Сергей Белан, основатель и генеральный директор компании «Викиум», о том, как воспринимают тренажеры для мозга люди разного возраста

Когда мы начинали свою деятельность, сервис «Викиум» был платформой для развития когнитивных функций – памяти, внимания и мышления. Год назад мы погрузились в сферу soft skills, причем стали тренировать такие универсальные навыки, как скорочтение, эмоциональный интеллект и другое, что напрямую связано с личной эффективностью. Три месяца назад мы подключили нейроинтерфейсы к «Викиуму», чтобы более масштабно работать с состояниями концентрации и покоя – первого пути к саморегуляции человека. Мы запустили онлайн-школу по эмоциональному интеллекту, где к работе подключены живые люди – это обеспечивает более качественное прохождение курса клиентам сервиса. Кроме того, мы начали активную экспансию на рынках Испании, Канады, Австралии, а также Германии. Сегодня «Викиум» — один из самых крупный сервисов по веб-трафику в мире.

Работа с людьми разного возраста носит отличительные черты. Изначально мы рассчитывали, что основной аудиторией «Викиума» станет студенческое сообщество – люди, которые хотят стать более эффективными в обучении. Затем мы поняли, что «Викиум» хорош для той аудитории, которая может почувствовать развитие своих когнитивных способностей. Так, мозг человека активно развивается до 18 лет. То есть до этого возраста человек естественным образом с каждым днем становятся лучше себя вчерашнего, поэтому эффект «Викиума» для него не так очевиден. Когда возраст пользователя выше, эффект от тренажеров чувствуется практически с первой тренировки, поэтому «прилипание» к сервису намного выше. По этой причине «Викиум» – сервис не для детей, в противном случае мы будем конкурировать с Counter Strike и Dota, и эту битву мы не выиграем.

Сергей Белан
Сергей Белан

Студенческая аудитория более лояльна, однако их приоритеты использования финансов, как правило, замыкаются на том, что дает эффект в моменте. Несмотря на это, часть такой аудитории имеет место быть, хоть у нее и не такие инсайты как у людей в возрасте от 30. Представители последней аудитории возвращаются к сервису чаще всего (в большинстве случаев – каждый день), у нее все метрики выше, чем у остальных возрастных групп. В зависимости от возраста уровень мотивации и желания инвестировать время в конкретные вещи очень меняется. Сегодня основная аудитория сервиса «Викиум» от 25 лет и старше. 

Владимир Статут, генеральный директор Нейроматикс, соучредитель отраслевого союза Нейронет, – об опыте интеграции мобильных приложений с нейроинтерфейсами на примере кейса Interaction Muse

Сегодня существует некое маркетинговое ограничение в области развития тренажеров, развивающих человеческий мозг. Есть платформы и есть устройства, доступ к которым большинство людей имеют – компьютеры, планшеты, мобильные телефоны. На основе этого разработчики предлагают то решение, которое можно коммерциализировать, а пользователь сможет его использовать на основе уже имеющихся устройств. Если мы начинаем внедрять дополнительные устройства и аппаратные составляющие для своих решений, это может вызывать некие сложности с точки зрения масштабирования. Платформенные решения и подходы к реализации превалируют на западном рынке, вытесняя все остальные – большая часть появляющихся в настоящее время решений на опирается на доступные платформы и девайсы.

Одним из самых известных кейсов с использованием нейроинтерфейса и мобильного приложения стало решение компании Interaction Muse (решение для пожилых людей, желающих продлить активное долголетие). В свое время «Нейроскай» могли себе позволить выпустить потребительский интерфейс с минимальным набором приложений. Так как они были первые, их не интересовало, что они должны заявить о себе на рынке с помощью конкретных кейсов. Muse на первых этапах позиционировали как хороший нейроинтерфейс с лучшим качеством сигнала, чем у остальных имеющихся на рынке. Однако не было понимания практического применения, поэтому долго нейроинтерфейс лежал без использования. Понимание практического применения устройства важно, так как клиент всегда покупает не устройство, а те конкретные возможности, которые оно предоставляет.

