От закрытого вуза до мирового научно-образовательного центра

Основанный в 1900 году, ИТМО на протяжении своего развития несколько раз кардинально менял стратегию, обновлял названия и визуальный стиль. В XX веке университет выступал одним из флагманов исследований в области оптики и лазерных технологий ― например, именно здесь учился и работал «отец русской голографии» Юрий Денисюк. В 1990-е в ИТМО начали стремительно развиваться информационные технологии. В результате университет стал сильнейшим IT-вузом страны, а его студенты семь раз выигрывали самый масштабный и престижный чемпионат мира по программированию ― ICPC (этот рекорд пока не повторил ни один университет мира).

В новом тысячелетии в университете стали развиваться новые направления ― химия, биоинформатика, биотехнологии, науки о материалах и многое другое. Сегодня ИТМО занимает ведущие позиции среди российских вузов по целому спектру научных направлений ― например, в последней версии Шанхайского предметного рейтинга он лидирует среди университетов России сразу в семи направлениях.

Последний раз ИТМО менял визуальный стиль в 2014 году. Тогда он заявил о себе как о современном университете, интегрирующимся в мировую науку и образовательное пространство. Эта концепция отразилась в слогане 'IT's MOre than a UNIVERSITY' («Больше чем университет»). Сейчас команда университета приступила к следующему этапу изменений ― в 2021 году ИТМО стал одним из лидеров программы «Приоритет 2030» и представил новую Программу развития до 2030 года ― «Университет открытого кода».

ИТМО сегодня

В основу Программы легли изменения, которые произошли в университете за последние восемь лет. За это время ИТМО расширил сеть индустриальных партнерств ― например, вместе с ОАО «РЖД» ученые университета создают первую магистральную квантовую сеть Москва ― Санкт-Петербург. А в этом году ИТМО и «Газпром нефть» подписали соглашение о создании в Петербурге инновационного индустриального центра мирового уровня, который займется разработкой сенсоров, роботов, систем управления беспилотниками, вычислительных систем и других цифровых решений для нефтегазовой отрасли. Помимо этого, в сотрудничестве с компанией в университете был запущен Центр высокотехнологичной химии ― здесь будут выполнять более 150 различных исследований, часть из которых ранее была недоступна для компаний на российском рынке.

Изменились и образовательные программы ― сегодня университет все чаще открывает корпоративные программы вместе с ведущими компаниями (среди них ― «Яндекс», «Газпром нефть» и другие), а также работает с новыми форматами, в том числе с ведущими игроками EdTech-рынка. Например, в этом году в ИТМО открыты магистратура «Продуктовый дизайн» (совместно с «Нетологией») и онлайн-магистратура «Инженерия машинного обучения» (совместно с компанией Napoleon IT).

Наконец, меняются бизнес-процессы и среда в университете. За последние годы в ИТМО открылись Студенческий офис и Офис поддержки сотрудников, которые взяли на себя решение многих административных вопросов. Появились новые пространства, которые изменили сам формат работы и взаимодействия для студентов и сотрудников.

«Таким образом, ИТМО действительно выходит за рамки классического университета. Характер изменений по духу приближает нас, скорее, к современной IT-корпорации, объединяющей целую экосистему совершенно разных продуктов. За последние годы ИТМО расширялся, появлялись новые направления и проекты. И благодаря этому ему удалось стать крупным бизнес-игроком ― со своими наукоемкими технологиями, R&D центрами и культурой. Все это мотивирует нас концептуально развиваться по новой модели. Мы давно говорим, что ИТМО ― это больше чем университет. Но что это конкретно? Это Super App, состоящий из целого спектра продуктов и направлений. Это не IT-, а целая научно-образовательная корпорация, которая, с одной стороны, объединяет фундаментальный подход и генерирует новые знания, а с другой ― разрабатывает и внедряет новые продукты», ― говорит начальник Департамента по стратегическим коммуникациям ИТМО Кирилл Александров.

