Первое, что видит перед собой посетитель STAGE, ― это серебристый занавес, сквозь который он должен пройти, чтобы попасть на экспозицию. Так создатели недвусмысленно намекают, что название выставки следует понимать и буквально ― как сценическое пространство, а не только как аббревиатуру к Science & Technological Art Graduate Exhibition.

За серебристым полотном на самом деле даже не одна ― сразу несколько сцен, где представлены восемь работ выпускников Art&Science магистратуры ИТМО 2021 года. Они не связаны каким-то общим сюжетом и концепцией, но дополняют друг друга, говоря о смежных вопросах, возникающих на стыке искусства и науки: об этике, о взаимодействии различных форм жизни, сосуществовании живого и синтетического.

Владимир Васильев на открытии выставки дипломных работ выпускников магистратуры Art&Science Университета ИТМО STAGE

Владимир Васильев на открытии выставки дипломных работ выпускников магистратуры Art&Science Университета ИТМО STAGE

«Для нас работа с этими проектами была очень живой, потому что проекты создавались прямо на наших глазах и до последнего момента мы финальную форму не знали, ― рассказывает куратор выставки Христина Отс. ― Изначально мы дали название выставке, имея в виду сцену для представления новых имен. Но потом ребята здорово проработали пространство, дав каждому проекту отдельную сцену. Мне кажется, что такое изолирование ― это отражение логики постковидного мира, в котором мы так привыкли к изоляции, что даже для произведений искусства мы стараемся создать отдельное пространство для взаимодействия со зрителем». 

Христина Отс

Христина Отс

Почувствуй наши слезы

В основе работ лежат исследования из разных научных областей ― машинного обучения, компьютерного зрения, биохимии. Так, Полина Белокреницкая обращается к теме симбиоза разных видов живых организмов. Ее работа со сложным названием «Спекулятивное исследование межвидовой коммуникации между птицами и растениями» призвана показать, что виды могут влиять друг на друга сложным и подчас непредсказуемым образом.

Для этого она поливала три горшка с домашними растениями тремя разными по составу жидкостями: простым H2O, водой с добавлением экскрементов птицы и водой из поилки попугая. Как оказалось, именно последняя жидкость, «обогащенная» элементами генома домашней птички, оказалась самой благоприятной для растения.

Еще одну работу на биологическую тему представила София Осбанова. Она предложила зрителям приобщиться к эмоциям животных, взаимодействуя с их слезами. Таким образом, художница попыталась преодолеть тот барьер, который не позволяет человеку в полной мере воспринять опыт другого, будь то человек, зверь или птица.

София Осбанова

София Осбанова

«Я обращаюсь здесь к животным как к универсальной метафоре другого, ― объяснила София. ― Это тот другой, который разделен с нами коммуникативным барьером. Из-за него мы часто впадаем в крайности: либо очеловечиваем какое-то поведение животных, либо вообще отрицаем для них возможность испытывать сложный спектр эмоций. Мне кажется, что между этими двумя крайностями лежит область действительного опыта, который переживают животные. Именно к нему я и предлагаю обратиться зрителям при помощи нанесения на себя слез животных трех классов: рептилий, птиц и млекопитающих».

Работа Софии Осбановой

Работа Софии Осбановой

Кстати, для создания инсталляции заставлять плакать никого не пришлось ― художница синтезировала жидкости, аналогичные слезам животных, в лаборатории на основе научных данных об их химическом составе.            

Всеми чувствами сразу

Большинство проектов на выставке иммерсивные ― то есть они предполагают непосредственное взаимодействие со зрителями. Так, визуальный ряд работы Григория Киргизова «Киберриза» меняется в зависимости от движения человека внутри нее. 

Работа Григория Киргизова «Киберриза»

Работа Григория Киргизова «Киберриза»

Сходным образом работает произведение Лисы Андрущенко  «Прикосновение». Заходя в небольшое пространство, зритель должен надеть прибор для измерения пульса. Как только прибор уловит ритм биения сердца, перед глазами посетителя появится изображение, динамика которого будет зависеть от темпа сердечных сокращений.    

Работа Лисы Андрущенко «Прикосновение»

Работа Лисы Андрущенко «Прикосновение»

В свою очередь художница Дина Зотова в своей работе «Sense mode» попыталась приобщить зрителей к опыту синестезии ― нейрологического феномена, при котором возбуждение одного органа чувств вызывает реакцию других. Проще говоря, синестеты могут не только слышать, но и видеть звук или чувствовать слова на вкус.