НейроФорум-2018
НейроФорум-2018

Когда компания Interaction реализовала заказ на разработку программного обеспечения для реабилитации солдат после военных операций в период после отмены употребления антидепрессантов, именно это решение стало для них ключевым в работе с нейроинтерфесом. Представители компании предложили программу Calm, которая работает на основе нейрофитбека, и впоследствии стали продавать не железо, а коробочное решение по борьбе со стрессом и его профилактике. Без программы Calm технология Muse – это просто кусок железа. Когда вы устанавливаете программу, вы создаете онлайн-аккаунт, в котором фиксируется ваша эволюция и прогресс, клиенту предлагаются новые упражнения, таким образом, проект масштабируется. Причина, по которой в России эта технология имеет ограниченное масштабирование, – неготовность людей к такого рода технологиям и отсутствие компаний, которые готовы сделать локализацию продукта.

Николай Вяткин, член Совета по реализации НТИ в Санкт-Петербурге, – о новом приложении для развития когнитивных способностей детей с отклонениями

Проект появился три года назад. Проблема, с которой мы работаем, – это помощь детям с небольшими когнитивными отклонениями, например, детям с дислексией. На всей планете зафиксировано порядка 5-7% детей с таким диагнозом, а трудности в развитии навыков чтения испытывают порядка 10-15%. В целом, в России 1,5 миллиона из 15 миллионов школьников имеют те или иные нарушения развития.

Научная база проекта – работы доктора психологических наук и кандидата медицинских наук Александра Корнева, работающего с проблемой развития когнитивных способностей детей уже 20 лет. В первую очередь нас интересовала возможность запуска в массы, в регионы методики, которая позволит развивать таких детей.

Проблема детей с отклонениями связана с недостаточной активацией мозга. Так, при дислексии ребенок не может сопоставить букву с буквой, слог со слогом, для него каждое слово, как иероглиф, он его запоминает картинкой, то есть мозг не эффективен в области соединении частей. Двадцатилетняя практика применения методики Александра Корнева (в нескольких детских садах), которую предлагаем мы, помогает задействовать ранее не используемые ребенком участки мозга. Сделать такую методику массовой можно только с помощью технологий. Сегодня приложение доступно в тестовом режиме, мы проверяем работу прототипа.

Николай Вяткин
Николай Вяткин

Особенность методики в ее универсальности: она предполагает возможность работать как с детьми с некоторыми отклонениями, так и без. Помимо дислексии, аналоги методики могут проработать и другие сложности в развитии, такие как дисграфия и дискалькулия (неспособность к изучению арифметики) – новое и пока малоизученное направление, которым мы занимаемся.

Наша цель – обучить родителей таких детей работать с ними, развивать их, делать офлайн-упражнения, а также рассказать, какую психологическую помощь им оказать. Например, если ребенок дислексик, его необходимо поддерживать особенным образом, и этому тоже нужно обучаться. Сегодня для нас это целое отдельное направление, по которому выстраивается работа.

В рамках круглого стола также выступили Юрий Коноплев, сооснователь нейрогейминговой компании TuSion, аспирант Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, и Денис Гвоздов, основатель Центра развития мозга.

НейроФорум-2018
НейроФорум-2018

Развитие нейротехнологий в России определено Правительством РФ одним из приоритетных направлений в рамках НТИ, согласно которой к 2035 году Россия должна занять лидерские позиции на глобальных технологических рынках. В этом году НейроФорум затронул сразу несколько тем, среди которых были подходы по развитию и усилению мозга человека – с искусственным интеллектом, нейротехнологиями, психотехниками, разработка Дорожной карты Ассоциации по нейрообразованию и другое.

«У любого процесса должны быть стейкхолдеры. Чтобы конкурировать на глобальном рынке, нужно формировать сообщество из стейкхолдеров для рынка НейроНет, куда должно входить государство. Оптимальная форма для такого сообщества – это Ассоциация. Рынок надо развивать здесь и сейчас, пока начинающим бизнесам не приходится подстраиваться под стандарты и правила производителей-гигантов, как случилось, например, в фарминдустрии», – заключила директор Института развития технологий и предпринимательства, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Нина Яныкина.