Космический туризм: кто вообще этим занимается

Роскосмос и Space Adventures

Космический туризм — оплачивающиеся из частных средств полеты на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. С 2001 года организацией полетов туристов занимаются Госкорпорация «Роскосмос» и американская компания «Space Adventures, Inc.». Они сотрудничают в области космического туризма с того момента, когда на орбиту полетел первый космический турист — Денис Тито. Всего за это время по программе космического туризма в космосе побывали семь человек.

До сих пор, несмотря на множество разных заявлений о космических туристах от Илона Маска или Ричарда Бренсона, Space Adventures — единственная в мире компания, которая уже сейчас имеет подобный опыт. Стоит отметить, что все полеты космических туристов были организованы на Российский сегмент Международной космической станции (РС МКС).

Частный бизнес

Однако за минувшие 15 лет в космической отрасли вполне освоились и частные компании. В Америке, Китае и Европе космический туризм постепенно превращается из идей и чертежей на бумаге в полноценный бизнес. Основные направления, по которым развивается частная космонавтика, — это производство ракет и кораблей; создание малых спутников и предоставление услуг на основе собираемой ими информации; суборбитальный туризм.

США

Сейчас активно разрабатываются программы так называемого суборбитального туризма. В этой области представлено особенно много конкурирующих частных компаний во главе с наиболее продвинувшейся Virgin Galactic (основатель — Ричард Брэнсон). Первый такой тестовый полет состоялся в 2004 году на корабле SpaceShipOne. Объявленной целью разработчиков всех этих проектов является попытка сделать полеты в космос доступными за сравнительно небольшую плату.

5 октября 2016 года компания Джеффа Безоса Blue Origin успешно протестировала систему спасения экипажа: ракета New Shepard набрала высоту, после чего капсула, в которой будут находиться космические туристы, отделилась и аккуратно спикировала вниз на трех парашютах. Сама ракета-ускоритель приземлилась неподалеку после достижения высоты в 100 км.

Иллюстрация: Дмитрий Лисовский
Иллюстрация: Дмитрий Лисовский

Последнее испытание состоялось 29 апреля 2018 года. Тогда корабль, стартовавший с полигона в штате Техас, поднялся на высоту 107 километров. После этого отделившаяся от ракеты-носителя капсула для туристов спустилась на землю на парашютах, а одноступенчатый носитель совершил вертикальную посадку. Роль пассажира исполнял манекен со встроенными датчиками. Ему дали имя Skywalker, в честь Анакина Скайуокера, одного из героев киносаги «Звездные войны».

22 февраля этого года конкурент Безоса – Virgin Galactic – запустила при помощи самолета-носителя космоплан SpaceShipTwo с аэродрома в калифорнийской пустыне Мохаве. Этот же многоразовый корабль совершил испытательный полет в декабре 2018 года. На борту корабля находились два пилота и пассажир — руководитель группы подготовки астронавтов Бет Мозес. Также корабль поднял четыре комплекта аппаратуры NASA для экспериментов. Корабль поднялся на высоту 89,9 км, а затем успешно вернулся обратно. ВВС США и представители Virgin Galactic считают, что граница космоса начинается на высоте 80 км, однако согласно Международной авиационной федерации космические полеты начинаются на высоте от 100 км.

В прошлом году основанная Илоном Маском частная американская компания SpaceX подписала первое соглашение о полете космического туриста вокруг Луны. Об этом представители SpaceX сообщили в микроблоге компании в Twitter. По словам представителей SpaceX, это событие является «важным шагом по обеспечению доступа для обычных людей, которые мечтают о полете в космос».

Европа

Еще в 2006 году стартовал проект SpacePlane. Согласно задумкам разработчиков, космический самолет, имеющий габариты, сопоставимые с габаритами небольшого реактивного самолета, сможет поднять четырех человек на высоту порядка 100 километров, выше границы между атмосферой и космическим пространством. Кроме перевозки космических туристов самолет SpacePlane может быть использован для проведения суборбитальных исследовательских миссий.

