Национальная технологическая олимпиада (НТО) — это командное инженерное соревнование, в котором участвуют школьники и студенты со всей России. Олимпиада делится на четыре трека, которые соответствуют возрасту участников: трек для школьников 5–7 классов, 8–11 классов и студентов. Также для абитуриентов проводится отдельный конкурс цифровых портфолио «Талант». Все обучающиеся слушают лекции экспертов и решают задачи от крупных российских технологических компаний в разных областях: от искусственного интеллекта и «умной» энергетики до нанотехнологий и геномного редактирования.

Для школьников 8–11 классов ИТМО проводит четыре профиля НТО:

  • «Большие данные и машинное обучение»,
  • «Интеллектуальные робототехнические системы»,
  • «Инфохимия»,
  • «Программная инженерия в финансовых технологиях» (состязания по этому направлению состоялись в Первом неклассическом в 2024 году впервые).

«Раньше профиль "Программная инженерия в финансовых технологиях" проводился другими вузами. В этом году профиль организует ИТМО, и мы сместили его фокус на IT-сферу в веб-разработку. Это поможет готовить разработчиков, которые будут хорошо разбираться и в финансовых вопросах, и в проектировании IT-продуктов. Такие специалисты очень востребованы на рынке, в том числе в крупных IT-компаниях вроде Сбера», — отметил начальник отдела организации приема ИТМО Алексей Итин.

Финал НТО по программной инженерии в финансовых технологиях. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Финал НТО по программной инженерии в финансовых технологиях. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

На профиль «Программная инженерия в финансовых технологиях» зарегистрировались порядка двух тысяч школьников со всей России. Состязания включали два этапа, пройти их удалось только 36 участникам ― именно они и приехали на очный финал в ИТМО. Финалисты представляли Москву, Новосибирск, Томск, Владивосток и другие города страны.

На очном финале участникам предстояло решить задание от партнера профиля ― компании Сбер. За неделю они создали интерактивные дашборды на основе данных Центрального банка России, научились предсказывать курсы валют и котировок акций при помощи машинного обучения. Чтобы справиться с заданием, участникам нужно было уметь программировать на Python и создавать базы данных, а также разбираться в машинном обучении, программном интерфейсе приложения (API) и области финансов. Получившиеся сайты и приложения финалисты защитили перед экспертами Сбера, преподавателями и разработчиками ИТМО. Победителями соревнований жюри признало команду winning team, которая представила наиболее проработанное решение. Призерами стали еще две команды.

Победители и призеры получили дополнительные семь баллов к ЕГЭ. Их можно использовать для поступления в ведущие вузы страны, в том числе в ИТМО. Например, на такие образовательные программы бакалавриата с традиционно высоким конкурсом:

Также победа в профиле засчитывается как достижение, которое можно подать на конкурс цифровых портфолио «Талант» и получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы-партнеры конкурса.

Финал НТО по программной инженерии в финансовых технологиях. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Финал НТО по программной инженерии в финансовых технологиях. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

По словам Алексея Итина, в перспективе победители НТО по направлению «Программная инженерия в финансовых технологиях» могут рассчитывать на право поступать в университеты страны и вовсе без экзаменов ― соответствующую заявку на включение соревнований в список российского совета олимпиад школьников (РСОШ) организаторы профиля уже готовят.

Корреспондент ITMO NEWS побывал на соревнованиях и узнал у участников, чем полезны подобные олимпиады и почему в них стоит участвовать как можно раньше.

Екатерина Кишинская

Ученица 11 класса университетской школы Дальневосточного федерального университета, Владивосток

Екатерина Кишинская. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Екатерина Кишинская. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Я участвую в НТО впервые, и, честно говоря, жалею, что не попробовала раньше. Мне понравился взрослый подход к работе — нам давали материалы, а дальше мы сами по ним обучались. Так получалось намного продуктивнее. Например, я в первый раз сама писала нейросеть, и для этого сама изучала, что такое регрессионный анализ в Data Science, и разбиралась в новых инструментах — библиотеках Dash, Pandas и NumPy. Первая нужна для работы с веб-приложениями, вторая и третья — для обработки и анализа структурированных данных и многомерных массивов. Хоть я и много программирую, создавать нейросеть было совсем не просто. Но результат работы мне понравился.

Все эти знания пригодятся мне в будущем, ведь я очень хочу поступить в ИТМО на IT-направление. Многие мои знакомые уже учатся здесь. Они рассказывают, как иногда бывает сложно учиться, но полученные знания помогают им становится хорошим специалистами. Именно это мне нравится в ИТМО.

Анастасия Бородулина

Ученица 10 класса лицея №22, Новосибирск

Анастасия Бородулина. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Анастасия Бородулина. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Я много раз участвовала в НТО по другим направлениям — только в прошлом году решала задачи по направлению «Инфохимия» и «Автоматизация бизнес-процессов». Но именно на профиле «Программная инженерия в финансовых технологиях» я впервые прошла в финал. Олимпиада позволяет правильно оценить свои способности и погрузиться в атмосферу, которая максимально близка к рабочей, как будто я занимаюсь реальной задачей компании. Еще в финале давали более сложные задания, чем на втором этапе, и благодаря этому я многому научилась — например, освоила библиотеки для работы с дашбордами и разобралась, как писать интерфейс программирования приложений. Я продолжу заниматься программированием и в будущем планирую поступить в Новосибирский государственный университет.

Данил Фирсов

Ученик 11 класса школы № 1384, Москва

Данил Фирсов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Данил Фирсов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Я в первый раз участвовал в НТО, и мне понравилось, что в финале была не теоретическая задача, а реальный кейс. Мне нужно было отнестись к своей разработке как к цельному продукту и найти баланс между удобством для пользователей и функционалом, который мы закладываем как создатели. Это ценный опыт, который поможет мне в дальнейшем выполнять похожие проекты в других областях, в частности в университете.