Научиться жить заново

Я родился и вырос в обычной семье во Владивостоке, но ко мне никогда не относились как к ребенку. Большую часть времени я проводил не со сверстниками, а со взрослыми, поэтому и отношение ко мне было как ко взрослому. С мамой мы делали уроки и решали школьные задачи. Тетя водила меня на хлебозавод и рассказывала, как устроено производство, а после работы проверяла мою домашнюю работу. В возрасте 10–12 лет старший брат научил меня разбираться в автомеханике, отец — в столярном ремесле, дед — в газосварочном деле, а бабушка — в выпечке. Так что я мог разобрать и собрать машину от капота до багажника, выстрогать детали из дерева, наложить швы на металл с помощью электросварки и испечь торт.

С детства у меня была мечта — стать пилотом. Мама и бабушка были архитекторами, а старший брат — автомехаником. Как получилось, что я в итоге стал айтишником? В 14 лет я очень любил играть в стратегии, особенно нравился Minecraft, и пытался разобраться в настройках и управлении серверов. Но в этом же возрасте в моей жизни случилось несчастье. Гуляя с другом, я нашел на улице баллон и взял его в руки, а он взорвался. В итоге мне оторвало правую кисть, покалечило левую, повредило зрение и слух.

Когда я очнулся на реанимационной койке и понял, что у меня нет зрения и правой кисти, а с левой неизвестно что, стало ясно, что мечта стать пилотом навсегда останется только мечтой. В этот момент я осознал, что должен подчинить себе машину, чтобы не я работал на нее, а она на меня. Тогда я еще не знал, что есть скринридеры, которые зачитывают слабовидящим всё, что происходит на экране компьютера, но точно понимал, что что-то такое должно существовать и мне нужно развиваться в этом направлении. Когда меня спрашивают, как я попал в IT, то отшучиваюсь, что через постель, только не уточняю, что через больничную.

Полгода я провел на операционных столах, еще год ушел на реабилитацию. Врачам удалось восстановить левую кисть и светоощущение глаз. В период школьного обучения я проходил реабилитацию в специализированном центре для слепых, где меня учили передвигаться с тростью на улице, ориентироваться в пространстве и базовым бытовым вещам. После реабилитации я начал учиться в коррекционной школе для детей с нарушениями зрения. Там я проходил классические предметы, как в обычной школе, и еще дополнительно учился обслуживать себя сам. Там же незрячий учитель информатики научил меня заново пользоваться компьютером и скринридером, и я стал интересоваться процессами автоматизации. Первая написанная программа, которая сама перекинула документы с одного места в другое, и первый сайт меня потрясли. Я вообще не понимал, как это работает, но очень интересовался и активно искал информацию.

Вообще, я всегда не очень любил математику, поэтому, когда пришло время поступать в вуз, исключил программы, связанные с этим предметом. При этом я хотел стать программистом. Изначально я очень хотел поступить в ИТМО, но тогда переезд в другой город казался мне непосильной задачей. Поэтому я выбрал Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Так как я не хотел учить математику, то сказал «нет» «Прикладной математике и информатике», «Прикладной информатике и математике», «Математике и компьютерным наукам» и другим программам. Но когда увидел «Программную инженерию», подумал, что это ― именно то, что нужно, — там меня научат программировать и вести IT-проекты.

В итоге поступил на «Программную инженерию» на общих основаниях и стал третьим человеком, набравшим наибольшее количество баллов среди абитуриентов этой программы. Я был так счастлив, хотя вообще не представлял, что меня ждет. На вводном занятии нас поздравили с зачислением: «Ваше направление одно из самых топовых и сложных. Поздравляем — вы поступили на физико-математический факультет». Я так удивился — уходил от математики, а в итоге к ней вернулся.

Прочитайте также:

Мечтай и делай вместе с нами: в ИТМО открылся офис приемной комиссии

В ИТМО запускается первая в России магистратура по программированию для незрячих и слабовидящих

Евгений Некрасов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Евгений Некрасов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Как слабовидящие обучаются в российских и зарубежных вузах

Один из преподавателей ДВФУ намекнул мне, что университет может дать больше, чем просто образование, и на самом деле так и вышло. ДВФУ дал мне зеленый свет на участие в разных профильных IT-мероприятиях. Например, я успел выступить в Google Dev Fest во Владивостоке, Хабаровске, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Санкт-Петербурге и на митапе в «Сколково», поучаствовать в хакатонах во множестве разных городов и национальном чемпионате WorldSkills. Весь 2018–2019 учебный год я провел в перелетах. В этом и есть один из плюсов университета — я не только получил фундаментальные знания, но и поучаствовал в мероприятиях и познакомился с разными людьми.

