О конкурсе

Всероссийский конкурс «Российский светодизайн» впервые прошел в 2001 году. Сегодня церемония награждения победителей конкурса ― неотъемлемая часть деловой программы российской международной выставки освещения, систем безопасности, автоматизации зданий и электротехники Interlight Moscow powered by Light + Building. Победители конкурса получают денежный приз, а также возможность пройти стажировку в компании либо съездить на крупное профессиональное мероприятие в Европу.

Университет ИТМО является информационным партнером конкурса с 2015 года, но участие принял только в этом году, представив три дизайн-концепции курсовых проектов магистрантов. Среди них ― финалист номинации «Лучший дизайн-проект внутреннего освещения». Авторы Дарья Вахрова и Александра Лежнина, магистранты международной программы «Световой дизайн», получили денежное вознаграждение и сертификат на участие в одной из дизайн-выставок Парижа.

Церемония награждения призеров и победителей конкурса «Российский светодизайн». Источник: interlight-moscow.ru.messefrankfurt.com
Церемония награждения призеров и победителей конкурса «Российский светодизайн». Источник: interlight-moscow.ru.messefrankfurt.com

Портрет участников

Состав жюри конкурса, помимо признанных отечественных специалистов, представителей вузов и профессиональных общественных организаций, ежегодно включает экспертов международного рынка дизайна, архитектуры и световой инженерии. В прошлые годы приглашенными экспертами выступали известные иностранные светодизайнеры Андреас Шульц, основатель, и Мартина Вайс, директор немецкой дизайн-студии «Licht Kunst Licht». В жюри этого года также вошли светодизайнер и глава итальянской компании «Consulino» Франческо Ианонне, а также арт-директор и руководитель группы дизайнеров «СветоПроект» Карстен Винкельс. В следующем году конкурс станет международным (в этом году к участию приглашали граждан России и стран СНГ). Кроме того, организаторы планируют ввести специальную номинацию, которая позволит авторам лучших работ реализовать свой проект на площадке международного фестиваля «Круг света» в Москве.

Среди нововведений этого года ― запуск обновленной офлайн и новой онлайн-платформы, расширение состава жюри бо́льшим количеством практикующих специалистов. Вместо категорий «Профессиональные проекты» и «Студенческие проекты» организаторы разделили работы по принципу «Лучший реализованный проект» и «Лучший дизайн-проект» (нереализованный). Каждая категория делится на номинации «Наружное освещение», «Внутреннее освещение», «Дизайн светильника».

Работы участников конкурса
Работы участников конкурса

Такое разделение автоматически повысило интерес начинающих специалистов к конкурсу, так как позволило на равных с опытными командами условиях представить проекты потенциальным работодателям и заказчикам ― архитекторам, топ-менеджерам компаний-производителей светотехнической продукции, дизайнерам, представителям городских администраций и подведомственных городских служб. Так, после церемонии награждения к магистрантам Университета ИТМО, победителям в номинации «Лучший дизайн-проект внутреннего освещения», обратились представители ведущих компаний и Министерства энергетики Московской области. На данный момент стороны ведут переговоры о трудоустройстве студентов и возможной реализации  их решений.

В номинации «Лучший реализованный проект наружного освещения» первое место заняла крупная компания «БЛ-групп» («Цветодинамическая система освещения Коммунального моста в г. Красноярске»). Лидером второй номинации «Лучший реализованный проект внутреннего освещения» стала компания «Точка опоры» (освещение ТРЦ «Каширская Плаза»). Лучший дизайн светильника выполнила молодая компания «Кубометр света» (светильник «Cloud»). Основатели являются выходцами предприятия «Световые технологии», одного из крупнейших производителей светотехники в РФ и СНГ. Среди лучших работ в данной номинации (3-е место) оказался проект выпускницы программы «Световой дизайн» Университета ИТМО Марии Кобяковой. Вместе с молодой командой единомышленников Haptic Team она реализовала световую инсталляцию «Bionic portal» на площадке международного фестиваля «Круг света» в Москве в сентябре 2018 года и представила ее жюри конкурса «Российский светодизайн».

Александра Лежнина и Дарья Вахрова
Александра Лежнина и Дарья Вахрова

В категории еще не реализованных дизайн-проектов также приняли участие начинающие и опытные специалисты. Победителями двух номинаций «Лучший дизайн-проект наружного освещения» и «Лучший дизайн-проект внутреннего освещения» стали работы магистрантов Тамбовского государственного технического университета (проект «Мемориал жертвам холокоста») и Университета ИТМО («Breath of Light»). На первом месте в номинации «Лучший дизайн-проект светильника» снова оказалась работа компании «Кубометр света» («Crater»), победителя аналогичной номинации среди реализованных проектов.