Работа Дины Зотовой «Sense mode»

Работа Дины Зотовой «Sense mode»

Прикасаясь к разным природным объектам на инсталляции Дины, можно не только почувствовать их фактуру, но и услышать звук, а также увидеть изменения освещения. «Я хотела приблизить людей к опыту синестетов, дать людям возможность испытывать те же самые эмоции», ― объясняет художница свою задумку.

Может ли машина испытывать страх?

В 2021 году впервые представлены работы, созданные студентами, которые не учились на программе Art & Science. Их авторы воспользовались появившейся в этом учебном году возможностью защитить магистерский диплом как арт-проект. 

«С 2020 года у любого магистранта Университета ИТМО появилась такая опция, ― рассказывает директор Центра искусства и науки ИТМО Алия Сахариева, ― можно защитить диплом как арт-проект. При этом диплом человек получает по своему направлению ― физика, химия, робототехника. Таким образом, человек получает совершенно новый опыт работы с кураторами, художниками, погружается в художественную среду, развивают креативное мышление. Самое главное, такие студенты могут взглянуть на свои научные темы под совершенно другим углом».

Открытие выставки дипломных работ выпускников магистратуры Art&Science Университета ИТМО STAGE

Открытие выставки дипломных работ выпускников магистратуры Art&Science Университета ИТМО STAGE

«В рамках инициативы проводились консультации с практикующими художниками Натальей Федоровой и Еленой Никоноле, а также с куратором выставки Христиной Отс, консультации с техническим специалистом Центра Art & Science Алексеем Феськовым, проводились лекции, артист-токи. Также у нас было три ключевых этапа разработки проекта: на каждом из этих этапов собирался экспертный совет и давал комментарии, советы по поводу реализации проекта, его концептуальной составляющей», ― добавила координатор инициативы «ВКР как арт-проект» Мария Мощенская.

Так, Юлия Аникиенко и Галина Алферова представили в качестве диплома проект «N-Tracker». Каждый желающий может подойти к работе, так чтобы камера смогла снять его черты. Далее перед пользователем возникает другое лицо, в котором он сможет угадать свои черты. Так авторы попытались отразить процесс поиска собственного «я» в окружающих. 

Работа Юлии Аникиенко и Галины Алферовой «N-Tracker»

Работа Юлии Аникиенко и Галины Алферовой «N-Tracker»

Вторая работа, защищенная по программе «Диплом как арт-проект», называется «Kisonem». Ее автор Михаил Шалепо обратился к излюбленной фантастами теме машины и эмоции ― он задался вопрос, может ли неживой объект испытывать или хотя бы понимать эмоции, способна ли машина считывать эмоциональный пласт нашего общения, можно ли ее ответ назвать проявлением эмоций? 

Работа Михаила Шалепо «Kisonem»

Работа Михаила Шалепо «Kisonem»

«Моя инсталляция может испугаться, ― отвечает сам Михаил. ― Если вы зайдете с агрессивным лицом или расстроенным, то она считает это, начнет менять форму, сделается красной. Это происходит благодаря нейросети, которая анализирует изображение с камер, ― как наш мозг анализирует данные, поступающие от глаз. Надо сказать, уже несколько художников подходили ко мне и предлагали коллаборации в развитие этого проекта».

Искусство с максимальным охватом

Дипломные выставки стали новым опытом для Центра искусства и науки ― молодые технологичные художники из ИТМО получают возможность выставлять свои выпускные работы на всеобщее обозрение, как это делается в художественных вузах и школах с большой историей. Первая дипломная выставка первых выпускников магистратуры Art&Science прошла в 2020 году.

«Формат выставки очень важен для становления художника, когда вы должны представить уже законченную работу, которую потом можно указать в своем CV, ― пояснил руководитель образовательной программы Дмитрий Озерков. ― Мы призываем ребят относиться к этому максимально серьезно. Мы стараемся сделать все на самом высоком уровне: сделать каталог, пресс-показ ― все на взрослом уровне. Мы делаем вход свободным, и, конечно, ждем, что коллекционеры, галеристы, те, кто следят за этим направлением искусства, придут сюда и увидят эти работы».

Дмитрий Озерков

Дмитрий Озерков

Дмитрий также отметил, что аналогичные выставки теперь планируется проводить ежегодно, представляя работы каждого нового выпуска программы. 

«Art&Science пока не очень популярен в России, куда больше известен в мире. У этого направления большое будущее, и такие выставки имеют большой потенциал войти в историю становления этого направления в России. Конечно, сложно предугадать, какая работа выстрелит, но мы делаем все, чтобы произведения наших выпускников получили максимальный охват», ― заключил Дмитрий Озерков.

Перейти к содержанию