Идея

Как отмечает основательница проекта Екатерина Корсакова, магистрантка программы «Химическое образование» Университета имени Герцена, создать бота она решила еще несколько лет назад.

«Идея возникла давно, я хотела оптимизировать свою работу репетитора, чтобы не отвечать по несколько раз на одни и те же вопросы моих учеников. В итоге два года назад появился бот, сначала его использовали только те ребята, с которыми я занимаюсь, потом стали подключаться и другие. После этого я решила популяризировать разработку и выступила с ней на Geek Teachers Fest. Первые варианты бота я создавала сама, сейчас проект расширяется, присоединились специалисты Университета ИТМО. Они помогают с разработкой новых тестовых заданий, а также с загрузкой готовых вопросов в базу, что также занимает большое количество времени», — поделилась своей историей Екатерина Корсакова.

Изначально Химик-бот не задумывался как сервис по подготовке к ЕГЭ, но постепенно был перепрофилирован именно под запросы выпускников. Несмотря на это, им и сейчас могут пользоваться ученики с 8 по 10 класс, которые хотят расширить свой кругозор или подготовиться к олимпиаде.

Екатерина Корсакова. Фото предоставлено собеседницей

Екатерина Корсакова. Фото предоставлено собеседницей

В условиях эпидемии Химик-бот стал особенно актуальной разработкой, потому что подготовка к экзамену из дома — задача не из простых. По мнению куратора проекта Михаила Курушкина, руководителя лаборатории «Нейропедагогика химического образования», этот социальный проект в области образования призван не только помочь школьникам в подготовке к ЕГЭ по химии, но и облегчить труд учителей, которым необходимо понимать уровень готовности ребят.

«Если сравнивать бота со стандартными методами подготовки, например, с сайтом “Решу ЕГЭ”, то один из недостатков последнего заключается в следующем: к текущему этапу подготовки школьника большое количество тестов там уже прорешено. Все варианты очень похожи между собой, а задачи однотипные — понятно, что это шаблон самого экзамена, но долго тренироваться на однообразных примерах просто скучно. Мы же предлагаем уникальные задания с хитрыми формулировками, интересными вопросами, которые иногда немного выходят за рамки школьной программы, чтобы ребенок мог как следует подумать, а не прорешивал варианты, как робот», — пояснила Екатерина Корсакова.

Сейчас к запуску готова новая версия Химика-бота, в которой собрано еще больше заданий для подготовки к ЕГЭ. По словам разработчиков бота, им удалось собрать обширную базу, которая дает ребенку расширенные знания и показывает применение школьной программы под другим углом.

Ольга Соколовская. Фото: ITMO.NEWS

Ольга Соколовская. Фото: ITMO.NEWS

«Я составляю задания для Химика-бота. Конечно, делаю их по шаблону ЕГЭ, потому что каждая задача должна проверять знание конкретного раздела. Но при этом мы можем выходить за рамки похожих примеров и формулировок, подключать логику школьника, чтобы он не решал задачи на автомате. Мы предлагаем ему новые задания, которые интереснее решать, тем более, что за них предусмотрены призы, как в игре», — рассказала Ольга Соколовская, магистрантка химико-биологического кластера Университета ИТМО.

Как работает Xимик-бот

Школьник заходит в бот, создает личный кабинет, затем выбирает номер задания и начинает решать задания из этого раздела. После каждого ответа ему приходит обратная связь: верно/ неверно. Когда тест будет пройден, то он сможет увидеть количество набранных баллов и затраченное время. Также Химик-бот рекомендует теорию для подготовки и отправляет ее школьнику.

Изображение предоставлено разработчиками бота

Изображение предоставлено разработчиками бота

Чтобы начать решать задания, необходимо:

  1. перейти по ссылке;

  2. написать «регистрация» в сообщения группы;

  3. пройти мини-регистрацию. После этого откроется личный кабинет, где можно выбрать задание и начать заниматься.

«В боте много интерактива с учениками. Он реагирует на правильные и неправильные ответы стикерами. Еще один элемент геймификации — это подарки. Школьник получает “ачивки” за скорость, за количество решенных заданий и набранные баллы. Правильные ответы повышают его уровень в личном кабинете; чем выше уровень, тем больше возможностей обменять “ачивки” на атомы. В начале игры обмен недоступен, а вот на уровне Менделеев 2.0 набранные “ачивки” уже могут превратиться в углерод! Школьник копит “ачивки”, обменивает их на атомы, когда собирает достаточное количество для той или иной молекулы, то сообщает об этом нам, а мы отправляем ему 3D-модель этой молекулы», — добавила Екатерина Корсакова.

Молекула-приз. Изображение предоставлено разработчиками бота
Молекула-приз. Изображение предоставлено разработчиками бота

В геймификации Химика-бота принимали участие специалисты образовательного проекта «ЗНАЮ КАК». В частности, идея “ачивок” за плохие результаты принадлежит Александру Яцуренко. Именно он предложил давать школьникам небольшие награды даже за плохие результаты теста, чтобы подбодрить, и мотивировать заниматься дальше.

Подарки и внутренний рейтинг бота созданы не для того, чтобы мотивировать школьника решать задачи, а, скорее, как поощрение за успехи. Также геймификация делает напряженную подготовку к ответственному экзамену более увлекательной, чтобы выпускник мог решать задачи в комфортной, привычной среде.

«Я относительно недавно сдавала ЕГЭ по химии и могу сказать, что если бы тогда существовал такой бот, то я обязательно бы к нему обратилась. Во-первых, он предлагает разносторонние задания, есть среди них такие, которые даже мне, студентке, сразу решить не просто. Во-вторых, нестандартные задачи, советы по литературе и игровая среда бота задают позитивный настрой перед экзаменом. Думаю, что чувствовала бы себя намного увереннее на ЕГЭ, если бы до этого прорешала несколько вариантов с ботом», — рассказала Дарья Минакова, студентка факультета пищевых технологий и биоинженерии Университета ИТМО, член организационного комитета прошлогодней конференции «Менделеев 150», занимающаяся загрузкой готовых вопросов в базу.

Также в команду проекта вошли студенты Университета ИТМО Софья Антипова, Анна Ванина и Дарья Александрова, которые принимают активное участие в разработке новых тестовых заданий.