Как играть в Ecologic

Во второй версии игры игровое поле состоит из шестиугольников, которые нужно выкладывать перед началом игры случайным порядком, в последней, третьей версии поле представляет собой единый ландшафт. Игрок берет на себя роль руководителя ресурсодобывающего предприятия. Он должен развивать свою промышленность, то есть зарабатывать деньги, но при этом соблюдать экологический баланс. То есть игрок может покупать промышленные объекты по правилам аукциона, а компенсировать экологический ущерб от деятельности предприятия за счет экологических инициатив, среди которых может быть посадка деревьев, установка фильтров очистки, экологическое просвещение, которые также покупаются за деньги. Ведь ущерб есть всегда: нельзя построить что-то, чтобы это не вредило окружающей среде.

Руководитель предприятия, таким образом, должен следить сразу за двумя параметрами: очками за экологию и деньгами. Стратегии для победы могут быть разные: можно равномерно компенсировать ущерб, покупая экологические инициативы в течение игры, а можно накопить огромную прибыль и лишь под конец партии вложиться в окружающую среду. В игре также могут происходить случайные события, с которыми нужно справляться: наводнение, финансовый кризис, например.

«Пока в игре проработаны два аспекта устойчивого развития: экология и экономика. Но у нас уже сейчас несколько идей как развивать игру: например, разработать дополнение “Социум”: тогда в игре будут охвачены все три аспекта устойчивого развития. Есть также идея разработать специальное дополнение игры с упором на ролевой, диалоговый формат, игроки принимают на себя роли разных специалистов и руководства в компании: директора, эколога и других», – добавил один из создателей игры Марат Сабиров.

Ecologic в Университете ИТМО

По словам Марата, они с другим основателем проекта, Алексеем Колмаковым, стараются проводить игры регулярно: с 2013 года проведено уже несколько сотен партий, в том числе некоторые энтузиасты-волонтеры организовали игры в регионах. В Университете ИТМО мастер-классы по игре состоялись для магистрантов программ «Управление развитием города» и «Городская информатика» Института дизайна и урбанистики, а также программы «Научная коммуникация».

«В этом учебном году мы перестроили некоторые учебные дисциплины, в частности “Современную науку и научный прогноз” и “Современную образовательные технологии”. Это дает нам возможность пробовать новые форматы, и мы значительно расширили круг привлекаемых экспертов. Я пригласила Ecologic по совету научного журналиста Ангелины Давыдовой, которая внесла ценные инсайты в наши силлабусы. Приятно было узнать, что в создании игры принимали участие коллеги из нашего университета. Мы давно хотели развить в магистратуре темы экологии и изменения климата. Настольные игры – это, как правило, продуманные концепции, которые позволяют вовлекать всех участников в процесс. Для научных коммуникаторов особенно важно быстро погрузиться в тему, увидеть картину целиком и выделить для себя наиболее интересные и спорные вопросы. Поэтому не удивительно, что в последнее время на парах студенты приводят примеры из экологии», – прокомментировала Дарья Денисова, специалист по связям с общественностью Центра по научным коммуникациям Университета ИТМО и старший преподаватель кафедры физики.

Во время первого мастер-класса, который состоялся в Институте дизайна и урбанистики, разработчики игры, а также сотрудники Лаборатории устойчивого развития города Университета ИТМО Ирина Шмелева и Арсений Коннов начали научное исследование, которое затем продолжили со студентами программы «Научная коммуникация».  Изучается поведение игроков, а также образовательная составляющая игры. Для этого игры записываются на видео, проводится анкетирование участников. Результаты исследования планируется отправить в виде статьи на международную конференцию по имитационным играм ISAGA-2018, которая состоится в Таиланде в июне этого года.

«Исследование как раз позволит ответить на вопрос, насколько игра соответствует заявленной цели, то есть позволяет ее участникам осознать необходимость поиска баланса между экономическим развитием и экологической ответственностью. Мы анализируем стратегии игроков во время принятия игровых решений, а также получаем от них обратную связь по поводу того, как они принимали решения, какими соображениям руководствовались, что нового узнали, как полученные знания и опыт могут быть перенесены на другие ситуации реальной жизни», – отметила Ирина Шмелева.

Марат Сабиров добавил, что по экологической теме чаще всего у игроков возникают не столько вопросы по поводу защиты окружающей среды, сколько комментарии: они обеспокоены экологической ситуацией, вносят замечания по конкретным методам из «экологических карточек», обсуждают идею баланса и ее применимости в реальных условиях.

Помогает ли Ecologic лучше понять идеи баланса между экологией и экономикой

«Многие игроки не сразу понимают общую картину взаимодействий в игре. Но на мероприятии с ведущим после 2-3 ходов большинство схватывает основную идею: важность и равнозначность экологии и экономики», – сказал Марат.

Он добавил, что преподавателей игра интересует как образовательный инструмент, инициативную молодежь как пример для своего игрового проекта. Представители компаний видят в игре неординарный бизнес-проект и хороший вариант тематического корпоративного досуга. Так, среди клиентов Ecologic есть крупная экологическая фирма, предоставляющая эко-аудиторские и смежные услуги, региональная нефтяная компания, оператор энергогенерирующей сети, некоммерческие организации. Недавно был случай, когда инициативные сотрудники компании по энергогенерации сами связались с создателями Ecologic и попросили помочь в освоении правил для проведения игры в компании своими силами. По отзывам участников этих игр создатели проекта сделали вывод, что игра нравится взрослым специалистам именно как игра, а также из-за своей идеи разумного развития.

