Как вы начали заниматься танцами?

— Танцевать я любила с детства. В старших классах начала интересоваться уличными танцами. Весной 2006 года, когда я уже училась на первом курсе ИТМО, мне пришла мысль организовать свой кружок по хип-хопу.

Дальше я активно занималась, преподавала, выступала. Танцы меня затягивали все больше и больше. Уже к концу четвертого курса я поняла, что не хочу работать по профессии ― я училась на естественно-научном факультете, изучала высшую математику. Поэтому, окончив бакалавриат, я поступила в Академию русского балета имени Вагановой на хореографа.

Почему вы решили организовать свою студию в ИТМО?

— Тогда в ИТМО было две танцевальные студии: в одной занимались джазовой эстрадой, а во второй — RnB. Ни то, ни другое мне не подходило, и я решила открыть свою. Изначально во Flame была только я и еще около пяти однокурсников. Но постепенно студия росла, развивалась, с каждым годом к нам стало приходить все больше людей.

Елизавета Некрасова. Фото из личного архива собеседницы

Елизавета Некрасова. Фото из личного архива собеседницы

Сколько сейчас человек занимается во Flame и как к вам попасть?

— У нас есть два состава: начинающий и основной. В начинающий состав может попасть любой желающий, даже необязательно, чтобы человек был студентом ИТМО.

Если же у танцора высокий технический уровень, он владеет основными принципами движения, быстро учит хореографию, то мы уже приглашаем его в основной состав.

Всего в обоих составах сейчас у нас занимается около 80 человек. У основного состава занятия проходят три раза в неделю, у начинающего по два-три раза. Уроки веду я и моя бывшая ученица, а сейчас менеджер и педагог коллектива Анастасия Мутовкина. У начинающего состава уроки ведут наши студенты, надежные участники основного состава, стремящиеся раскрыть себя в преподавании. Стараемся развивать преемственность.

Помимо самих занятий, вы ставите спектакли, перформансы и мюзиклы. Расскажите о них подробнее, что это за постановки?

— В последнее время к нам приходит много людей, у которых уже есть определенный танцевальный бэкграунд, они постоянно развиваются, им хочется большей творческой самореализации. В какой-то момент я поняла, что мне мало лишь вести занятия.

Тогда мы вместе с моим другом-режиссером переработали пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» и поставили пластический спектакль. Его премьера состоялась на сцене ИТМО, в актовом зале на Кронверкском проспекте. Если раньше я интересовалась сугубо танцевальными баттлами, то спектакль стал для меня совершенно новым опытом, именно с него началась моя карьера как хореографа.

Детективный мюзикл «Последний заказ». Фото из личного архива Елизаветы Некрасовой

Детективный мюзикл «Последний заказ». Фото из личного архива Елизаветы Некрасовой

Один из самых крупных проектов, который был осуществлен совместно с другими творческими направлениями, — детективный мюзикл «Последний заказ». В проекте приняло участие довольно много людей: это и вокалисты, и актеры, и танцоры... Для меня это был очень крутой опыт, ведь мы с коллегами из Центра организации творческих и корпоративных проектов (ЦОТиКП) сами с нуля написали весь сценарий, Елена Махина прописала все диалоги, что мне кажется почти непосильной задачей, разрабатывала мизансцены, Николай Гражданов компилировал весь музыкальный материал и вообще держал «вожжи» режиссуры огромной работы с большим количеством студентов… Ну а я отвечала за хореографию, причем не только для танцоров, но и для актеров, которые во время танца еще и петь должны успевать. Трудно и грандиозно!

А есть ли у вас опыт в Art&Science, были ли идеи, как объединить танец и науку?

— У нас есть один незавершенный проект, к которому я отношусь с большим трепетом: создать цикл танцевальных роликов о физике. Расскажу небольшую предысторию, как мне пришла в голову эта идея.

Однажды я читала научно-популярную книгу «Ритм Вселенной» американского математика Стивена Строгаца. Он очень вдохновенно и красиво рассказывает о различных научных проблемах, которыми занимался на протяжении своей карьеры. В частности, ученый часто сталкивался с изучением процессов синхронизации в разных сферах и областях. И в этой книге было очень красивое описание процесса появления кванта света. Строгац проводил интересные визуальные аналогии.

Например, представьте, что в пустыне на стуле стоит арбуз. Внезапно арбуз падает, разбивается, и из него вылетает семечко. Семечко ― это квант света. А потом семечки летят и синхронизируются в одном направлении — так он описывал работу лазеров.

Танцевальные постановки на тему физики. Фото из личного архива Елизаветы Некрасовой

Танцевальные постановки на тему физики. Фото из личного архива Елизаветы Некрасовой

Когда читаешь это описание, то создается ощущение, что смотришь безумное кино, все так живо представляешь. И тогда я подумала, как классно было бы посредством Art объяснить Science.

Хоть я уже много лет занимаюсь танцами, но все еще кое-что помню из математики и физики. И я подумала, что было бы здорово через танец объяснить физические законы. Мой друг ― Вова Пшеничнов, который на тот момент преподавал на кафедре ИТМО, ― предложил взять законы Ньютона.

Условия равновесия, вращательные движения, импульс — там много интересных и сложных вещей, которые мы можем показать через движение тела. Вместе со студентами мы выиграли грант, нам выделили деньги на пошив костюмов, аренду киностудии. Правда, процесс занял много времени: репетиции сначала отменялись из-за локдауна, потом из-за второй волны коронавируса… Но в итоге нам все-таки удалось отснять материал и сейчас мы занимаемся созданием графики. В этом проекте с нами сотрудничает Мегабайт, а это значит, что мы в предвкушении красоты технического воплощения этой идеи!

Елизавета Некрасова. Фото из личного архива собеседницы

Елизавета Некрасова. Фото из личного архива собеседницы

Какие у вас творческие планы на ближайшее время?

— Я разделяю процессы, происходящие внутри коллектива, на два типа: внутренние и внешние. Внешние — это постановка мюзикла, съемки видео, участие в конкурсах, а внутренние — работа над техническим мастерством.

Мне хочется дать ребятам не только навыки танца, но и инструменты, с помощью которых они сами могли бы создавать собственные проекты. Например, у нас есть давняя мечта сделать вечер перформансов, где ребята показали бы собственные номера, а мы лишь выступали в роли кураторов. Надеюсь, в ближайшем будущем сможем эту идею реализовать.