Проанализировав статистику социальной сети «ВКонтакте» в части профильности трудоустройства выпускников ведущих российских вузов–участников Проекта 5-100, исследователи из Университета ИТМО пришли к выводу, что в целом по стране меньше половины выпускников (46%) работают по специальности после окончания вуза.

Лидером рейтинга профильности трудоустройства по предметным областям стала медицина. В этой сфере после вузов находят работу по профилю в среднем 67% российских выпускников, свидетельствуют данные исследования. На втором и третьем местах оказались математика и информационные технологии (51,2% работающих по специальности выпускников) и естественные науки (50%). А в таких предметных областях, как юриспруденция, социально-гуманитарные науки и искусство показатели гораздо ниже: 37% и 31%, соответственно.

Это говорит о том, что даже ведущие вузы страны не обеспечивают необходимый уровень взаимодействия с работодателями, несмотря на высокий спрос на  рабочую силу на рынке  труда, отмечают авторы исследования. При этом они подчеркивают, что проблема непрофильности трудоустройства выпускников вузов России касается всех направлений подготовки и всех регионов страны.

Решение проблемы специалисты Университета ИТМО призывают искать еще в школе — дискуссия о введении предмета «Профориентация» в средних общеобразовательных заведениях ведется уже не первый год. Например, в 2015 году соответствующую инициативу обсуждали в Минобрнауки, Минтруда и Росмолодежи. Причем, помимо урока профориентации, планировалось также создание профориентационных лагерей на время каникул. Все это должно было помочь старшеклассникам определиться с дальнейшим выбором и не ошибиться с поступлением, потратив четыре года в вузе впустую.

Смена в Зеркальном
Смена в Зеркальном

Профориентация в школах Петербурга. Что уже есть сейчас?

Как отмечает директор Центра личностного развития «Ритм» ФТМИ Университета ИТМО Анастасия Причисленко, несмотря на то, что обязательного урока профориентации в школах так и не появилось, такая работа ведется во многих петербургских учебных заведениях во внеклассное время. Иногда этим в гимназиях и лицеях занимаются психологи и социальные педагоги. Чаще — классные руководители и заместители директоров по учебно-воспитательной работе, а также отдельные учителя-предметники, например, учителя обществознания. Но есть и школы, где эту деятельность ведут сразу несколько специалистов. Так, в Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга есть целый профориентационный отдел.

Что касается проектов, каждая школа также предлагает собственные варианты, некоторые из которых достаточно успешны. Среди них, например, проект JobSlam Физико-математического лицея №30. Его цель — дать возможность ребятам пообщаться с выпускниками школы, которые уже определились в профессии: выпускники школы — студенты или уже окончившие вуз ребята — по аналогии со всем знакомым форматом Science Slam в течение пяти минут на собственном опыте рассказывают, как выбрать специальность и учиться в том или ином вузе и куда пойти после выпуска из университета. 

В этом же лицее организуют и практику для десятиклассников: три недели ребята занимаются проектной работой в вузе. А в школе №191 ученики благодаря внеклассным занятиям по профориентации даже создали собственную турфирму и вместе слетали в Крым.

Смена в Зеркальном
Смена в Зеркальном

Дело за системой

Впрочем, пока, несмотря на ряд успешных примеров, в целом работу по школьной профориентации назвать системной пока нельзя, добавляет декан факультета технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) Университета ИТМО Филипп Казин. Исправить ситуацию поможет более тесное взаимодействие школ с вузами, совместные проекты и обучение педагогов новым методикам работы. В Университете ИТМО такое сотрудничество со школами выстраивается уже давно.

«Мы стараемся поднять вопрос профориентационной работы в школах на уровень системного подхода. А чтобы делать это массово в Петербурге, необходимо выстроить систему повышения квалификации учителей, которые научатся вести дисциплину “Жизненная навигация” и работать со школьниками в рамках внеучебной деятельности. Сейчас мы не просто рассказываем про наш курс — о том, как он у нас читается в университете и так далее, но погружаем в него учителей и администраторов учебной деятельности в школе. Чтобы они знали, где, как, в какие часы и с помощью каких инструментов можно работать по теме жизненной навигации. И могу сказать, что в этой сфере мы находим очень серьезный спрос со стороны всех заинтересованных в этом людей, начиная от самих школьников и учителей и заканчивая руководителями предприятий, родителями. Невский район уже назначил нам даты, когда мы работаем с директорами школ. Фрунзенский на подходе. И очень важно, что с нами работают хорошие, мощные школы из первой десятки школ Петербурга, — комментирует Филипп Казин.

Форсайт, проекты и никаких скучных лекций

Специалисты ФТМИ уже провели для учителей петербургских школ несколько обучающих семинаров, один из них — в рамках Петербургского международного образовательного форума

Семинар в рамках Петербургского международного образовательного форума
Семинар в рамках Петербургского международного образовательного форума

А уже в эти дни совместно с Комитетом по образованию Петербурга и Центром научно-технологического форсайта Университета ИТМО они организуют отдельную форсайт-сессию для ребят из лагеря «Зеркальный». В рамках специальной смены под названием «Техностарт» 300 школьников из лучших учебных заведений Петербурга и Ленобласти узнают, что такое форсайт-технологии, как этим пользоваться в реальной жизни, пройдут квест по жизненной навигации и поработают над собственными проектами.

Среди других проектов — участие в конференции «Будущее России — в высоких технологиях» и Всероссийском молодежном фестивале «Право руля». Их цель — не только работа со школьниками, но и педагогами. На обучающих семинарах специалисты Университета ИТМО рассказывают о форсайт-технологиях и обмениваются лучшими практиками с директорами ведущих школ Петербурга.

Как подчеркивает Анастасия Причисленко, форматы мероприятий далеки от традиционных лекций. Напротив, их основные особенности — применение игровых решений и практическая направленность.

«Если мы говорим про смену в лагере в Зеркальном, то здесь мы используем самые разные форматы: где-то маленькие тесты, где-то игры, дискуссии, мозговые штурмы. Как раз-таки длинных лекций, которые так не любят школьники, у нас нет, — рассказывает она. — А в целом и в работе со школьниками, и с педагогами мы используем разные интерактивные форматы. Например, в апреле у нас будет школа "Игры в образовании”, где мы учителей школ и преподавателей вузов как раз учим использовать игровые методы. Полностью интерактивным проектом является и проект "Жизненная навигация”. Причем, с одной стороны, он насыщен психологическими знаниями, а с другой — все они рассчитаны на практическое применение».