«Принцип сотрудничества» призвана показать, как творческими методами можно рассказать о науке через арт-практики, также осветить внутренние процессы лабораторий и результаты труда ученых.

«В рамках выставки сотрудничают наука и общество, наука и искусство, научные коммуникаторы, ученые, лаборатории, а также создатели проектов в рамках своих команд. В процесс подготовки пусть и небольшой выставки включилось очень больше количество подразделений ИТМО — это и есть сотрудничество», — объясняет название выставки ее куратор и специалист по Art&Science Ольга Ремнёва.

Студенты ИТМО создали выставку в рамках курса «Искусство и естественные науки: теория, эстетика, дискурсы» магистерской программы «Научная коммуникация». В весеннем семестре с Ольгой Ремнёвой студенты теоретически исследовали сферу Art&Science и работали концептуально, а во второй части курса — занимались практикой. Набравшись знаний о том, как взаимодействуют наука и искусство, они создали собственные высказывания, которые и представили на выставке.

Выставка «Принцип сотрудничества» в Университете ИТМО
Выставка «Принцип сотрудничества» в Университете ИТМО

По словам Дарьи Денисовой, директора Центра научной коммуникации ИТМО, студенты магистратуры по научной коммуникации каждый год в рамках различных дисциплин тесно взаимодействуют с лабораториями ИТМО. А в этом году количество идей и возможностей для их реализации привело к тому, что впервые студенты и преподаватели захотели спроектировать выставку.

«Для нас очень важно давать студентам возможность делать нестандартные проекты. Инструменты, образы, язык искусства — это способ выйти за рамки шаблонного мышления, для научного коммуникатора это очень важный навык, — говорит она. — Чтобы найти путь к сердцу широкого зрителя, нужно уметь доносить информацию разными способами».

Ольга Ремнёва
Ольга Ремнёва

По словам Ольги Ремнёвой, очень важно, чтобы проекты, которые делают студенты, доходили до широкой аудитории.

«В данном случае мы хотели показать, что научную коммуникацию можно сделать творческой и неформальной, перенести принципы коммуникации в выставочное пространство и показать, как еще мы можем рассказать о науке обществу», — говорит она.

Например, на выставке можно узнать больше о лабораториях ИТМО, понять, зачем нужна ультрафиолетовая паутина или зачем исследовать цифровые эволюционные организмы, для чего нужно понимать, как устроена безэховая камера — на эти и другие вопросы дает ответ «Принцип сотрудничества».

На выставке представили свои проекты пять команд студентов 2 курса магистратуры по научной коммуникации Университета ИТМО. Все проекты направлены на то, чтобы с помощью инструментов искусства рассказать людям, что происходит за закрытыми дверями лабораторий.

Услышать лабораторию

Алексей Гоян, Марина Радченко и Валерия Суханова в сотрудничестве с Международной лабораторией прикладной радиофизики Университета ИТМО воссоздали пространство научной работы лаборатории с помощью звука. После визита в безэховую камеру радиофизической лаборатории Нового физтеха, где студенты увидели безэховую камеру, им захотелось во-первых, поработать со звуком, а во-вторых, пролить свет на то, что происходит там, где работают ученые.

«Даже если ты попадаешь непосредственно в лабораторию, ты не понимаешь, что там происходит, — ученые используют сложный язык, незнакомые термины и метафоры, ты слышишь звуки таинственного оборудования», — объясняет Марина Радченко.

Проект получил название «Внутри-снаружи». Создатели записали звук в рабочем пространстве ученых, рекреационной зоне и безэховой камере. Каждый посетитель выставки может послушать эти записи и попробовать разгадать, что происходило в помещении и из чего в целом состоит исследовательская лаборатория.

Марина Радченко
Марина Радченко

«Мы показываем, что ученые — это обычные люди, которые тоже общаются друг с другом, подключают оборудование, печатают что-то на компьютере. Они занимаются рутинными задачами, которые может понять любой человек», — объясняет Марина Радченко.