В 2014 году состоялись испытания прототипа будущего космического самолета SpacePlane, которые были проведены над акваторией Южно-Китайского моря. Прототип космического самолета SpacePlane, который имеет размеры в четыре раза меньшие, чем размеры будущего летательного аппарата, был изготовлен специалистами компании Airbus Group совместно со специалистами компании HOPE Technik при поддержке Сингапурского совета по экономическому развитию (Singapore Economic Development Board).

Китай

В 2018 году на конференции IAC2016 в Гвадалахаре представители исследовательского института ракетной техники Китайского объединения космических технологий (CALT) заявили о планах по разработке ракетоплана для космического туризма, который сможет принять на борт до 20 человек. Согласно концепции, космический корабль будет взлетать в вертикальном положении, а по достижении нужной высоты будет спускаться и садиться, как самолет. Предполагается, что ракетоплан сможет не только поднимать в космос пассажиров, но и работать как первая ступень для небольшой ракеты с полезным грузом, которая отделится от ракетоплана и доставит груз на орбиту.

Россия

Российский частный рынок космического туризма на данный момент можно с натяжкой описать как зарождающийся. Лишь несколько компаний серьезно настроены работать в области частных космических путешествий. Одна из них — «Космокурс». Компания намерена разработать собственные многоразовые ракету и корабль: ракета будет выводить корабль на орбиту и возвращаться на реактивной струе, корабль будет возвращаться сам с помощью двигателей и парашютов. В марте «Космокурс» подписал соглашение с правительством Нижегородской области о строительстве в регионе космодрома для этого проекта.

Кто уже летал в космос как турист

Иллюстрация: Дмитрий Лисовский
Иллюстрация: Дмитрий Лисовский

Деннис Тито (Dennis Tito), американец итальянского происхождения, стал первым космическим туристом, побывавшим на борту МКС. Он совершил недельный полет 28 апреля – 6 мая 2001 года и заплатил за это 20 миллионов долларов. В состав экипажа «Союз ТМА-32», на котором летал Деннис Тито, входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.

Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth), миллионер из Южно-Африканской Республики и второй космический турист МКС, отправился в путешествие 25 апреля 2002 года. Путешествие также обошлось ему в 20 миллионов долларов. Что интересно, во время полета он занимался не только съемкой видео на память, но и научными исследованиями по развитию эмбриональных и стволовых клеток в невесомости.

Аноуше Ансари (Anousheh Ansari), американка иранского происхождения, стала первой космической туристкой. Она побывала на борту МКС 18-29 сентября 2006 года. Ансари стала дублером японского космического туриста Дайсукэ Эномото, который не был допущен к полету по состоянию здоровья. Стоимость полета составила 20 миллионов долларов. Ансари провела на борту три научных эксперимента, фотосъемку из космоса и поучаствовала в нескольких образовательных телепередачах.

Кроме того, в космосе как турист успел побывать, например, и владелец Cirque du Soleil (Цирк Солнца) канадец Ги Лалиберте (Guy Laliberté), совершивший полет в период с 30 сентября по 11 октября 2009 года. Ему поездка обошлась уже в 35 миллионов долларов.

Как осуществляется подготовка к полету в космос

Подготовка первых космических туристов к полету начинается примерно за полгода и состоит из нескольких этапов — об этом в интервью Виталию Егорову (Zelenyikot) рассказывает Денис Шапиро, специалист, который занимался организацией полетов в российском представительстве Space Adventures.

Почти вся подготовка проходила в России в Звездном городке и в Ракетно-космической корпорации «Энергия», вывод на орбиту и посадка тоже осуществлялись российскими ракетами и космическими кораблями «Союз». Прежде всего, будущий участник космического полета должен соответствовать всем медицинским требованиям, иначе его просто никто не допустит даже к тренировкам, сколько бы денег у него ни было.