Дизайн-проекты магистрантов программы «Световой дизайн» Университета ИТМО

«Breath of Light», первое место в номинации «Лучший дизайн-проект внутреннего освещения»

Дарья Вахрова и Александра Лежнина представили дизайн-концепт курсового проекта. Он является отчетной работой по итогам первого года обучения на программе «Световой дизайн». В центре внимания магистрантов оказался Выборгский тоннель, самый длинный пешеходный подземный переход в Санкт-Петербурге протяженностью порядка 260 метров (станция метро Выборгская). Переход имеет восемь выходов и является единственным пешеходным путем сообщения между жилой зоной Выборгского района и местом притяжения сотрудников производственных компаний Калининского района: заканчивается на Чугунной улице у проходной завода им. Карла Либкнехта, недалеко от проходной завода ЛОМО.

Основная идея проекта ― дать глоток воздуха в безликом замкнутом пространстве, отвлечь от серых мыслей, настроить пользователей на рабочий режим или, наоборот, на отдых по пути домой. Для этого магистранты решили заменить старое световое оборудование на новое, разработав проект уникального решения с учетом архитектурных особенностей перехода. Решение позволяет создавать эффект неба и движения облаков за счет управляемого светового потока светодинамических приборов, попадающего на матовые панели из полистирола. Динамика, интенсивность освещения и спектральные характеристики могут меняться в зависимости от погодных условий. Если на улице пасмурно, то концентрация облаков увеличивается. Чем выше скорость ветра на улице, тем больше скорость облаков внутри пешеходного перехода. Информация о погодных условиях передается на световое оборудование посредством wi-fi.

Проект победителей конкурса «Breath of Light». Источник: online.messefrankfurt.ru
Проект победителей конкурса «Breath of Light». Источник: online.messefrankfurt.ru

Также авторы проекта предусмотрели еще одну особенность. Согласно физическим подсчетам студентов, в час пик в переходе передвигается одновременно порядка шести тысяч человек. К концу рабочего дня или в выходные пассажиропотока практически нет. Именно в этот период магистранты наблюдали рост криминогенной обстановки. Согласно результатам опроса, данный период является наиболее стрессовым для пешеходов. Соответственно, магистранты предложили интегрировать в каждый световой прибор датчики, которые реагируют на движение небольшого количества людей. При срабатывании датчиков свет становится более ярким и сопровождает пешеходов по пути следования. Таким образом, он определяет местоположение пешеходов и дает понять идущим навстречу, что за углом слепых зон кто-то есть. Люди увереннее ориентируются в пространстве и могут чувствовать себя в вечернее и ночное время в большей безопасности.

Решение световой навигации подземного пешеходного перехода станции метро Выборгская, ТОП-10 лучших работ в категории «Лучший дизайн-проект внутреннего освещения»

Магистрантки Ирина Амплеева, Наталья Бойкова и Надежда Краузе также работали с внутренним освещением пешеходного перехода на Выборгской. В данном проекте коллектив авторов сконцентрировался на решении другой проблематики места ― большого количества выходов в город. Переход разделен на три зоны: зона у метро, центральная пешеходная зона и два длинных тоннеля. Восемь выходов из данных трех зон путают людей.

Лейсян Мустаева, Наталья Бойкова, Ирина Амплеева, Екатерина Святлович, Дарья Вахрова и Александра Лежнина (слева направо сверху вниз)
Лейсян Мустаева, Наталья Бойкова, Ирина Амплеева, Екатерина Святлович, Дарья Вахрова и Александра Лежнина (слева направо сверху вниз)

Чтобы решить эту проблему, авторы предложили создать световую навигацию с использованием цветной кодировки выходов и разных спектральных характеристик источников света. В светлое время суток в переходе задействован естественный свет. Он попадает внутрь перехода через цветные витражные стекла, установленные над лестницами. В темное время суток, либо при недостатке освещения в пасмурную погоду срабатывает датчик и включается искусственное освещение. Также на стенах закреплены световые указатели, которые показывают цветом направление к выходу.

Помимо этого, студенты решили использовать два длинных тоннеля ― они ведут людей на работу. Каждый тоннель имеет свою цветовую температуру. Правый тоннель освещен более холодным светом, чтобы придать рабочее настроение. Левый тоннель более теплый. Он ведет людей в сторону метро и в жилую зону Выборгского района.