Визуальную часть работы составляет полотно, собранное из пористого материала — звукоизоляционного поролона, который используют внутри безэховой камеры. Его элементы выглядят по-разному: например, плоские участки означают тишину, а «пирамидки» — это показатель того, что в лаборатории раздался звук. Все элементы полотна разделены по цветам в соответствии с зонами, где были записаны звуковые дорожки: синяя — сама безэховая камера, желтая — рекреационная зона, а фиолетовая — рабочее пространство.

Почувствовать себя творцом природы

В сотрудничестве с лабораторией Эволюционных вычислений Международного научного центра Компьютерных технологий ИТМО Кристина Еременко, Екатерина Юдаева и Юлия Алентьева создали проект «Гибрис», который переносит бактериальный мир в цифровую среду.

«Гибрис»
«Гибрис»

«Гибрис — древнегреческая теория, которая говорит о том, что человек пытается превзойти богов и вершить судьбу природы сам. Это многозначный термин, который философы переосмысливают даже сейчас. И он актуален как никогда. Например, постмодернисты употребляют его в контексте того, что человек порой сам не понимает последствий своих действий в окружающем мире: социальной среды или природе», — объясняет Екатерина Юдаева.

Создатели проекта использовали эволюционные алгоритмы, модель искусственного интеллекта, вдохновленную настоящим естественным отбором. В данном случае участники команды смоделировали эволюцию бактерий. В науке такие алгоритмы нужны, чтобы оптимизировать функции различных структур без вмешательства человека и огромного количества экспериментов.

Екатерина Юдаева
Екатерина Юдаева

Использованную модель эволюционных алгоритмов написал чемпион мира по программированию Максим Буздалов, а создатели выставки предложили ему добавить в базовую модель жизни бактерии новые факторы, например, питательную среду или наоборот, возможность уничтожить часть популяции.

Таким образом посетители выставки смогут увидеть последствия своих действий в реальном времени на примере бактерии, которая хоть и существует в цифровом виде, ведет себя так же, как в природе.

«Эволюция — это достаточно долгий процесс, мы не можем осознать свои действия здесь и сейчас, а в нашей работе — все происходит в ту же секунду. Результат каждой такой “игры в творца” непредсказуем: бактерии могут есть друг друга, одна популяция вытеснит другую или они мирно поделят территорию и ресурсы. Все как в настоящей природе», — заключает Екатерина Юдаева.

Осталось 358 дней

«Процесс: наука»
«Процесс: наука»

Создатели проекта «Процесс: наука» Анна Соболева, Екатерина Куракова и Елизавета Савченко задумались о рутине ученых и ощутимости результата их работы. Фильм, который создатели проекта сняли в сотрудничестве с Научно-образовательным центром инфохимии ИТМО, погружает посетителей выставки в ежедневную лабораторную жизнь.

Он посвящен рутинным процессам, которые день за днем приводят ученых к результатам — научным статьям или новым материалам, которые можно увидеть здесь же в рамках экспозиции. На экране посетители могут наблюдать за процессом приготовления полиэлектролитного гидрогеля, который используют для создания гибких биосовместимых электрических систем.

Также на стене инсталляции расположены часы с обратным отсчетом ― это усредненное время на создание учеными новой концепции. Они символизируют, какое время ученые отдают тому, чтобы совершить научное открытие.

Боятся ли ученые роботов

Воспитанники ЛАборатории молодёжной робототехники ИТМО
Воспитанники ЛАборатории молодёжной робототехники ИТМО

Создатели следующей работы предположили, что ученые приходят в науку, чтобы предотвратить феномены, которых боятся сами. Их проект — это 20-минутный фильм, который рассказывает о том, как создать робота, который не будет вызывать эффекта зловещей долины — неприязни к роботам, слишком похожих на людей.