Концептуально модель научно-образовательной корпорации объединяет в себе сразу несколько глобальных идей. Для студентов ― это образование, которое позволяет строить успешную карьеру уже с первых курсов. Для ученых ― это прежде всего академическая свобода, комфортная среда и исследования на фронтирах науки. Для всех, кто ориентирован на развитие бизнеса и новых проектов, ― это современные подходы к организации работы, распределенная система управления и развитая стартап-культура.

А для всех членов ITMO.Family ― это открытость, которая предполагает, что любой может делиться своими идеями и получить поддержку для их развития. И, наконец, это целый образ жизни, который предполагает развитие талантов каждого участника, заботу о его ментальном здоровье и формирование комфортной и экологичной среды.

Новый логотип и фирменный стиль: как все выглядит сейчас

Студенты ИТМО в 2022 году. Фото: Мегабайт Медиа

Студенты ИТМО в 2022 году. Фото: Мегабайт Медиа

Эти смыслы визуально отражены в новом фирменном стиле. Над его созданием работала команда Департамента по стратегическим коммуникациям ИТМО без привлечения агентств. На реализацию ушло около полугода.

Слоган IT's MOre than a UNIVERSITY («Больше чем университет») остался прежним. Теперь ИТМО становится научно-образовательной корпорацией. Однако в фундаменте этой корпорации остается университет.

Логотип изменился, став более коротким, минималистичным и запоминающимся. Еще несколько лет назад университет отказался от расшифровки аббревиатуры ИТМО. Теперь короткое и емкое название отражено и в логотипе ― это самодостаточное понятие, которое символизирует всю экосистему ИТМО. При этом слово «университет» остается важной частью логотипа и будет использоваться в коммуникациях, направленных на абитуриентов и касающихся образовательных программ и проектов. Отдельно будут использоваться унифицированные логотипы для каждого направления и суббренда ИТМО. Например, ITMO.Family, ITMO.News, ITMO.Start и многих других.

За счет лаконичности новый логотип будет проще использовать в различных форматах коммуникации и разных презентационных материалах. Если раньше он имел три цвета (белый, синий и красный) и выглядел, как облако точек с надписью, теперь это всего одно слово с запоминающимся символом в начале. Логотип выполнен в двух вариантах ― белом и черном, что делает его более универсальным.

Отдельный смысл вложен в специальный символ ― букву «И». Визуально она ассоциируется с несколькими образами. Это и разводка мостов, которая напоминает о концепции «Петербург ― город, в котором ИТМО», и слэш в программировании, и книги на полке (обучение и новые знания).

Источник: ИТМО

Источник: ИТМО

Концептуально буква «И» в русском языке ― это прежде всего союз, объединение различных частей в одно целое: наука и технологии для общества, учеба и работа, теория и практика, мечты и действия. При этом буква также универсальна и понятна в том числе англоязычной аудитории: на английском «i» ― это начало многих вдохновляющих и близких к культуре ИТМО понятий (idea, innovation, inspiration и многое другое).

Наконец, это способ расставить все точки над «И»: ИТМО просвещает, делится знаниями, верифицирует данные и создает новые смыслы.

Новая палитра. Источник: ИТМО

Новая палитра. Источник: ИТМО

Появилось больше свободы в использовании цветов. Теперь новый стиль ИТМО, в отличие от прошлого решения, не предполагает жесткого ограничения по количеству используемых цветов. Палитра значительно расширена ― это также дает возможность большей свободы в самовыражении.

Что дальше

Как подчеркивает Кирилл Александров, новый фирменный стиль ИТМО ― это не только визуальное воплощение текущих изменений, но и задел на будущее. В ближайшие годы команде университета предстоит решить амбициозные задачи, обозначенные в Программе развития. Среди них ― ускорение научно-технологического прорыва, достижение высокого уровня технологической готовности (TRL 7–8), а также системное внедрение технологий сильного искусственного интеллекта и дальнейшее развитие индустриальных связей. В этом смысле более современный облик университета поможет выйти на новый уровень коммуникации с разной аудиторией.

Редакция новостного портала