В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил создать пункты проведения ЕГЭ в странах СНГ — на базе центров русского языка. «Все это должно дать возможность талантливым молодым людям из стран Содружества поступать в наши высшие учебные заведения», — отметил лидер государства.
Мы спросили председателя Совета ректоров Петербурга ректора национального исследовательского университета ИТМО Владимира Васильева о том, не зазорно ли перетягивать мозги, не расстроит ли конкуренция наших абитуриентов и не назначат ли другие государства «выкуп» за особо умные головы, о чем периодически заговаривают.
— Владимир Николаевич, заявление президента ведь не было неожиданностью?
— Нет, эту тему уже довольно давно обсуждали. Но когда ее поднимает президент, причем в послании Федеральному собранию, — понятно, что это будет выполняться.
Система высшего образования в любой стране заинтересована в так называемой интернализации — в открытости, в привлечении наиболее талантливой, профильно ориентированной молодежи. В том числе из других стран. Посмотрите на систему высшего образования – американскую, европейскую, китайскую, японскую, австралийскую: они стремятся привлечь студентов из числа так называемых нерезидентов. Что касается постсоветского пространства, его русскоязычного населения — нас связывает еще и прежняя история взаимоотношений.
Думаю, такие пункты приема ЕГЭ будут крайне важны для абитуриентов из, например, среднеазиатских республик, которые хотели бы получить российское высшее образование, — им не придется тратиться на лишние приезды в Россию ради сдачи российского единого госэкзамена. Мне кажется (даже не кажется — я уверен), что это благо для высшей школы России. Но это не односторонняя выгода — это на пользу и конкретным личностям, которые решили учиться именно в российских вузах.
— У вас учатся довольно много студентов из Белоруссии. Как они поступали?
— Есть соглашение Евразийского экономического сообщества, — в ЕврАзЭс входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. И, в соответствии с соглашением, студенты этих государств имеют право поступать в вузы стран ЕврАзЭс на основании своих документов. Кроме того, есть отдельное соглашение между Белоруссией и Россией. Но абитуриентам из других стран СНГ пока приходится специально сдавать российский ЕГЭ.
— Вы сказали: выгодно для российской высшей школы, выгодно для конкретной личности. А вот Белоруссия ревнует: дали, понимаешь, детям прекрасное школьное образование — а Россия «увела».
— Такая проблема есть. Но она точно так же стоит и в России: «мы, понимаешь, растили», а от нас уезжают в Соединенные Штаты и Западную Европу. И в России, и в Белоруссии то и дело предлагаются разные схемы «компенсации» стране: если выпускник уезжает за границу — налагать на него финансовое бремя за то, что государство в свое время оплатило его среднее образование. На практике этого нет. Все-таки свободу перемещений никто не отменял. Но многие хотят, чтобы было как, знаете, в футболе: клуб получает игрока, заплатив его прежнему клубу.
Безусловно, и нам обидно: мы людей подготовили, хотели, чтобы они остались не просто в России или Петербурге, а у нас в университете, столько вложили — будто кусочек самого себя теряешь с каждым отъездом. Но понимаешь: так сложилось. Из Южной Кореи, Китая выпускники школ уезжали в иностранные вузы, но университеты Южной Кореи и Китая сейчас успешно развиваются, они на вершине международных рейтингов.
Ясно, что 10% уехавших так и осядут в других странах. Но ведь они там рассказывают, откуда они, в какой школе или вузе учились. Так что неявная, но все-таки капитализация школ, систем образования в нашем глобальном мире происходит. Эта мягкая политика, позволяющая учиться в другой стране, все равно принесет долгосрочный выигрыш. Кстати, такого уж явного столкновения, противоборства нет: вот у меня будет директор одного из академических институтов Белоруссии — мы ведем совместные научно-исследовательские работы.
— Вопрос как главе городского Совета ректоров: сейчас много абитуриентов из СНГ к нам едут?
— Да, в последнее время тяга к петербургской высшей школе у ребят из СНГ есть. Четко причины назвать не могу, для этого надо специальное исследование провести. В конце 1990-х — начале 2000-х был провал: сомневались не в качестве нашего высшего образования, а в безопасности. Родители боялись сюда детей отправлять, в мегаполисах была тревожная аура — хулиганы, скинхеды. Сейчас, кажется, подуспокоилось, но приезжаю в тот же Казахстан или Киргизию — и первый вопрос: «А как там у вас, не опасно?».
— Насколько знания выпускников стран СНГ согласуются с требованиями петербургских ведущих вузов?
— Знаете, и внутри-то России качество подготовки часто зависит не только от региона, но и внутри того или иного региона — от конкретной школы. Я бы не проводил жесткую дифференциацию. Очень сильная подготовка у поступающих из Белоруссии, Казахстана. Из Киргизии. Ответственные ребята. Не очень ровно идут абитуриенты из Таджикистана, Туркменистана. Если говорить об Украине, то она, скажем так, очень похожа на Россию — в неравномерности подготовки. Но те, кто поступает в ИТМО, в целом очень достойные.
— В связи с предложением президента какие трудности предвидите? Для стран СНГ пункты ЕГЭ станут фактически пунктами утечки мозгов.
— Я напомню ситуацию, когда в России стали появляться центры по сдаче TOEFL (тест на знание английского как иностранного. — Ред.). Было абсолютно понятно, что человек сдает этот тест, чтобы уехать учиться или работать на Запад. Помню эти споры: «Да что же делается! Мы облегчаем путь тем, кто собирается уехать, вместо того чтобы удерживать их здесь». Тем не менее пунктов по сдаче TOEFL становится только больше.
Государству — каждому — наверное, придется понять: люди уезжают, чтобы наращивать свою интеллектуальную капитализацию. Что должно быть в основе его интересов? Чтобы личность максимально реализовала свой потенциал. Там, где сочтет нужным. Не секрет: ведь многие рассматривают и российское высшее образование как ступень, как трамплин для прыжка на Запад.
Мне кажется, что организация пунктов по сдаче ЕГЭ, наоборот, поможет наладить более тесное сетевое сотрудничество между школами и университетами. И выиграют все.
Я понимаю, что есть риски. И разное отношение к этому — как в России, так и в других государствах. Пример приведу, соседнюю Финляндию. У них ведь тоже бесплатная система высшего образования, там учатся и российские студенты. В октябре в парламенте Финляндии поднимался вопрос: «Почему мы должны за наши финские деньги бесплатно учить иностранных студентов?!». Понятно, кого в первую очередь имели в виду — наших.
То есть взгляды разные. И когда будут организованы пункты ЕГЭ в странах Содружества — тоже будут возникать вопросы...
— ...честно ли «там» сдают?
— Да-да. И «почему они заняли наши бюджетные места?». И «на каком основании мы обучаем «чужих» за деньги налогоплательщиков — лучше бы своих учили!». Будут, будут такие разговоры. Кто-то и популизмом на этой почве займется. Но мне кажется, все это надо обсуждать. И главное — государство не должно возводить барьеры развитию личности. Границы прозрачны, мир глобален, люди переезжают с места на место — учились в одной стране, работают в другой. Человек, который собирается уехать, — уедет. Так или иначе. Просто в случае если ему чинят препятствия, уедет с неприятным осадком.