пенсионеры, которые желают и могут проживать вместе, при этом другая квартира освобождается, и ее можно сдавать. Также участники рассмотрели вариант подселения к пенсионерам молодых семей, которые могут им помогать в быту.

Другая команда предложила объединить усилия студентов и людей пенсионного возраста в производстве различных товаров – одежде, техники, создании произведений искусства. У пожилых людей есть отработанные навыки, которые стали невостребованными (инженерия, пошив и вязание одежды), в то время как у молодых людей есть представления о современных запросах рынка. Объединив эти навыки, две категории населения могли бы создавать совместный конкурентоспособный продукт.

Команда «Межпоколение»
Команда «Межпоколение»

Третья команда предложила закрывать ряд вакансий молодыми пенсионерами (возраст 60-70 лет). Пенсионеры смогут применить свои профессиональные навыки или же обучиться новым, если это необходимо. Также участники предложили организовывать мастер-классы, в рамках которых пенсионеры делились бы своим профессиональным опытом.

Еще одна команда назвала свой проект «В Питере жить» и предложила создать рекрутинговое агентство, которое соединит людей с низкой и средней специализацией и теряющих постоянное жилье, с компаниями, которые всегда нуждаются в сотрудниках и готовы предоставить жилую площадь – например, хостелами. Таким образом участники предложили бороться с проблемой бездомных, предупреждая ее.

«Я пять лет занимаюсь околокультурной социальной благотворительной деятельностью – “перезагружаю” бюджетные пространства в Петербурге (библиотеки и молодежные центры), превращая их в классные места. Например, сейчас проект, в котором я принимаю участие в составе коллектива Центра добрососедства «Дом», – это создание комьюнити центра, который объединит под одной крышей различные городские сообщества – как группы поддержки, так и волонтеров благотворительных фондов. Я пришла на игру, потому что мне интересен социальный бизнес, я не первый раз участвую в подобных мероприятиях. Я участвовала также в бизнес-инкубаторах, была спикером на различных молодежных конференциях в Петербурге. Мне интересно, кто сейчас эти молодые люди, которые хотят заниматься социальным бизнесом. Кроме того, я сама пришла к тому, что, являясь сотрудником бюджетного учреждения, я вижу изменения изнутри, и мы с моей командой дошли до такого этапа, когда готовы создать свою социально значимую компанию, чтобы расширять свой опыт в регионы, проводить образовательные семинары, заключать контракты с бюджетными учреждениями, чтобы проводить исследования,  разрабатывать концепт и создавать дизайн проекты для библиотек, молодежных клубов и домов культуры по всей России», – рассказала Вероника Седилина, сотрудник Центра добрососедства «Дом» и участник команды проекта «В Питере жить».

Вероника Седилина
Вероника Седилина

Последняя команда решала проблему несовершенства семейного досуга с помощью организации тематических пикников (с целью наладить коммуникацию между взрослыми и ребенком и между взрослыми). Такой проект предназначается как для семей, которые осознают проблему коммуникации, так и для тех, кто пока ее не осознал.

«Есть примеры того, как участники игр в дальнейшем развивали идеи, которые родились во время мероприятия, и превратили их в бизнес. Например, один из проектов затрагивает две проблемы пожилых граждан – финансовая проблема и проблема отношения общества к пожилым (пенсионеры чувствуют себя ненужными). Есть студенческий проект "Бабулитто", в рамках которого бабушкам заказывают производство обедов, которыми затем кормят студентов. Соответственно, бабушки получают деньги за свою работу, а студенты с благодарностью съедают приготовленные блюда. Мы не так давно начали проводить такие игры и нам, конечно, интересно наблюдать, что будет дальше. Мы будем собирать аналитику, чтобы понять, как участники применяют полученные навыки. Наша задача не в том, чтобы родилось как можно больше проектов на площадке игры, мы не делаем новый бизнес. Результат – не количество новых проектов, здесь разработанных, а новые навыки участников, которые они применят к своим проектам», – объяснил Григорий Мартишин.

Участники игры «Добрый бизнес»
Участники игры «Добрый бизнес»

Игра «Добрый бизнес» прошла в знаковом для социального предпринимательства Петербурга и Ленинградской области пространстве «Легко-Легко». Это первый в России магазин, продающий продукцию социальных предпринимателей и НКО, которые занимаются деятельностью, приносящей доход. Среди центров, поставляющих свой товар в «Легко-Легко», Центр по абилитации людей с аутизмом «Антон тут рядом», благотворительная организация, помогающая бездомным людям, «Ночлежка», благотворительный фонд AdVita, помогающий людям с онкологическими заболеваниями (средства поступают в фонд от продажи продукции с героями первого в мире благотворительного мультсериала «Летающие звери»).