Что такое и зачем нужны двумерные металл-органические каркасы

Металл-органические каркасы (MOF) — это особый класс гибридных материалов. Они представляют собой микропористые структуры с размером пор в единицы нанометров. Решетки металл-органических каркасных структур образованы ионами металлов, которые связаны между собой органическими лигандами.

Благодаря возможности варьировать металлы и лиганды металл-органические каркасы можно применять в разных сферах — катализе, адсорбции и хранении газов. Например, перспективным может оказаться использование MOF в качестве газоанализатора ― такие устройства устанавливаются на производствах и в лабораториях для детекции утечек опасных газов.

Состав MOF можно подобрать так, чтобы материал обладал высоким оптическим откликом. Этим и занимаются ученые ИТМО. По словам младшего научного сотрудника физического факультета ИТМО Павла Алексеевского, например, благодаря лиганду 2D MOF эффективно поглощает ультрафиолетовое излучение. А преимуществом материала на основе цинка считается простота синтеза каркасов и распространенность этого металла. Также за счет двумерной природы материала достигается термостабильность — тепло, полученное от излучения, эффективно распределяется по каркасу. Эти свойства материала важны для создания оптических сенсоров и позволяют измерить оптический отклик.

Как найти к 2D MOF свой подход

Но перейти от лабораторных исследований к промышленному производству датчиков на основе двумерных металл-органических каркасов непросто, продолжает Павел Алексеевский.

Во-первых, такие датчики должны быть достаточно миниатюрными, и чтобы выполнить это условие, для их создания нужны более тонкие материалы. Сейчас ученые синтезируют металл-органические каркасы толщиной более 100 нанометров, а для компактных устройств подойдут материалы толщиной не более нескольких единиц нанометров.

Во-вторых, чтобы производимые сенсоры, например те же газоанализаторы на основе 2D MOF, могли захватывать больше веществ из окружающей среды и точнее реагировать на изменения, площадь поверхности 2D MOF должна быть как можно больше. В текущих условиях выполнить это условие сложно, так как нет единого проверенного «рецепта» создания каркасов с большим соотношением длины к толщине — к каждому 2D MOF нужен свой подход.

Выход ученые видят в том, чтобы вместо объемного кристалла высотой около ста микрометров использовать слои этого же кристалла высотой несколько единиц нанометров.

«Ранее исследователи фокусировались на получении большого количества слоев высотой несколько нанометров и длиной до одного микрометра. Для оптических устройств вроде сенсоров такие размеры слоев не подходят. Получение тонких и при этом длинных слоев — новая, пока еще нерешенная задача», — рассказала инженер физического факультета ИТМО, первый автор статьи Анастасия Ефимова.

Анастасия Ефимова рассказывает об исследовании на конференции. Фото предоставлено собеседницей

Анастасия Ефимова рассказывает об исследовании на конференции. Фото предоставлено собеседницей

Чтобы получить такие слои 2D MOF, ученые проводят процесс расслаивания. В реальной жизни он похож на вытаскивание листов из книги.

«Представьте, что многослойный 2D MOF — это закрытая книга, а его слои — это листы. Ваша задача — каким-то образом вытащить один лист. Оторвать от него кусочек не получится, так как связи в плоскости листа достаточно крепкие. А вот межслоевые связи, которые расположены на поверхности листов и связывающие их между собой, слабые. Поэтому можно вытянуть листы, начиная с самых верхних. При этом важно не помять и не разорвать их», — поясняет Павел Алексеевский.

Павел Алексеевский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Павел Алексеевский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Однако даже использование проверенных методов не гарантирует успешное получение слоев. По словам Анастасии Ефимовой, сложность в расслаивании 2D MOF в том, что вариаций каркасов огромное множество. Для каждого из них нужно подобрать оптимальный метод расслаивания, а для него в свою очередь — оптимальные параметры.

Что сделали ученые

Исследователи из ИТМО, Тяньцзиньского университета, Университета Лотарингии и Института неорганической химии им. А.В.Николаева СО РАН провели серию экспериментов и сравнили три популярных метода расслаивания 2D MOF на основе цинка и лиганда H4TBAPy.

Все три метода по-разному воздействуют на металл-органический каркас. В первом эксперименте 2D MOF обрабатывался ультразвуком. В итоге получились не очень длинные и тонкие слои — до 1 микрометра в длину и около 6 нанометров в высоту, при этом соотношение длины слоя к его высоте —900:1.

Такие же небольшие слои получились по итогам второго метода расслаивания — химического скотча. Его суть в том, чтобы одним кусочком скотча удержать кристалл 2D MOF, а вторым — приклеить части кристалла к себе и таким образом расслоить каркас. Длина слоя варьируется от 4 до 25 микрометров, толщина от 3 до 60 нанометров, а соотношение сторон — от 330:1 до 1330:1. 

Лучший результат показал третий метод, который заключался в замораживании и размораживании 2D MOF в растворителе. Ученые получили рекордно длинные и тонкие слои — от 0.5 до 64 микрометров в длину и от 1 до 4 нанометров в толщину. Соотношение длины слоя к его высоте варьируется от 500:1 до 21300:1. Такие тонкие и длинные слои позволят создать более чувствительные к изменениям химико-оптические сенсоры.

«Мы показали, как ведут себя три метода и собрали статистику, сколько времени или циклов процедур нужно, чтобы получить разные конкретные соотношения длины слоя к его высоте — от маленьких до самых больших. На основе статистики мы предложили технологический критерий. Это своеобразный параметр, который позволяет гарантированно получить слой толщиной до единиц нанометров и рекордным для 2D MOF соотношением длины слоя к его высоте — от 500:1 до 21300:1. Теперь когда другие ученые и производители захотят создать очень длинный и тонкий слой, например для сенсорных устройств, они могут воспользоваться уже известным "рецептом" приготовления слоя», — подчеркнул Павел Алексеевский.

Что дальше

Ученые уже проверили, насколько чувствительны слои к изменениям в окружающей среде и как можно измерить оптический отклик. Для этого они протестировали реакцию слоев на пары 8 растворителей в микрофлюидном чипе. В итоге слои 2D MOF смогли детектировать вещества и отреагировали на них свечением разной интенсивности. Это значит, что на основе полученных слоев можно разработать химико-оптические сенсоры.

В будущем исследователи планируют перейти к разработке наноразмерных закрытых газовых систем и ячеек. Такие устройства можно будет интегрировать в более крупные сенсоры и установить их в лабораториях и производствах, где работают с токсичными веществами.

«Внутри газовых систем будут находиться слои 2D MOF. Если в окружающей среде произошли изменения, например, появились токсичные молекулы или пары опасных растворителей, слой 2D MOF изменит оптический отклик — он станет светиться по-другому. Также кристалл 2D MOF автономен — ему не потребуется какое-либо питание», — пояснил Павел Алексеевский.

Павел Алексеевский в лаборатории ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Павел Алексеевский в лаборатории ИТМО. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Работа поддержана программой Приоритет-2030 и грантами Министерства науки и высшего образования РФ (проект №075-15-2021-589 и №075-15-2021-589).

Статья: Anastasiia Efimova, Pavel Alekseevskiy, Maria Timofeeva, Yuliya Kenzhebayeva, Alina Kuleshova, Irina Koryakina, Dmitry Pavlov, Taisiya Sukhikh, Andrei Potapov, Sergei Shipilovskikh, Nan Li, Valentin Milichko. Exfoliation of 2D Metal-Organic Frameworks: toward Advanced Scalable Materials for Optical Sensing (Small Methods, 2023).