«Игра дает представления о реальных природоохранных мерах, которые есть на предприятиях. Игроки отмечают, что после партии лучше понимают идею баланса между экологией и экономикой. В процессе анализа игровых сессий мы пришли к выводу, что сами игроки в игре ценят больше всего возможность развивать системное мышление, так как нужно учитывать сразу множество факторов, смотреть на ход вперед», – отметил Арсений Коннов, аналитик Лаборатории устойчивого развития городов.

Студентка по направлению подготовки «Научная коммуникация» Университета ИТМО Ирина Асадуллина, которая участвовала в мастер-классе по игре, добавила, что свою цель, то есть показать людям, как их решения могут влиять на экологический баланс, игра выполняет.

«Конечно, в игре есть упрощения и округления, кроме того, в ходе игры фокус смещается с экологии именно на очки, которые нужно набрать, чтобы победить. Однако для людей, которые вообще ничего не знают про природоохранные меры, Ecologic – это хорошая возможность ознакомиться с ними. Для меня это не было главным, потому что у меня есть биологическое образование и все это в принципе уже было мне известно. Думаю, игра будет интересна и сотрудникам различных компаний, а особенно тем, кто принимает какие-либо решения в области экологических мер. Также стоит отметить, что в игре очень продуманная механика: она не слишком сложная и не слишком простая, не нужно запоминать гору правил», – прокомментировала Ирина.

Про просветительские инициативы по концепции устойчивого развития и экологического сознания

Концепция устойчивого развития существует уже несколько десятков лет, в 2015 году Организацией объединенных наций приняты 17 целей устойчивого развития ООН (Sustainable Development Goals). Сейчас страны мира прилагают усилия к реализации задач, поставленных этими целями. Десятилетие образования для устойчивого развития под эгидой ЮНЕСКО проходило с 2004 по 2014 год, в рамках этого проекта многие университеты мира ввели у себя образовательные программы по устойчивому развитию, организовали Центры устойчивого развития университетов, сообщила Ирина Шмелева, руководитель Лаборатории устойчивого развития городов.

«Cовременное университетское образование в мире включает курсы по устойчивому развитию, по зеленой экономике, экономике замкнутого цикла там, где это необходимо для соответствующих специальностей. Такие курсы важны, поскольку позволяют студентам взглянуть на проблемы системно, понять, как все проблемы планеты, человечества взаимосвязаны,  как одна локальная проблема, такая, как катастрофы в Чернобыле или Фукусиме превращаются в угрозу целому региону и даже миру. Такие занятия должны проводиться для всех студентов университета, а затем преломляться в специальные дисциплины», – добавила она.

В Институте дизайна и урбанистики уже не первый год организуются имитационные игры по проблемам устойчивого развития для магистрантов. В 2014 году проводилась игра «Рыболовство», которая посвящена вопросам экологически-ответственного бизнеса и потребления ресурсов мирового океана, а в 2015 году – игра по проблемам устойчивого развития города и региона, которую проводили сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова. Также в 2013 и 2015 годах в Институте дизайна и урбанистики проводились двухдневные сессии игры «Стратагема», одной из самых известных и сложных имитационных игр, посвященных устойчивому развитию. Игра, разработанная в 1990-е годы под руководством члена Римского клуба Денниса Медоуза, рассчитана на несколько команд по 5-10 человек, каждая из которых представляет собой правительство развивающейся страны. Команды должны достичь экономического процветания и сдержать демографический рост, не исчерпывая при этом природные ресурсы.

В Центре по научной коммуникации Университета ИТМО также уделяется внимание инициативам по созданию игр для воспитания экологического сознания. Так, одна из первокурсниц программы «Научная коммуникация» Екатерина Шершнева в рамках практики участвует в проекте по созданию настольной карточной игры «Memory.Oceanology». Разработчики игры – это ученые-океанологи, художники, а теперь и научный коммуникатор. Игра будет представлена в Петербурге в конце мая на конференции молодых ученых «Комплексные исследования Мирового океана». Также турнир по игре пройдет в рамках занятий магистрантов в вузе, пообещала Дарья Денисова, специалист Центра по научной коммуникации.

«Уровень общественной озабоченности по различным вопросам устойчивого развития, в целом, растет, это видно и неспециалисту. Выливается ли это в рост экологического сознания? Думаю, да, хотя и не в должной мере.  Рано или поздно, когда проблема коснется их лично, люди обратят внимание на нее. Важно давать опережающее экологическое просвещение. Ведь когда проблемы придут, а они придут, потому что мы слишком далеко зашли, у образованного человека будет одна реакция, у необразованного – другая», – прокомментировал Марат Сабиров, создатель игры Ecologic.

Таким образом, Ecologic и другие просветительские игры – это не только настольная игра, но и социальный проект, которых должно становиться все больше и больше в стране и которые полезно использовать в качестве обучающих элементов в вузах, на предприятиях, в семейном кругу.