Параллельно с обучением я начал работать в IT-сфере (сейчас общий стаж составляет более восьми лет), и под разные конкретные задачи изучил более десяти языков программирования. Работать и учиться мне помогает адаптированная версия раскладки для программистов отдельно для левой руки, а также скринридер — программа, которая озвучивает мне, что происходит на экране ноутбука. Если я напечатаю в текстовом редакторе букву, я услышу сообщение об этом по наушнику. Но для обычного человека сообщение покажется ерундой, так как я слушаю текст на скорости 1000 слов в минуту (средняя скорость чтения — 200–250 слов в минуту — прим. ред.). Еще я прошу друзей описать для меня картинки. В остальном обучение незрячих людей ничем не отличается.

На третьем курсе я полетел по академической мобильности в Зальцбургский университет в Австрии, но разочаровался в зарубежном образовании. Когда я приехал в специальный университетский центр для людей с инвалидностью, сотрудники удивились и не поняли, как я учусь. Для них было шоком, что я изучаю технические предметы, а не гуманитарные, как обычно делают люди с инвалидностью, и для обучения мне не нужны специальные условия вроде тихой комнаты или шрифта Брайля. Таких студентов, у которых нет одной кисти и зрения, Зальцбургский университет еще не обучал.

Еще один пример. Я записался на занятия по машинному обучению и искусственному интеллекту для второго курса магистратуры. Преподаватель рассказывал базовые вещи про алгоритмы. После занятий я подошел к нему и показал свой проект с нейросетью, которая распознает изображения в паспорте. Преподаватель был готов сразу поставить оценку, но когда я показал ему зачетку, он очень удивился, что я из бакалавриата. В итоге могу сказать, что обучение в зарубежном вузе не принесло мне большой пользы.

Прочитайте также:

IT для всех: 6 магистратур для гуманитариев, которые хотят работать с технологиями

Такому нигде не учат: 10 российских магистратур, которые есть только в ИТМО

Евгений Некрасов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Евгений Некрасов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Как сделать дом для людей с ограниченными возможностями комфортным

После окончания бакалавриата в ДВФУ я поступил, как и хотел, в ИТМО на образовательную программу «Технологии интернета вещей» факультета программной инженерии и компьютерной техники. Для меня магистратура ― это возможность претендовать на более высокую зарплату в компании, знакомиться с новыми людьми, получать знания и в будущем поступить в аспирантуру. Сначала преподаватели ИТМО тоже не очень понимали, как обучать слабовидящего. Но когда они узнали, что я более восьми лет в IT-отрасли, сейчас занимаю позицию DevOps-инженера в «ВКонтакте», специализируюсь сразу в нескольких областях — например, искусственном интеллекте, виртуальной реальности и веб-интерфейсах для пользователей с ограничениями по зрению, а также могу выполнять задачи на равных с остальными студентами, то стали относится ко мне, как к обычному студенту.

А еще я развиваю свой стартап, который в этом году защитил в ИТМО как диплом на «отлично». Мы хотим создавать для людей с инвалидностью автоматизированные умные дома. Сегодня включить свет и телевизор, открыть окна, подогреть воду в электрочайнике можно с помощью мобильного приложения или умного голосового помощника вроде «Алисы». Но такие способы не очень подходят людям с нарушением мелкой моторики, зрения и слуха: глухонемые пользователи не могут управлять голосовыми помощниками, а пользователям с нарушением зрения и мелкой моторики нужен адаптивный интерфейс приложения.

Евгений Некрасов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Евгений Некрасов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Я с командой разрабатываю решение, универсальное для всех пользователей, — браслет IRlive с человеко-машинным интерфейсом. Устройство надевается на руку пользователя и помогает ему взаимодействовать с виртуальной реальностью, видеоиграми, смартфоном, техникой умного дома и разными типами робототехнических систем — коптерами, протезами или манипуляторами. Браслет работает за счет распознавания движений рук и жестов и электромиографии — считывания биоэлектрических потенциалов, которые возникают в мышцах человека при движении.

Когда пользователь делает жест, в руке возникает биоэлектрический потенциал. Этот сигнал и связанный с ним жест распознает система датчиков браслета и передает команду умному дому. Например, сейчас с помощью браслета можно следить за состоянием здоровья, чтобы вовремя оказать пользователю медицинскую помощь, определять местоположение человека в пространстве, жестами управлять умными розеткой, лампочками, квартирным замком, цветочным горшком, регулировать температуру, открывать и закрывать окна и двери.

Сейчас мы уже собрали прототип браслета, развили проект до стадии MVP и планируем искать первых клиентов.