В пандемию российские университеты были вынуждены перевести образовательный процесс в онлайн-формат, и здесь они столкнулись с рядом вызовов. В каком формате вести дисциплину, чтобы студенты смотрели лекцию до конца, а не скрывались за черными квадратами видеоконференции? Что делать с лабораторными работами, где важно присутствовать очно? Как объединить на занятиях студентов, которые живут в разных уголках страны?

В свою очередь, EdTech-компании борются с несерьезным отношением к себе, отметили представители Нетологии, Skillfactory и Skillbox. В обществе до сих пор популярно мнение, что онлайн-обучение — это некачественно подготовленные курсы, где в сжатый срок готовят недостаточно компетентных специалистов, которые потом не могут трудоустроиться.

По мнению первого проректора ИТМО Дарьи Козловой, плюсы и ограничения есть как у фундаментального классического образования, так и у современных образовательных технологий. Поэтому в рамках содружества обеим сторонам важно делиться методологией и опытом организации учебного процесса и на базе общих ценностей создавать лучшие образовательные программы.

«Оптимальное решение и точка роста — в комбинации разных подходов. Именно на пересечении лучших практик должны создаваться новые программы, на которые будет спрос у студентов и которые будут формировать действительно востребованные бизнесом профессиональные и мягкие навыки», – отметила Дарья Козлова.

Дарья Козлова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Дарья Козлова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Перевести в онлайн-формат все образовательные программы не получится, отметили эксперты в ходе митапа. Это связано с тем, что на прикладных и научных направлениях от студентов требуется очное присутствие — например, во время лабораторных работ на физических и химических установках или практики в медицинских вузах.

При этом многие образовательные направления уже успешно реализуются в онлайне. Сейчас в ИТМО открыты семь онлайн-магистратур. На них студенты могут обучаться из любой точки мира — от IT и инженерии до химии и продуктового дизайна. Многие программы поддерживается крупными партнерами — например, Нетологией, Яндексом и Napoleon IT. И качество образования не страдает, студенты получают фундаментальную академическую подготовку, системное мышление, а также актуальные знания и навыки, востребованные в индустрии.

«Содружество — это не поглощение университетов EdTech-компаниями или наоборот, а сонаправленное движение, возможность заявить о готовности принимать нестандартные решения. В ИТМО мы стараемся сделать реальными инициативы, которые “созревают” у общества и наших партнеров, и добавить ценности образованию. Сейчас образование делится на общее, среднее и высшее. Но, возможно, в будущем это ограничение исчезнет, и будет неважно, где люди получают компетенции — в университете или EdTech-компании», – подчеркнула начальник управления качества образовательного процесса ИТМО Ольга Елисеева.

Ольга Елисеева. Фото: ITMO.NEWS

Ольга Елисеева. Фото: ITMO.NEWS

Среди задач, которыми будет заниматься содружество, — создание и поддержка высоких стандартов качества образовательных онлайн-программ, а также внедрение лучших трендов на рынок высшего образования. Для этого участники содружества планируют разрабатывать ежеквартальные дайджесты, проводить исследования, анализ и систематизацию объемов рынка высшего образования, а также организовать круглые столы и онлайн-встречи для обмена опытом и экспертизой.

Посмотреть запись дискуссии можно по ссылке.