После того как контракт с будущим космическим туристом уже подписан и пройдены все необходимые медицинские комиссии, работу по организации космического полета можно разбить на несколько больших блоков:

  • «Логистика». Этот этап включает, как отмечает Денис Шапиро, организацию всех перелетов будущего участника космического полета и его команды, в том числе его проживание и все передвижения внутри страны, выезды на старт и посадку и так далее.
  • «Обучение». Оно проходит в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина в Звездном городке. Кстати, помимо изучения различных систем МКС и корабля «Союз», отработки нестандартных и аварийных ситуаций, тренировок на выживание, в обучение также входит изучение русского языка.
  • «Подготовка полета». Уже за полгода до старта необходимо четко представлять, чем будущий участник космического полета будет заниматься в космосе. Если в планы входит проведение научных экспериментов, необходимо четко рассчитать, что для этого понадобится, и сделать это с учетом жесткого лимита по допустимой массе.
  • Полет в космос и его сопровождение из Центра управления полетами (ЦУП).
Инфографика: Дарья Софина
Инфографика: Дарья Софина

Сколько стоит полет

Полет и пребывание на МКС

Первоначально полеты в космос обходились туристам в 20-25 миллионов долларов, с июля 2007 года стоимость космического тура выросла до 30-40 миллионов долларов. Кроме того, была обнародована цена новой услуги — выхода космического туриста в открытый космос — 15 миллионов долларов.

Суборбитальные полеты

Blue Origin — от $200 000 до $300 000 (по оценкам источников).

Космический корабль New Shepard способен доставить в космос на высоту около 100 км до шести пассажиров. Компания Blue Origin уже произвела восемь испытательных полетов New Shepard с вертикальным взлетом и посадкой, но пока без пассажиров. В ходе двух полетов на борту корабля находился тестовый манекен Скайуокер.

Virgin Galactic  — 250 000$

Стоимость двухчасового полета на корабле Virgin Galactic SpaceShipTwo составит около $250 тысяч. Пассажиры смогут увидеть Землю из космоса и ощутить состояние невесомости. SpaceShipTwo сможет взять на борт двух пилотов и шесть туристов.

«Космокурс» — $250 000 за место

Предполагается, что в капсуле смогут находиться 7 человек, из которых 6 туристов, прошедших трехдневную подготовку и заплативших $250 000 за место, и один инструктор, который в случае чего сможет оказать необходимую помощь. В компании планируют около 115-120 запусков в год.

По словам основателя и руководителя компании ООО «Космокурс» Павла Пушкина, в отличие от аналогичного предложения Blue Origin, высота полета российского корабля будет в полтора-два раза превосходить американский, соответственно время в невесомости увеличится с 3 до 5,5 минут, что не может не радовать, ведь цены на суборбитальные полеты остаются такими же. Во время невесомости космический путешественник отстегивается от кресла и наблюдает планету в один из шести иллюминаторов. Пуски планируется проводить с известного космодрома Байконур, Казахстан. Приземляться капсула и ракета будут отдельно на расстоянии не более 10 км от места взлета.

Космонавты и эксперты в области космического туризма прогнозируют, что цены на частные полеты в космос будут падать с возрастающим спросом и количеством компаний, предлагающих эту возможность.

А что можно попробовать уже сейчас и гораздо дешевле?

Например, клип группы OK Go снят в самолете, работающем по принципу Zero Gravity. Американская компания ZeroG предлагает испытать невесомость в самолете. Параболические маневры самолета, которых должно быть около пятнадцати, позволят зависать в невесомости на 20-30 секунд. Стоимость полета на одного человека около 5000$.

Когда планируются ближайшие полеты космических туристов

«Роскосмос» и Space Adventures

С этого года «Роскосмос» возобновил туристическую программу на МКС. В феврале 2019 года госкорпорация и компания Space Adventures подписали контракт об осуществлении краткосрочных космических полетов на Международную космическую станцию (МКС) еще двух непрофессиональных космонавтов на одном корабле. Предполагается, что полет на борт станции состоится до конца 2021 года. В дальнейшем «Роскосмос» планирует осуществлять до четырех пусков к МКС «Союз МС» в год, сообщал ранее гендриектор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Он уверен, что желающих будет много.

Blue Origin: Джефф Безос планирует отправить в космос человека уже в 2019 году.

SpaceX: В прошлом году компания называла японского миллиардера Юсаку Маэзаву своим первым пассажиром в путешествии вокруг Луны, которое ориентировочно запланировано на 2023 год.

«Космокурс»: первый полет компания планирует осуществить в 2025 г.