Современная наука развивается так, что отдельным ученым крайне сложно самостоятельно делать открытия. Сложность оборудования, темпы работы и сама масштабность исследовательских проблем требуют работать в команде. Именно поэтому в Университете ИТМО уже давно студенты всех специальностей обучаются не только знаниям по их основной программе, но и Soft skills. Это позволяет им быстрее адаптироваться и лучше понимать друг друга и будущих коллег.

В этом году на Новом физтехе решили провести эксперимент: традиционные для первокурсников семестровые проекты по физике были совмещены с занятиями по развитию «мягких» навыков. Таким образом, студенты увидели, что Soft skills ― это не дополнительная дисциплина, а важная часть их профессиональной подготовки.

«Проектная деятельность в рамках общей физики реализуется нашим факультетом с первого набора бакалавриата, ― объясняет заместитель декана Нового физтеха Яна Музыченко. ― Проектная деятельность показала себя очень эффективным средством обучения при правильном совмещении с “классическими” занятиями. Совмещение Soft skills и проектов по физике ― это пример междисциплинарного взаимодействия: над проектами со студентами работал не только научный консультант со стороны факультета, но и преподаватель Soft skills. Таким образом, студенты проводили исследование в рамках общей физики и одновременно учились тайм-менеджменту, командообразованию и другим важным “мягким”навыкам. В результате работы над проектом студенты заработают баллы по двум дисциплинам».

Яна Музыченко
Яна Музыченко

Как рассказывает руководитель дисциплины «Личная эффективность, навыки обучения, командообразование» Валерия Лимонова, курировавшая эксперимент как преподаватель Soft skills, основной упор делался на развитие личной эффективности студентов, тайм-менеджмент, постановку целей, распределение задач внутри команды и делегирование задач.

«Это был очень интересный опыт, потому что все инструменты, которые мы давали, студенты тут же могли опробовать на реальной практической работе, дать обратную связь, почувствовать, насколько полезны те или иные методики и инструменты, ― отмечает она. ― Мне как преподавателю было очень интересно слушать ребят и узнавать, с какими проблемами они сталкиваются, планируют ли работать в таких командах и дальше, как продвигается работа над проектом. Главное проектная деятельность продолжится у ребят в следующих семестрах, поэтому это еще и знания на будущее».

Корреспондент ITMO.NEWS связался со студентами, которые прошли эксперимент, и узнал, чему были посвящены их проекты и как им помогли Soft skills в командной работе.

Иван Карпунов 

студент первого курса

Наш проект был посвящен эффекту Джанибекова, или, как его еще называют, теореме теннисной ракетки. Этот эффект является следствием законов классической механики твердого тела, в его основе лежит утверждение о неустойчивости вращения тела вокруг промежуточной оси. Нагляднее всего этот опыт проводится в космосе, собственно, в честь космонавта, впервые заметившего эффект, он и назван. Вкратце, если тело вращать вокруг одной из главных осей инерции, с определенным периодом оно начнет поворачиваться на 180 градусов относительно другой (промежуточной) оси инерции.

Сложнее всего в ходе проекта было продемонстрировать этот эффект, ведь нужно было тело с разными моментами инерции относительно главных осей, и при этом его нужно было как-то поместить в левитирующее состояние. Подбрасывание не подходило, так как время демонстрации очень мало, и само подбрасывание очень неточная демонстрация эффекта.

Мы решили использовать аэродинамический подшипник, но для него подходит только сфера, иначе поток воздуха неравномерно будет поддерживать тело и эффект показать не получится. Далее возникла проблема, как создать идеально гладкий шар с разными моментами инерции. От 3D-принтера после одной неудачной попытки отказались. В конце концов нашли идеальный вариант ― заготовки для новогодних шаров. Полые внутри, гладкие снаружи. Разделив внутри на доли и заполнив их парафином/глиной, получили желаемый результат.

Проект дал полезный опыт в плане работы в команде, а также в плане научной деятельности: научная статья, презентация, установка. Soft skills помогли собраться команде и распределить задачи так, чтобы каждому было в радость их решать. В рамках блока Soft skills мы узнали об удобных и полезных механиках для работы в команде, также очень пригодились уроки тайм-менеджмента. Далее мы использовали все полученные знания в работе над нашим проектом. Команда очень сплотилась и получилось добиться хорошего результата.

