Изначально вы сдавали ЕГЭ по химии и биологии, но в этом году дополнительно сдали информатику. Почему решили сменить направление?

— Мне всегда нравилось медицинское направление, поэтому, когда я решил, что буду поступать в университет, стал глубже изучать, как всё устроено в медицинских вузах. Но, во-первых, меня сразу сильно оттолкнуло, что там нужно учиться 6–7 лет. Такой график было бы очень сложно сочетать с фигурным катанием. Плюс ко всему, я посмотрел учебники, по которым преподают первокурсникам, и понял, что мне не нравится учебная программа.

Стал думать, что могу сделать еще. Пока просматривал на Youtube видео про разные экзамены, наткнулся на информатику. Задачи и формат тестирования очень понравились, и я решил, что надо сконцентрироваться на изучении этого предмета и стать программистом. Уже после того, как сдал экзамен, стал разбираться, чем отличается программная инженерия от прикладной информатики и других направлений. Пока всё равно не до конца понял, но думаю, с началом учебы станет проще.

Еще до сдачи ЕГЭ по информатике вы сказали: «Ни один предмет, как информатика, не доставляет мне столько удовольствия». Почему вас всё-таки это так привлекло?

— Информатика подходит под мой склад ума, мне нравится решать логические и немного математические задачи. Но до ЕГЭ я не занимался этим предметом так плотно. Я часто пропускал школу, потому что всё время был на тренировках. Где-то в марте этого года меня осенило, что я хочу заниматься информатикой, в итоге за четыре месяца я подготовился к ЕГЭ и сдал его на 100 баллов.

Как думаете, что помогло сдать экзамен на максимальный балл?

— Наверно, опыт. Информатика стала моим седьмым ЕГЭ. До этого в первый год я сдавал русский язык, математику, химию, биологию, во второй — пересдавал математику и биологию, потому что меня не устраивали баллы, и на третий — информатику. К этому моменту я был уже совершенно спокойным и знал, как подготовиться и распределить время.

Петр Гуменник в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Петр Гуменник в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Часто фигуристы поступают в спортивные учебные заведения, например НГУ им. П.Ф. Лесгафта, чтобы сочетать спорт и учебу, но вы остановились на ИТМО. Почему?

— В НГУ им. П.Ф. Лесгафта мне как профессиональному фигуристу учиться и сдавать экзамены было бы совсем несложно. Может быть, параллельно с ИТМО, начиная со второго курса, я буду обучаться и там. К тому же, поступая в неспортивный университет, мне хотелось уменьшить риски, связанные с фигурным катанием ― например, сейчас, как все прекрасно знают, российским спортсменам запретили выступать на международных соревнованиях. Хорошо, что в нашей стране организовали свои турниры, и в наступающем сезоне я буду в них участвовать. Мне кажется, российские соревнования могут стать неплохой заменой зарубежным прокатам. Но, возможно, никакой замены и не произойдет. Есть риск, что в долгосрочной перспективе фигурное катание может перестать быть интересным видом спорта, соответственно приток молодых спортсменов уменьшится. В результате у нас будет больше тренеров, чем тренируемых.

Уехать из Петербурга, чтобы поступить в московский вуз, я не мог, потому что именно здесь находится мой тренер и спортивный клуб. Изначально я выбирал между ИТМО, СПбГУ и ВШЭ, но ИТМО привлек меня больше всего. Я сразу понял, что здесь довольно хорошо относятся к спортсменам. Мне добавили десять баллов за Европейский юношеский олимпийский фестиваль, а сотрудники университета сразу связались со мной, чтобы рассказать об ИТМО и помочь с поступлением.

Почему вы выбрали направление «Информатика и вычислительная техника»?

— Я давно хотел заниматься биоинформатикой, поэтому и хотел поступить в медицинский вуз, чтобы впоследствии стать генетиком или биотехнологом. Мне интересны генные модификации и лечение генетических заболеваний. Сейчас существуют препараты, которые могут бороться с такими недугами, но они либо очень дорогие, либо имеют много побочных эффектов. Мне хотелось бы попробовать сделать такие лекарства лучше.

Но в итоге я решил: чтобы достичь своей цели, лучше выбрать путь через IT-сферу, для меня он будет более простым. Информатика — более универсальное направление. Если я пойму, что биоинформатика мне не подходит, у меня всё равно останется много вариантов, чем я мог бы заняться в жизни. Например, пойти в разработку программного обеспечения, это тоже меня привлекает.

Чем вы планируете заниматься в ИТМО?

— Пока просто учиться, потому что, вероятно, мне придется тратить много времени на спорт. К тому же, я смотрел отзывы о направлении и понял, что обучение на первых двух курсах довольно сложное и мало кому удается совмещать его с чем-то еще. Я постараюсь всё успеть, поэтому по утрам буду ходить в университет, а по вечерам — в спортивный клуб на тренировки. А домашние задания и групповые проекты буду делать поздними вечерами.

Но после бакалавриата мне бы хотелось получить еще и диплом магистра, чтобы расширить свои возможности и потенциал, например, в области биоинформатики. В ИТМО как раз есть такая магистратура «Биоинформатика и системная биология».

Петр Гуменник в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Петр Гуменник в ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

У вас много планов, которые, как кажется, совсем не связаны со спортом. Тем не менее, вы не планируете оставлять тренировки. Где вы все-таки больше видите себя в будущем — в спорте или в программировании?

— Мне бы хотелось, чтобы российским фигуристам дали возможность выступать на международных соревнованиях к следующей Олимпиаде в 2026 году. Думаю, любой спортсмен мечтает оказаться на таком крупном турнире. К тому же, для этого у меня есть хорошие шансы: на прошедшей Олимпиаде я был первым запасным в команде одиночных фигуристов. Это значит, что если кто-то не смог бы выступить, это место занял бы я. Сейчас я рассчитываю, что следующие четыре года буду расти и идти вперед, чтобы быть первым не в запасе, а в основном составе сборной.

Но как профессиональный фигурист я могу выступать на соревнованиях примерно до 27 лет, потому что после 24-х пик физического развития человека проходит и кататься становится всё труднее. Поэтому мне придется что-то менять, и один из вариантов, чем можно заняться после завершения карьеры, — стать тренером. Я не очень хочу работать на этой должности, но и не отбрасываю такую возможность. Пока мое основное направление — информатика и биоинформатика.

А чем вы еще увлекаетесь, помимо фигурного катания?

— Сейчас я изучаю язык программирования Java, потому что на моем факультете чаще используют именно его, и учусь писать какие-то простые программы вроде калькулятора или плеера. Еще мне нравятся другие виды катания, помимо фигурного, — например на скейтборде, сноуборде и велосипеде. Меня расстраивает, что кто-то может сделать какие-то классные трюки на скейтборде, а когда его пытаюсь сделать я, ничего не получается. Но я понимаю, что просто так с наскока ни один трюк не получится. Также я люблю играть на фортепиано. Игра помогает мне сконцентрироваться, успокоиться и получить вдохновение. Мне кажется, это работает для меня примерно как медитация для йога.