Искусственный интеллект — помощник или творец?

Искусственный интеллект помогает людям решать разные задачи — от предсказания морфологии химических структур, погоды и урожая винограда до генерации текстов. Но теперь нейронные сети, например DALL-E 2 и Kandinsky, могут создать еще и картины с любым сюжетом и в любом стиле. Человеку надо всего лишь ввести текстовый запрос. Например, написать «горный пейзаж», и нужное изображение будет у него уже через несколько секунд. Может показаться, что в этом случае человек практически не участвует в творческом процессе, так как всю основную работу за него делает искусственный интеллект. Тем не менее, эксперты считают, что современные технологии скорее выступают помощником, чем основным исполнителем.

«Искусственный интеллект для цифрового художника то же самое, что кисти и краски для классического художника. Это инструмент, с помощью которого мы можем репрезентовать свою идею каким-либо особым образом», — отметила руководитель офиса поддержки образовательных программ и проектов факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Марина Музыка.

При этом свобода современного творчества заключается в выборе нужных «кистей» и «красок» — моделей нейросетей и запросов. Например, если вы попросите нейросеть изобразить корги в красной шляпе, то получите отличающиеся друг от друга изображения только в рамках лишь одной нейросети. Но представьте, какая получится картина, если использовать несколько из них или постоянно уточнять запрос?

«Модели, которые рисуют изображения по тексту, основаны на процессе обратной диффузии — из хаоса восстанавливается картинка, которая соответствует конкретному описанию. Свобода выбора нейросети как раз в этом хаосе, который может быть разным. Вы берете один и тот же текст, но получаете два разных хаоса, два разных изображения», — пояснил исполнительный директор по исследованию данных «Сбера» Денис Димитров.

Сессия «Digital Art. Эволюция свободы творчества» в рамках II Конгресса молодых ученых. Фото: Павел Лисицын / Фотохост Конгресса молодых учёных / riamediabank.ru

Сессия «Digital Art. Эволюция свободы творчества» в рамках II Конгресса молодых ученых. Фото: Павел Лисицын / Фотохост Конгресса молодых учёных / riamediabank.ru

Нейросети — искусство или конвейер?

В сентябре 2022 года профессиональное сообщество потрясла история, которая произошла на американском конкурсе художников. Один из участников Джейсон Аллен выдвинул на соревнование в категории «Цифровые изображения» картину Theatre D'opera Spatial, которую сгенерировал с помощью нейросети Midjourey, никому не сообщив об этом. Жюри признало эту работу лучшей, но пользователи раскритиковали художника за его поступок. В ответ он заявил, что работы, созданные с помощью искусственного интеллекта, тоже можно считать искусством. Но можно ли?

«Ответить, считается ли искусством то, что генерирует нейросеть, предстоит человеку, который смотрит на результат работы. Некоторые люди думают, что это действительно искусство. Но мне кажется, что в будущем какие-то процессы автоматизируются и какие-то вещи, которые делал человек, например футболки, будет создавать машина. Я думаю, что будут нейросети, которые отлично генерируют разный контент (картинки, видео или звук), но будут заниматься этим как конвейер. Такие продукты будут дешевыми и доступными для всех, но не ценными в плане искусства», — поделился своим мнением Денис Димитров.

Исполнительный директор по исследованию данных Сбербанка Денис Димитров на сессии «Digital Art. Эволюция свободы творчества» в рамках II Конгресса молодых ученых. Фото: Павел Лисицын / Фотохост Конгресса молодых учёных / riamediabank.ru

Исполнительный директор по исследованию данных Сбербанка Денис Димитров на сессии «Digital Art. Эволюция свободы творчества» в рамках II Конгресса молодых ученых. Фото: Павел Лисицын / Фотохост Конгресса молодых учёных / riamediabank.ru

Такого же мнения придерживается и заведующая отделом кино- и медиаискусства в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Алина Стуликова. Она считает, что не каждая цифровая и классическая картина обладает высокой художественной и культурной ценностью, поэтому не все экземпляры признаются произведениями искусства и выставляются в музеях. Только эксперты из фондово-закупочной комиссии каждого конкретного музея определяют, войдут ли картины в музейное собрание и будут ли выставляться на всеобщее обозрение или прослужат материалами для исследований.

Читайте также:

Территория будущего: ИТМО на Конгрессе молодых ученых в Сочи

Из химии и инфобеза ― в современное искусство: зачем поступать на первую в России англоязычную программу Art & Science в ИТМО

Новый руководитель магистратуры Art & Science ИТМО, куратор Ольга Вад: «Новые медиа — наиболее актуальный и адекватный способ говорить о современном обществе»

Образование для цифровых художников

Надо ли современным цифровым художникам получать образование, как и специалистам из других областей? Эксперты дискуссии «Digital art: эволюция свободы и творчества» сходятся во мнении, что заняться современным искусством может любой желающий с любым профессиональным бэкграундом. Чаще всего люди, которые сначала были специалистами в других областях, а затем перешли в digital art, привносят новый опыт и используют другие подходы при создании искусства.

«Междисциплинарность расширяет возможности искусства в его классическом понимании. Занимаясь одной задачей, люди из разных сфер — будь то физик, химик или художник — смотрят на неё с разных точек зрения. А на стыке различных направлений и отраслей появляется больше возможностей для репрезентации идей и концепций. В этом смысле цифровое, междисциплинарное искусство дает возможность мыслить свободнее», — рассказала Марина Музыка.

Руководитель офиса поддержки образовательных программ и проектов факультета технологического менеджмента и инноваций университет ИТМО Марина Музыка на сессии «Digital Art. Эволюция свободы творчества» в рамках II Конгресса молодых ученых. Фото: Павел Лисицын / Фотохост Конгресса молодых учёных / riamediabank.ru

Руководитель офиса поддержки образовательных программ и проектов факультета технологического менеджмента и инноваций университет ИТМО Марина Музыка на сессии «Digital Art. Эволюция свободы творчества» в рамках II Конгресса молодых ученых. Фото: Павел Лисицын / Фотохост Конгресса молодых учёных / riamediabank.ru

Если вы решили получить специальное образование, в России есть несколько образовательных программ по современному искусству, каждая из которых по-своему уникальна. Например, в 2018 году ИТМО запустил первую англоязычную магистерскую программу, посвященную направлению Art & Science. С 2022 года студенты могут сами выбрать дисциплины из нескольких элективных модулей (от искусственного интеллекта в искусстве и цифровых миров до биоарта), настроив траекторию обучения под себя. И вместе с практикующими художниками из России и Европы готовить в процессе обучения уникальные проекты для выставок. Поступить на программу могут студенты с разных направлений, ведь, как отметила Марина Музыка, ИТМО — это место, в котором соединяются технологии, наука, бизнес и междисциплинарные подходы.

II Конгресс молодых ученых (КМУ) проходит с 1 по 3 декабря в Парке науки и искусства «Сириус». Это ключевое событие 2022 года в рамках Десятилетия науки и технологий, которое собирает более 3000 участников из 40 стран — России, Китая, Индии, Египта и многих других. На конгрессе школьники и студенты, молодые ученые, представители бизнеса и власти обсуждают актуальные вопросы науки и рассказывают о значимых достижениях. ИТМО также представляет на КМУ свои разработки: робота-кенгуру и робота-художника, новое поколение беспроводных зарядок, «умное» печенье, которое накапливает микроэлементы и биологически активные вещества, полезные для здоровья, и многое другое. Также представители ИТМО участвуют в дискуссиях в рамках деловой программы.