В сегодняшнем мире постепенно стираются границы между живым и рукотворным, между цифровым и реальным. Так, бионика — наука об использовании принципов живых структур в технике — становится основой дизайна и архитектуры. Одновременно набирает силу и другая тенденция — создание зданий с помощью 3D-принтера, то есть посредством прямого переноса цифровых структур в реальный мир.

Также становится условным и строгое деление на биоарт, технологическое или цифровое искусство. Специалисты Центра искусства и науки Университета ИТМО организовали специальный воркшоп, где желающим предложили убедиться в этом. В течение двух дней прошедшие отбор участники учились создавать на компьютере сложные трехмерные ландшафты, потом воссоздавать их в реальном мире и затем населять их живыми организмами.  

«Воркшоп имел несколько целей, — рассказывает старший преподаватель Университета ИТМО Мария Купцова. — Во-первых, мы приурочили его к приемной кампании и хотели дать нашим потенциальным студентам знания о разных направлениях современного искусства. Во-вторых, мы хотим шире распространять те знания и методы, которые мы создаем в Центре, чтобы даже те слушатели, кто в итоге не пойдут к нам учиться, познакомились с нами, возможно, начали бы коллаборировать, влияли бы на наши проекты в будущем».  

Воркшоп Leaving the digital. Автор фото – Анастасия Михайлова

Воркшоп Leaving the digital. Автор фото – Анастасия Михайлова

Шаг 1: Цифровая среда

Воркшоп был разделен на три части. В ходе первой слушатели знакомились с основами креативного программирования. Преподаватель Университета ИТМО Вадим Смахтин рассказывал, как с помощью специальных библиотек создавать сложноустроенные цифровые структуры.

«Слушатели генерировали узоры, создаваемые специальными алгоритмическими единицами, роботами, на основе набора правил, — объясняет Вадим Смахтин. — Поскольку роботов много, а их действия могут зависеть друг от друга, получается довольно сложный узор. Вообще, это классический пример появления сложности из набора простых свойств».  

Воркшоп Leaving the digital. Автор фото – Анастасия Михайлова

Воркшоп Leaving the digital. Автор фото – Анастасия Михайлова

Как поделилась одна из слушательниц воркшопа Дарья Синькова, занятия были адаптированы под разный уровень подготовки участников:

«Было очень удобно, что сначала шла лекционная часть, которая вводила нас в курс дела, ведь у всех были разные бэкграунды, — отмечает Дарья, — потом началась работа с программой, которую показал нам Вадим. Мы моделировали положение точки на плоскости с помощью разных алгоритмов, могли менять параметры работы программы, делать что-то свое».

Шаг 2: Переход в физический мир

Создание узоров в виртуальном мире — лишь первый шаг. Далее студенты под руководством Марии Купцовой придавали своим структурам физическую форму.

«Ребята транслировали цифровой код внутрь физического объекта, — объясняет Мария Купцова. — При помощи методов визуального программирования они переводили полученный ими паттерн в программу для 3D-печати».

Воркшоп Leaving the digital. Автор фото – Анастасия Михайлова

Воркшоп Leaving the digital. Автор фото – Анастасия Михайлова

Сама печать выполнялась участниками в ФабЛабе Университета ИТМО. В течение нескольких часов студенты могли наблюдать, как созданные ими цифровые среды превращались в реальные модели из полимера. 

«Все были максимально увлечены, и ребята до 8 потом стояли ждали, чтобы увидеть то, что они сделали на компьютере вживую», — добавляет Дарья Синькова.

Шаг 3: Населяя техносферу жизнью 

После того как цифровые структуры обрели реальную форму, начался третий этап воркшопа. Под руководством преподавателя Университета ИТМО Лауры Родригез, слушатели «заселили» свои творения слизевиками — простейшими организмами, которые состоят из одной огромной, видимой невооруженным глазом, клетки с множеством ядер.    

«Слизевик был взят из московских лесов, — объясняет Лаура Родригез, — он любит расти в очень влажной среде. Поэтому мы положили внутрь полученных структур пропитанный влагой материал, чтобы у слизевика было много питательных веществ. Дальше мы могли наблюдать рост организма, который «продвигается» по полимерной структуре со скоростью в один сантиметр примерно за 12 часов». 

Воркшоп Leaving the digital. Автор фото – Анастасия Михайлова

Воркшоп Leaving the digital. Автор фото – Анастасия Михайлова

По словам Дарьи Синьковой, финальная часть воркшопа запомнилась студентам больше всего. 

«Мы прямо руками работали на модели, на которой раньше взаимодействовали на компьютере. Это так отлично от той жизни, которая у нас привычно проходит перед монитором», — поделилась Дарья впечатлениями.

Послесловие

Как отмечают организаторы курса, получившиеся произведения показывают, какими сложными могут быть взаимодействия живого и синтетического, как множество акторов: художник, программный алгоритм, производственная программа, простейший организм — создают сложную гибридную структуру.  

«Мы основывались на теории мостов, что технологии могут быть такими дорожками между цифровым и физическим измерением, между биологическим и технологическим, между физическим и ментальным, — объясняет Вадим Смахтин. — В данном случае мы также использовали технологии, как мост, позволяющий плавно перетекать из одного измерения в другое, генерируя общую единую структуру».

Также организаторы отмечают, что в конце июня прошел аналогичный воркшоп, но уже в перевернутом виде, то есть вначале слушатели работали с биологическими объектами, затем соединяли их с технологическими объектами, а после — переводили свои работы в цифровой формат.

Перейти к содержанию