Татьяна Филимонова

студентка первого курса

Татьяна Филимонова. Фото из личного архива
Татьяна Филимонова. Фото из личного архива

Вопреки настоятельным рекомендациям второкурсников мы с командой решили взять для нашего проекта гидродинамику и рассмотреть оттуда пару эффектов. Остановились на эффекте Магнуса и эффекте Вентури ― это довольно простые явления, но главное ― их красиво подать.

Это значит, что их надо на чем-то рассмотреть. Следовательно ― нужно собрать установку. И вот тут начинается веселье. Было множество интересных историй: как мы уходили из университета за полночь; о том, как мы неделю «топили» факультет, потому что наша установка протекала; о том, как остались в университете на ночь и получили нагоняй от охраны; о том, как наши товарищи из другой команды во время опытов активировали пожарную сигнализацию и тоже получили нагоняй от охраны. И это я уже молчу про огромное количество мелких рабочих моментов. Короче, это незабываемый опыт во всех смыслах!

Еще до начала курса мы распределили в проекте основные задачи между участниками и старались придерживаться этой стратегии. Но составленное на курсе расписание съехало в первую же неделю, потому что мы постоянно по непредвиденным обстоятельствам проседали по срокам, при том, что работали практически только над проектом. Мы пропустили занятие про публичные выступления, но занятия по личной эффективности оказались полезными.

На мой взгляд, курс Soft skills интересен для работы в новой команде, он будет полезен при дальнейшем трудоустройстве, а также для некоммуникабельных ребят.

Елена Греднева

студентка первого курса

Рабочее название нашего проекта ― «Булькающие бутылки» ― самое запоминающееся и простое из всех. Мы исследовали колебания в системах пробулькивающих бутылок. В принципе ничего сложного. Бутылки булькали ― мы смотрели.

Если серьезно, целью проекта было изучить связанные осцилляторы, то есть взаимодействующие друг с другом колебательные системы, на примере бутылок. Это важно, потому что колебания окружают нас повсюду, например, мерцание светлячков, аплодисменты в театре, сердцебиение летящих в едином клине уток.

Самой интересной частью был, конечно же, эксперимент. На самом деле картина забавная: каждый выглядит, как шахтер после смены, черная вода капает в ведро и все это снимается на камеру, и так каждый раз. Забавно было обсуждать защиту за пару дней до выступления. Под конец дискуссии все устали, и мы начали травить физические анекдоты.

Самим проектом было очень интересно заниматься, во всех смыслах! Soft skills помогли, хотя хотелось бы, чтобы они начинались пораньше, и на парах больше рассказывали про публичные выступления.

Александр Сокко

студент первого курса

Александр Сокко. Источник: gov.spb.ru
Александр Сокко. Источник: gov.spb.ru

Наш проект был посвящен исследованию колебаний круглой мембраны на примере мембраны барабана. В ходе работы над ним очень важную роль играли как часть физики, так и часть работы в команде, ведь без четких и слаженных последовательных действий этот весьма объемный проект попросту бы не уложился в сроки.

Чтобы наше взаимодействие было наиболее эффективным и мы быстрее достигли цели, я взял организационную часть на себя, постаравшись сделать дальнейшую работу команды точной и структурированной. В том, чтобы прийти к пониманию такой системы исследовательской деятельности, и было основное достижение с точки зрения Soft skills. Именно оно и помогло нам не только сделать проект, но и получить немалое удовольствие от слаженной работы, а также вынести из нее весьма полезный опыт сотрудничества.

При этом в плане Hard skills ― физического, основного аспекта проекта, все обстояло куда более однозначно ― теория, практика, корректировка моделей и анализ полученных результатов с дальнейшей повторной корректировкой. Это простой рецепт «приготовления» нашего проекта, которого мы придерживались в ходе учебно-научной деятельности.

Основа физики исследуемого (именно так, ведь работа все еще продолжается, даже после защиты проекта) процесса довольно проста: при ударе по мембране точка удара смещается и влечет за собой всю мембрану ― происходит первичная деформация, одновременно с которой от точки приложения воздействия по поверхности начинает распространяться бегущая волна. Ее характер определяют дальнейшие затухающие колебания мембраны наравне с условиями ее покоя и параметрами удара.

При работе над проектом было множество смешных и порой даже нелепых моментов. Так, например, при первом запуске 3D-модели, показывающей искривление поверхности мембраны при ударе, на ней довольно отчетливо стало видно человеческое лицо, что одновременно и рассмешило, и напугало всех участников команды. Одним словом, данный проект подарил нам бесчисленное множество прекрасных моментов, а также бесценный опыт командной работы над реальной научной задачей.