Создатели работы посетили Лабораторию молодежной робототехники Университета ИТМО и задали ее сотрудникам и ученикам шесть вопросов об их страхах, робототехнике и роботах, которые им нравятся и эффекте зловещей долины. Посмотреть видео и узнать, какой результат получили студенты, также можно на выставке «Принцип сотрудничества».

Всемирная паутина интернета

Анастасия Кузнецова, Юлия Грызлова и Наталья Винокурова в сотрудничестве с Лабораторией керамических и природных наноматериалов научного центра SCAMT ИТМО соединили в своем проекте под названием «Tenet.Inside» интернет, нейронные сети и паутину, чтобы показать, как формируется единое коллективное сознание — пространство обмена информацией без границ. На выставке они представили фрагменты нейровизуализации работы мозга и обработанный квантовыми углеродными точками шелк паука. Вместе они создают визуальное представление того, как работает мозг — его активность можно проследить благодаря световым реакциям, которые соответствуют нейронным сигналам мозга.

За звук в инсталляции отвечал Алексей Филонов, а научную составляющую — Елизавета Мальцева.

О сотрудничестве с учеными

Одна из важных составляющих программы по научной коммуникации Университета ИТМО — взаимодействие не только с университетскими, но и мировыми учеными и лабораториями. В том числе для создания проектов на стыке науки и искусства.

«В процессе подготовки выставки ребята были полностью включены в работу с лабораториями, взаимодействовали с учеными, узнавали, что их интересует, что они сами хотели бы рассказать — и выстраивали диалог между собственным видением и тем, что важно обозначить исследователям. Поэтому каждый проект — это очеловечивание науки, дружественное, аккуратное приближение к ней и попытка найти принцип сотрудничества между наукой и обществом», — говорит Ольга Ремнёва.

Выставка «Принцип сотрудничества» в Университете ИТМО
Выставка «Принцип сотрудничества» в Университете ИТМО

Теперь у всех студентов второго курса в портфолио есть арт-объект, о котором они могут рассказать.

«Традиционно в нашей магистратуре существует направление, связанное с практиками вовлечения в науку через творчество и искусство. В коммуникации науки с обществом научные музеи и выставки занимают особое место. Поэтому мы особенно ценим междисциплинарный контекст нашей программы, а благодаря тому, что в этом году в ИТМО открылась резиденция AIR (и здесь мы благодарим коллег за доверие), у студентов появилась возможность экспонировать собственные проекты», — рассказывает Дарья Денисова.

Она добавляет, что, работая над выставкой, студенты старались поймать эмоции, впечатления, сигналы от ученых и трансформировать их в чувственные и эмоциональные объекты, понятные внешней аудитории. В итоге это позволило создать объемный проект того, что происходит в академическом мире и в частности ― в Университете ИТМО.

Выставка «Принцип сотрудничества» в Университете ИТМО
Выставка «Принцип сотрудничества» в Университете ИТМО

«Тот факт, что научные коммуникаторы делают проект вместе с чемпионом мира по программированию про эволюцию или отправляются в лабораторию с безэховой камерой или центр инфохимии, чтобы поймать и передать неуловимую академическую культуру, а затем создают сложные и интересные образы — важный сигнал и классный результат для нашей программы», — заключает она.

Также в рамках выставки 17 декабря пройдет образовательная программа: онлайн-лекция «Внутри-Снаружи изнутри», на которой Марина Радченко расскажет о закулисье работы над своим объектом, и онлайн-лекция «Препарирование антропофобии» ― здесь Эмма Месропян и Екатерина Смелая, авторы проекта «Антропофобия роботов», расскажут, как менялись идея и ее воплощение. Кроме этого, пройдет онлайн-лекция «Tenet.Inside и Гибрис», на которой выступят авторы двух одноименных арт-объектов, представленных на выставке.

На мероприятия, а также арт-медиацию по выставке необходима регистрация.