Когда стартовал проект «Сертификат опыта студентов» в Университете ИТМО?

Андрей Зленко: Проект стартовал в декабре 2014 года. В течение всего весеннего семестра мы собирали информацию — студенты писали отчеты по проделанной внеучебной работе и освоенным компетенциям в рамках организации мероприятий и проектов. Но мы имели отнюдь не идеальную систему оценки и поэтому провели работу над ошибками. По сути, пилотный проект нам нужен был для того, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше. Благодаря Анастасии Причисленко мы пришли к выводу, что опыт студентов должен оцениваться не баллами, а по уровневой системе. В сертификате будет прописан уровень освоения каждой компетенции.

Расскажите о системе оценки.

Анастасия Причисленко: Это будет содержательная, а не количественная оценка. Если мы говорим о такой компетенции, как умение выступать публично, то на минимальном уровне владения этим навыком студент может выступить перед аудиторией не меньше пяти человек в составе команды. Это навык публичного выступления хоть на научной конференции, хоть на КВН. Следующий, более высокий уровень разработка собственного публичного доклада. Еще выше — разработка выступлений для команды и лидерская позиция в ней. Самый высокий уровень — если человек целиком отвечает за проведение какого-то мероприятия. Мы пронализировали более 800 отчетов и поняли, что есть компетенции, которые студентами воспринимаются неоднозначно. 


Какие компетенции вы убрали из списка?

Андрей Зленко: Навык волонтерской деятельности и навык передачи опыта они оказались исключены. В уровневой системе студента будет видна история успеха от рядового участника и волонтера до менеджера, организатора, руководителя. Первый уровень освоения компетенции говорит о том, что у человека есть базовые навыки. Рост освоения компетенций через прописанные уровени будет очень заметен. Балльная система не дает содержательной характеристики каждой компетенции. Ведь работодателям тоже нужны не баллы, а реальное понимание того, что умеет делать студент. 

Какие компетенции студенты указывают чаще всего в своих отчетах?

Анастасия Причисленко: Самые любимые — навык ведения пиар-компании, навык публичных выступлений, работа в команде, навык устанавливать и поддерживать контакты. 

Где используется практика применения оценки внеучебной деятельности студентов?

Андрей Зленко: В зарубежных вузах такая практика есть. Студенты участвуют во внеучебной деятельности, но не всегда есть подтверждение того, какой опыт они приобрели. Система сертификатов нужна как раз для этого. Там более формализованная система — под каждой компетенцией нужно собрать очень много подписей. Нашу систему мы адаптировали под российских студентов. Когда мы выступали на различных конференциях, мы слышали, что в других вузах внеучебный опыт студентов подтверждается пакетом справок и грамот, а системы нет. При этом, если у юноши или девушки есть опыт публичного выступления, то грамоту ведущего они не получат, и этот опыт не будет зафиксирован. А нам очень очень важно учесть в сертификате все менеджерские и организационные заслуги.

Насколько заинтересованы сами работодатели в наличии такого документа у соискателя?

Андрей Зленко: Мы проводили опрос среди партнерских организаций, когда запускали проект. И многие подтвердили, что такой документ был бы важен для них, поскольку он предполагает наличие дополнительных навыков у сотрудника. Некоторые компетенции в сертификате были предложены самими работодателями. 

Чем должен подкрепить свои навыки претендующий на Сертификат студент и кто оценивает его достижения?

Анастасия Причисленко: Если сравнивать с творческими конкурсами или сбором справок, наша система достаточно строгая. Нельзя сказать, что получить этот сертификат легко, не каждый станет его обладателем. Для этого нужно вести систематическую внеучебную активность, отчитываться за проделанную работу. Ведь если ты не умеешь представить результаты своего труда, то, считай, у тебя этого труда не было. Мы можем гарантировать работодателю: если человек получил этот сертификат, то он получил его за дело. Кроме того, с этого года мы почти по всем компетенциям начинаем требовать документы, подтверждающие освоение того или иного пункта. Например, если говорить о пиар-деятельности человека, который создавал постеры для мероприятия в качестве дизайнера, мы просим прикрепить макеты этих постеров.

Студенты сами заинтересованы в получении такого документа?

Анастасия Причисленко: Это не для каждого. Человек, который хочет по окончании учебы получить такой сертификат, понимает, зачем ему это нужно. 

Андрей Зленко: Чаще всего это люди, которые с первого курса вливаются во внеучебные процессы инновационные, международные, спортивные. У нас много таких студентов-активистов. В данном случае более активны те, кто себя хорошо организует и систематически пишет отчеты о том, что он делал и где выступал. Благодаря системе ИСУ мы максимально упростили формирование отчета по итогам организации мероприятий. По окончании проекта студенты должны в любом случае должны составлять отчет о своей работе, так что дополнительных трудностей перед ними не возникает. Что сказать: при поступлении на работу мы все понимаем, что будем писать отчеты, это жизнь. Так что сертификат получат те, кто не боится говорить о своих достижениях. И это не обязательный документ для выпускника, а эксклюзив, который пригодится для поступления на работу. 

Почему эта система нужна университету?

Андрей Зленко: Это нужно, чтобы мы четко понимали, какие студенты более или менее активны в разных областях, чтобы у нас была реальная картина активистов. Потому что их в университете много. Тех, кто еще и учится при этом хорошо — тоже много. Тут возникает вопрос, как формируется его активность — в количестве посещенных мероприятий или в качестве реализации проектов? Здесь мы применяем качественный подход. 

Анастасия Причисленко: Мы даем ребятам хорошую возможность иметь портфолио своих навыков. Чтобы устроиться на работу мечты, выпускнику нужно выделяться. Сертификат это хороший вариант для ребят, у которых нет подтвержденного опыта работы и которым приходится конкурировать с другими начинающими специалистами.

 

Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО