Международная конференция WUD@ITMO — единственное в Петербурге профессиональное мероприятие, посвященное всемирному дню юзабилити. Его проводят факультет программной инженерии и компьютерной техники, центр юзабилити и смешанной реальности ИТМО, организационно конференцию третий год поддерживает отдел развития сообщества выпускников ИТМО.

Уже десять лет конференция объединяет экспертов по проектированию и исследованию интерфейсов, обучающихся в этой области студентов и практикующих выпускников ИТМО. В этом году ключевой темой WUD@ITMO стала цифровая инклюзия — адаптация сервисов под нужды пользователей с ограниченными возможностями здоровья. 

«В программу этого года мы добавили секцию по инклюзии. На ней коллеги-дизайнеры, которые представляют российское инклюзивное сообщество, рассказали, как развивается цифровая доступность в нашей стране и как создаются удобные для всех онлайн-сервисы. Для нас инклюзия — не пустой звук. В Центре юзабилити и смешанной реальности ИТМО мы создаем разные интерфейсные продукты для людей с ограниченными возможностями здоровья и проводим обучающий курс по проектированию подобных инструментов для студентов университета», — отметил организатор WUD@ITMO, директор центра юзабилити и смешанной реальности ИТМО Артем Смолин.

Артем Смолин. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Артем Смолин. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

В этом году WUD@ITMO посетили более 150 слушателей. В программу вошли доклады по UX- и UI-дизайну, квизы и консультации по составлению портфолио от сотрудников партнера конференции — IT-компании Selectel.

«Я выступаю ведущим WUD@ITMO с 2015 года, и каждый раз конференция проходит весело и прикольно. В программе этого года представлены все грани индустрии — от выбора цветов до особенностей проектирования отечественных мобильных операционных систем. Всё для того, чтобы студенты погрузились в профессиональную среду уже сейчас и быстрее адаптировались на будущем месте работы», — подчеркнул выпускник ИТМО, ведущий проектировщик интерфейсов Юрий Солоницын

Юрий Солоницын. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Юрий Солоницын. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Цифровая инклюзия и тренды дизайна 

Эксперты поделились историями о том, как они адаптировали сервисы под разных пользователей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а операционные системы — под разные устройства, как исследовали пользовательский опыт и с чего начинали свой дизайнерский путь. Также спикеры и гости обсудили тренды UX- и UI-дизайна.

«Сейчас наблюдается возврат к привычным кнопкам, как бы странно это ни звучало. Жесты удобны, но подходят не под все ситуации. Проще спроектировать универсальный интерфейс, который одинаково хорошо работает в мобильной, десктопной, планшетной и автомобильной версиях. Например, сейчас мы разрабатываем софт-клавиши — альтернативу жестовой системе управления. Все рекомендации по созданию интерфейсов для мобильной операционной системы «Аврора» мы описываем в документации на портале и публичном UI-ките для Figma», — рассказал главный дизайнер операционной системы «Аврора» Алексей Корюкин.

Алексей Корюкин. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Алексей Корюкин. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Многие крупные компании, например ВКонтакте, Яндекс и Сбер, включают в свои гайды по проектированию интерфейсов рекомендации по цифровой инклюзии. Это связано с растущим спросом на адаптацию сайтов и приложений под свои запросы. Согласно исследованию Яндекса, чуть больше половины (51%) пользователей приложения «Яндекс Браузер», в том числе те, у кого нет ограниченных возможностей здоровья, используют на iOS и Android  хотя бы одну настройку цифровой доступности — например, переключаются на темную тему или изменяют размер шрифта и контрастность.

«Инклюзия — логичная эволюция дизайна. Сначала мы вообще не понимали, как делать интерфейсы и радовались, когда стало хоть что-то получаться, а сейчас уже начали думать, как сделать их доступнее. Здесь важно учитывать многое, в том числе и цвет. Раньше дизайнер просто рисовал синюю кнопку, добавлял сверху черный текст, брал пипеткой цвет и проверял эту пару в онлайн калькуляторе контраста. Если калькулятор говорил Pass, то дизайнер считал, что работа сделана, даже если у него самого на мониторе этот же текст едва читался. Сейчас мы можем все цвета интерфейса сгенерировать программно и, используя алгоритмы расчета контраста APCA и визуально однородные световые пространства, быть уверенными, что итоговый результат будет работать почти в любых условиях», — отметил проектировщик взаимодействия Тарас Бризицкий

Тарас Бризицкий. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Тарас Бризицкий. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Однако не все компании готовы адаптировать свои продукты под пользователей с ограниченными возможностями здоровья.

«Сейчас доступность цифровых сервисов почти никак не регламентируется законом. Приказ Минцифры № 953 касается только сайтов государственных органов и органов местного самоуправления, но никто не обязывает частные компании адаптировать свои продукты для людей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя развитая цифровая доступность могла бы привлечь новую аудиторию и дать компаниям конкурентное преимущество. Поэтому нужна законодательная база с обязательными требованиями и отечественными стандартами, понятными абсолютно всем», — подчеркнула руководитель направления доступности «Госуслуг» Татьяна Миронова.

Чтобы цифровая инклюзия перешла из тренда в норму, а удобных продуктов стало больше, потребуется больше профильных специалистов. Для их подготовки нужны три вещи, считает руководитель «Лаборатории инклюзивных технологий» Илья Лебедев. Во-первых, включить тему инклюзивного дизайна в федеральный государственный образовательный стандарт для ИТ-специальностей, открыть научно-образовательные центры для подготовки учебных программ и преподавателей и, наконец, разработать федеральную базу знаний и практик по цифровой доступности.

Прочитайте также:

Цифровая (не)доступность: как делать сайты и социальные сети удобными для всех

С чего начать изучение цифровой доступности

В магистратуре «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити» ИТМО учат проектировать интерфейсы систем и приложений и придумывать для них дизайн, удобный в том числе для пользователей с ограниченными возможностями здоровья. На курсе «Проектирование доступных интерфейсов для пользователей с особыми потребностями» магистранты работают со скринридером и пишут альтернативный текст, описывающий изображения для незрячих и слабовидящих, осваивают русский жестовый язык, проводят аудит сайтов музеев и предлагают рекомендации, как повысить их цифровую доступность.

Также на факультете программной инженерии и компьютерной техники ИТМО есть магистратура «Программирование для незрячих и слабовидящих», которая готовит системных администраторов, DevOps-инженеров, тестировщиков и разработчиков специального программного обеспечения и приложений для людей с ограничением по зрению. 

Международная конференция WUD@ITMO. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Международная конференция WUD@ITMO. Фото: Дарья Смирнова / «Мегабайт Медиа»

Тем, кто хочет самостоятельно разобраться в цифровой инклюзии, пригодятся рекомендации выпускницы ИТМО, а сейчас продуктового дизайнера в TradingView Дарьи Сабировой. В своей компании она занимается доступностью продуктов, а в подборке перечисляет гайды, подкасты и видео, которые ей в этом помогают.

Прочитайте также:

Войти в IT на ощупь: Евгений Некрасов потерял зрение, но смог окончить два вуза, стать DevOps-инженером и запустить собственный стартап

«Круто, когда твой продукт помогает людям»: студент ИТМО Дмитрий Васильев — о разработке приложений для людей с ограниченными возможностями здоровья

Применять полученные знания можно еще во время учебы, как это сделали студенты магистратуры «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити» ИТМО — Валерия Сысолятина, Ксения Анисимова, Даниил Бакунин и Даниил Сопов. Они переработали пользовательский путь для скринридеров, чтобы незрячие и слабовидящие люди могли покупать билеты на мероприятия, а также предложили новый способ отображать карту зала и фильтровать площадки по опциям доступности — наличию тифлокомментирования, маршрутов для маломобильных граждан и сопровождения на русском жестовом языке. Такое решение принесло команде первое место и 400 тысяч рублей в хакатоне МТС True Tech Hack в треке «Улучшение клиентского опыта витрины МТС Live для пользователей с особыми потребностями».