Подземный пешеходный переход на Заневской площади, ТОП-10 лучших работ в категории «Лучший дизайн-проект внутреннего освещения»

Екатерина Святлович и Лейсян Мустаева работали с внутренним освещением подземного пешеходного перехода, расположенного возле станции метро Новочеркасская на Заневской площади. Главная проблема, которую решали авторы ― дезориентация людей в пространстве: переход имеет 12 выходов с большим количеством однотипных указателей. Представленное на конкурсе решение кардинально не меняет существующее на данный момент освещение. Основная идея проекта ― создать новый интуитивно понятный визуальный код на основе определения главных точек притяжения людей и их архитектурных образов.

Подземный пешеходный переход на Заневской площади. Источник: online.messefrankfurt.ru
Подземный пешеходный переход на Заневской площади. Источник: online.messefrankfurt.ru

Так как выходы перехода расположены на четырех основных проспектах, было решено разделить 12 выходов на четыре направления. На основе социологического опроса и физического подсчета пешеходного трафика, молодые исследователи определили четыре главные архитектурные доминанты каждого проспекта и, на основе анализа полученных данных, создали собственную графическую символику каждого объекта. Чтобы обеспечить вандалоустойчивость и, соответственно, долгий срок эксплуатации светового оборудования, авторы предложили интегрировать в стену модульные линейные светильники.

«В основе нашей образовательной программы лежит стратегия, которая близка к Strategic Roadmap 2025 ассоциации световой промышленности LightingEurope объединить лучшие практики университета, муниципалитета и индустрии для устойчивого развития технологических рынков с учетом современных запросов общества на энергоэффективные решения, благополучие людей и рост качества жизни. С 2016 года мы практикуем и развиваем проблемно-ориентированный подход. Ядро проблемного подхода решение актуальных вопросов, возникающих при взаимодействии человека с миром, за счет комплексного использования арсенала знаний, методов и технологий.  Достигнуть наиболее эффективных результатов здесь можно, если есть единый образовательный процесс, есть взаимопонимание и активное взаимодействие интердисциплинарной команды преподавателей. Такую команду мы формируем с 2014 года и продолжаем формировать из числа выпускников нашей программы ― они являются для нас главным вектором развития современных образовательных инструментов», – объяснила Наталья Быстрянцева, руководитель программы «Световой дизайн».

Стержнем при создании проектов пешеходных переходов стала дисциплина «Формирование световой среды». Студенты объединили все навыки, компетенции и знания, полученные в ходе освоения других дисциплин программы «Световой дизайн». В некотором смысле это стало вызовом для преподавателей: им предстояло не просто создать образовательный курс, адаптированный к контенту стержневой дисциплины, а выработать методологию, которая может помочь студентам увидеть четкую связь между предметными областями и научиться комплексно использовать знания для решения той или иной проблематики при проектировании объектов городской среды.

Наталья Быстрянцева
Наталья Быстрянцева

По словам Натальи Быстрянцевой, представители Высшей школы светового дизайна долго искали модели и инструменты, которые бы позволили оперативно следить за образовательным процессом, при необходимости вовремя скорректировать вектор развития проектов и комплексно оценить результат. На данный момент активно используются сервисы «Google Документы», Milanote (для фиксации лучших практик, методов и материалов), Channelkit (сервис информативной и визуальной систематизации больших объемов данных для дизайнеров). Студенты также пользуются этими инструментами. В офлайн формате проводятся дискуссионные сессии, на которых магистранты обмениваются лучшими практиками и дополняют друг друга недостающими знаниями.

«Перед началом создания дизайн-концепции каждый студент проводит комплексный анализ места. Он включает натурное исследование, социологические опросы и расчет трафика пользователей среды, пространственно-временной и морфологический анализ места, поиск основных точек притяжения людей, оценку восприятия световой среды человеком, соответствие качества освещения нормам. При оценке качества световой среды объекта студенты, пропуская через себя информацию, определяют, что их волнует и с чем они не согласны, что мотивирует их к изменениям. В итоге, выбирают методы объективного обоснования выбора решения, расчета стоимости замены или модернизации оборудования. Интересно, что, даже работая с одной и той же средой, объектом и местом, студенты предлагают принципиально разные решения, каждый выбирает свой уникальный путь», ― делится Наталья Быстрянцева.

Такой подход, добавила Наталья, показывает эффективность не только в Университете ИТМО. Его активно используют и международные коллеги: например, вуз-партнер Aalborg University (Дания), лауреат профессиональной премии PLDR Awards 2018 в области инновационного образования светодизайнеров.