В течение многих лет я начинаю свои выступления с фразы: «Город — это не проблема, город — это решение». С каждым годом я все больше понимаю, что это не только решение для конкретной местности, страны, но и решение экологических проблем. Я работаю с городами более 40 лет, и часто встречаю очень пессимистичный настрой по отношению к городским изменениям. Постоянно слышу от мэров, что у них слишком большие города или слишком мало денег на трансформации. Мой опыт показывает: любой город на Земле может быть улучшен менее чем за три года. Вопрос не в масштабе города и не в количестве денег. Главное — изменение города должно следовать какой-то концепции, дизайну.

Если говорить об идеальном строении города, образцом для подражания может стать черепаха. Она олицетворяет собой главную идею города: люди должны жить и работать в одном месте. Если вы посмотрите на панцирь черепахи, вы поймете, что он похож на карту города. И представьте, как будет огорчена черепаха, если вы нарушите целостность этого панциря. А ведь именно это мы делаем с нашими городами: люди живут в одном месте, работают в другом, а отдыхать едут в третье.

Образ автомобиля, придуманного Жайме Лернером
Образ автомобиля, придуманного Жайме Лернером

Черепаха — герой книги, которую я написал для подростков. Еще один городской персонаж — это Отто, автомобиль. Его пригласили на вечеринку, с которой он никак не хочет уходить. Он продолжает пить, и, честно говоря, уже порядочно «набрался». Отто очень эгоистичен, он перевозит одного-трех человек, но при этом постоянно требует дополнительной инфраструктуры для своего существования. В противовес не самому приятному Отто есть добродушный автобус Аккордеон, он может перевозить до 300 человек за раз.

Мой родной город, Куритиба, — город-миллионник. В нем проживают более 1 800 000 человек. У каждого города, помимо каких-то проблем, есть очень важная роль — быть гуманным по отношению к людям. Это значит, что он должен развивать мобильность и поддерживать концепцию устойчивого развития. В начале 70-х годов прошлого века мы начали строить систему, которая обеспечивает население быстрым транспортом и может довести пассажира до любой точки города. В 1974 году, когда система начала работать, мы перевозили только 25 000 людей, сейчас — два миллиона. Понадобилось 25 лет, чтобы подобная система появилась в городе Богота, а теперь 83 страны по всему миру копируют ее — Скоростную автобусную систему Куритибы.

Автобусная система в Куритибе. Источник: jivu.info
Автобусная система в Куритибе. Источник: jivu.info

Такая система состоит из посадочных «труб», которые заменяют остановки и напоминают тоннели метрополитена. На этой остановке вы можете заплатить за поездку, не отвлекая водителя, она удобна для людей с ограниченными возможностями. Автобусы подходят с частотой в одну минуту и вмещают большое количество людей, будучи двусоставными. Людям необязательно использовать машины, если они понимают, что смогут быстро добраться до пункта назначения на общественном транспорте. Я люблю говорить: машина как теща. У вас должны быть хорошие отношения с ней, однако она не должна командовать вашей жизнью. Если единственная женщина в вашей жизни — это ваша теща, у вас, определенно, проблемы. Снижение количества машин на дорогах — шаг к улучшению жизни в городе. Ведь основные углеродные выбросы в воздух производят автомобили — более 50%. Когда мы говорим об устойчивом развитии, недостаточно затрагивать темы новых материалов, альтернативных источников энергии, «зеленых» зданий. Разговор об общей концепции города — вот что важно.

Куритиба. Источник: www.etoday.ru
Куритиба. Источник: www.etoday.ru

Наша идея мобильности состоит в том, чтобы создать связь между всеми транспортными системами. В 1883 году мы предложили Рио-де-Жанейро идею по объединению метрополитена с автобусными линиями. Сначала, конечно, она никому не понравилась, но 23 года спустя нас позвали развивать задумку. Она заключалась в том, чтобы люди могли подняться из метрополитена сразу на автобусную остановку. Это очень удобно, безопасно и значительно экономит время пассажиров. Я не считаю, что одна транспортная система лучше другой, я уверен, что нам нужно совмещать различные системы вместе и не позволять им конкурировать между собой на одной площадке.

Помните: креативность начинается тогда, когда вы убираете один ноль из своего бюджета. Уберете два — еще лучше. Производить изменения в городе нужно точечно и очень быстро, на манер китайских целителей, которые занимаются акупунктурой. Быстро — значит безболезненно. Здания можно строить очень быстро, если постараться. Знаменитый Проволочный оперный театр, например, был построен всего за два месяца.

Куритиба. Источник: jivu.info
Куритиба. Источник: jivu.info

Большое значение в Куритибе мы уделяем экологическому образованию, особенно детей. В парке Дзанинелли был построен Открытый университет окружающей среды, где проводятся курсы по экологии для взрослых и детей от 6 до 12 лет. Дети учатся разделять отходы, а потом мотивируют заниматься этим своих родителей. Благодаря такой стратегии сейчас мы перерабатываем 70% всех отходов. И это только часть предпринятых инициатив.

Я очень счастливый человек, потому что многие мои мечты исполнились. И я вас прошу, если вы не можете исполнить свою мечту, не становитесь пессимистом. Если быть настроенным оптимистично, когда-нибудь ваша мечта похлопает вас по плечу. И не верьте пессимистам, они еще никогда не делали ничего хорошего.